30 апреля Татьяна Дмитриевна Зражевская выступила с докладом на заседании Воронежской областной Думы.
Вниманию депутатов был представлен доклад о соблюдении прав человека в Воронежской области в 2014 году.
Доклад содержит обобщающую информацию о проблемах и выводы о соблюдении прав и свобод человека, рекомендации по решению выявленных проблем, а также основные результаты работы аппарата Уполномоченного и примеры, на основании которых были получены выводы и рекомендации.
Согласно динамике объективных индикаторов социально-экономического положения региона, полученных на основе анализа официальных статистических данных, в 2014 году качество жизни населения ухудшилось. Это подтверждает также общий рост количества обращений и преобладание социально-экономической тематики в общем объеме нарушенных прав.
Обращения по социальным правам и правам-гарантиям на государственную и судебную защиту, на обращение в государственные и муниципальные органы составляют около 75% от общего количества. Это свидетельствует о возросших требованиях людей к обязательствам государства по гарантированию их прав и свобод и неадекватности уровня их выполнения.
Чаще других нарушались права на жилище, на социальное обеспечение, на собственность, на государственную защиту прав и свобод.
Наименее защищенными категориями населения по-прежнему остаются пенсионеры и инвалиды, проблемы которых усугубляются ростом цен на основные продукты питания и коммунальные услуги.
Более половины обращений приходит от жителей Воронежа, а не области. Это говорит как о большей социальной активности, так и о наличии масштабных хронических проблем в работе муниципальных органов областного центра. Среди других муниципальных образований по количеству обращений "лидировали": Россошанский, Панинский, Новоусманский, Острогожский, Лискинский районы и Нововоронеж.
В 2014 году граждане наиболее часто жаловались на деятельность:
-органов местного самоуправления;
-органов ФМС, ФСИН;
-судов и судебных приставов;
-департаментов правительства Воронежской области.
Органы местного самоуправления стабильно остаются одним из основных нарушителей прав граждан. Они далеко не всегда готовы обеспечивать реализацию прав граждан, предоставлять муниципальные услуги, реагировать на обращения, поддерживать открытость своей работы в силу ряда причин (недофинансирование, отсутствие "вертикали" управления, слабый контроль). Безусловным "лидером" по нарушениям среди органов местного самоуправления по-прежнему остается администрация городского округа город Воронеж.
Наибольшее количество проблем и нарушений остается в сфере жилищных прав граждан.
Основные нарушения здесь проявлялись:
- при переселении из аварийного жилищного фонда,
- в вопросах принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
- предоставлении жилья по договорам социального найма.
ВТОРАЯ проблемная зона находится в сфере имущественных прав. Основные нарушения в ней касаются непредставления земельных участков тем категориям граждан, которые данным правом обладают на основании федерального и областного законодательства.
ТРЕТЬЯ проблемная зона — нарушения прав граждан на охрану здоровья:
- бесплатное оказание медицинской помощи,
- реабилитация инвалидов и создание для них «доступной среды» на объектах транспортной инфраструктуры.
ЧЕТВЕРТАЯ проблемная зона – нарушения, связанные с вопросами гражданства, свободы передвижения и выбора места жительства.
В 2014 году на территории Воронежской области отмечалось:
- обострение проблем легализации иностранных граждан;
- нарушение прав в сфере международной трудовой миграции;
- непропорциональное применение власти при принятии решений о выдворении иностранцев.
В качестве оптимального системного решения проблем (прежде всего трудовой миграции) Уполномоченным обосновано создание в регионе Единого миграционного центра по приему и документированию иностранных граждан, в котором будут реализовываться государственные функции и услуги, необходимые для их легализации. Высокая эффективность аналогичных центров была доказана в других субъектах РФ.
В Докладе сформулированы рекомендации органам законодательной и исполнительной власти, а также органам местного самоуправления, которые имеют следующие направления:
- разработка законодательных предложений по вопросам недостаточно урегулированным в законодательстве;
- повышение эффективности организующей роли департаментов в планировании и реализации государственных программ, контроле использования бюджетных средств;
- развитие системы общественного контроля; повышение "прозрачности" работы исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления;
- совершенствование форм и механизмов «обратной связи» с населением; правовое просвещение граждан, а также обучение государственных и муниципальных служащих.
В числе приоритетных направлений деятельности Уполномоченного в 2014 году был перевод на новый качественный уровень сотрудничества с областными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В прошедшем году активизировалось рабочее взаимодействие Уполномоченного с комитетами Думы и депутатским корпусом, что проявилось в участии в обсуждении законопроектов и создании рабочих групп по актуальным проблемам региона.
В 2014 году Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Э.Э.Памфилова создала управление законодательных инициатив. Воронежский омбудсмен наладил с ним конструктивное взаимодействие: были подготовлены и направлены федеральному омбудсмену два проекта внесения изменений в Федеральные законы, которые включены в план рассмотрения законопроектов комитетами Государственной Думы в 2015 году. В результате совместных усилий федерального и региональных уполномоченных в марте 2015 года были приняты изменения в российское законодательство, укрепившие статус уполномоченных в субъектах Федерации.
В целях повышения ответственности должностных лиц за результаты реализации, обеспечения и защиты прав человека, а также для повышения эффективности работы Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав граждан в Докладе предложено изменить порядок применения мер административной ответственности по отношению к должностным лицам, противодействующим исполнению Уполномоченным своих обязанностей, а именно - наделить Уполномоченного правом составления протоколов по данному виду административных правонарушений.
По результатам анализа нарушений прав граждан, выявленных в 2014 году планируется разработка законодательных предложений по внесению изменений:
- в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обязывающих работодателей создавать или выделять рабочие места для инвалидов с уровнем оплаты труда не ниже среднего по соответствующей отрасли;
- в Закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» в части запрета исключения из Реестра граждан, не успевших реализовать право по вине органов власти до момента потери семьей статуса многодетной.
Большие усилия были предприняты Уполномоченным и его аппаратом по повышению правовой грамотности населения и поддержке развития гражданского общества региона. Наиболее перспективным представляется создание системы общественного контроля как формы обратной связи между обществом и властью, основы которой заложены Федеральным законом от 21.06.2014 №212-ФЗ.
Приоритетными направлениями деятельности Уполномоченного и его аппарата на 2015 год определены:
- продолжение участия в подготовке законопроектов, осуществляемой аппаратом Уполномоченного по правам человека в РФ и взаимодействия с комитетами Воронежской областной Думы в процессе подготовки и обсуждения законопроектов, относящихся к сфере прав человека;
- повышение эффективности использования результатов анализа обращений граждан, нормативных правовых актов, мониторинга состояния сферы обеспечения прав в целях выявления правовых проблем, ухудшающих защищенность прав человека и предложения путей их решения;
- с учетом неблагоприятной экономической ситуации участие в мониторинге эффективности использования государственных средств, выделяемых на социальные цели;
- расширение форм сотрудничества с различными институтами гражданского общества, государственными и муниципальными органами в целях повышения социальной активности населения по защите своих прав и созданию в регионе системы общественного контроля;
- внедрение в работу по правовому просвещению современных форм и методов, обеспечивающих лучшее восприятие и более широкое распространение информации (интерактивных, дискуссионных, игровых, интернет-ориентированных).