Татьяна Зражевская была наблюдателем на митинге в защиту прав политических заключенных, прошедшем 6 апреля на Никитинской площади.
Омбудсмен обсудил с московскими и воронежскими правозащитниками актуальные проблемы правозащитной деятельности. Круглый стол по этому вопросу прошёл в Центре защиты прав человека 25 марта во второй половине дня.
Закончилась первая часть экспертно-практических семинаров (круглых столов). Участники обсудили муниципальные модели межнационального сотрудничества.
Заседание проводилось на платформе Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге (А.В. Шишлов), участие в нем принимали представители Уполномоченного по правам человека в РФ, Минюста России, ФСИН России, региональные уполномоченные и их представители от субъектов.
Отмечалось, что у Европейского союза к России имеются определенные претензии по организации исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. При этом, функции, возложенные на системы пробации в странах Европы существенно уже российских, а служебная нагрузка на коллег из Европы несоразмерно ниже.
Выступившие выразили единое мнение о необходимости создания в России отдельной, независимой от Минюста Федеральной службы пробации, которая занималась бы исполнением уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Основу этой деятельности сейчас выполняют уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) ФСИН России. Они наверняка станут «скелетом», основой новой службы со своим кадровым составом и расширенными полномочиями. Суть полномочий, которые целесообразно было бы передать службе пробации: досудебная работа с подсудимыми на предмет вынесения наказаний, альтернативных лишению свободы, работа на стадии исполнения наказания, а также после окончания отбытия наказания. Инспекции же в настоящее время не выполняют функции социальной адаптации, реабилитации — содействия в регистрации по месту пребывания, оформления паспортов, медицинских полюсов, социальных выплат, установлению социальных связей, психологического исследования и сопровождения. Ряд функций пробации сейчас исполняют различные структуры — Минюст, ФСИН, Минсоцразвития, Минздрав и т. п. При этом у инспекций, в конечном единолично отвечающих за отбытие наказания, имеются постоянные межведомственные трудности взаимодействия с данными структурами.
Было отмечено, что пакет законопроектов по созданию Федеральной службы пробации Российской Федерации (в т.ч. с финансовыми обоснованиями), сформированный и подготовленный в Госдуму три года назад, был «заморожен» по финансовым соображениям, а в настоящее время обозначилась перспектива создания таковой службы. Результаты обсуждений на прошедшем совещании, выработки предложений и дополнений по защите прав, свобод и интересов субъектов процесса пробации лягут в основу работы запланированной в текущем году Всероссийской конференции по одноименной теме. Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукиным в ближайшее время вопросы создания службы пробации будут озвучены Президенту России В.В. Путину.
Реалии же сегодняшнего дня таковы. В бытность уволенного экс-Директора ФСИН России А.А. Реймера на инспекции были возложены новые, дополнительные требования, не подкрепленные ни материально, ни организационно, ни технически. При прошлом руководстве в ФСИН, в т.ч. в инспекциях прошли массовые сокращения персонала, что поставило на грань процесс их функционирования в настоящем. При необходимости увеличения (по мнению нового руководства ФСИН России) около трех тысяч сотрудников в УИИ, в текущем году подлежат сокращению 10% из 9 тысяч действующих сотрудников УИИ в России.
По мнению собравшихся, создание отдельной, единой и независимой службы пробации в России смогло бы эффективно реализовывать государственную политику в области исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.