25 декабря уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская приняла участие в межрегиональном научно-практическом семинаре «Реализация права на образование и дистанционное обучение: проблемы и пути решения в сфере высшего и среднего профессионального образования».
Мероприятие прошло онлайн под эгидой Уполномоченного по правам человека в Рязанской области на базе Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова.
В ходе семинара велось подробное рассмотрение проблем в сфере реализации права граждан на образование в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Модераторами стали Уполномоченный по правам человека в Рязанской области Наталья Епихина и ректор Рязанского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Роман Калинин.
Приветствие участникам направила Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Также с приветственным словом выступили представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, органов государственной власти региона.
Состоялась дискуссия, в рамках которой обсуждены состояние, проблемы, перспективы и обмен опытом обеспечения права граждан на образование в условиях распространения новой коронавирусной инфекции(COVID-19). Состоялся обмен опытом в данной сфере.
По актуальным аспектам выступали представители медицинского сообщества, региональные омбудсмены.
Уполномоченный по правам человека в Воронежской области, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Татьяна Зражевская представила доклад на тему «Проблемы соблюдения прав граждан при получении высшего профессионального образования в условиях пандемии».
Она напомнила, что Совет по правам человека при Президенте РФ (СПЧ) опубликовал доклад "Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина", в котором имеется отдельная глава «Организация дистанционного образования, права обучающихся и преподавателей».
Татьяна Зражевская отметила, что переход на дистанционное обучение выявил существенные проблемы в реализации права на образование.
Она обозначила две системные проблемы:
1) кардинальное изменение условий труда преподавателей, требующее технического переоснащения для полноценной дистанционной работы и условий обучения студентов на дневных отделениях;
2) изменения содержательного характера образования, которое есть совокупность воспитания и обучения.
Она детально рассмотрела различные аспекты обозначенных проблем, применительно и к преподавателям, и к студентам.
Татьяна Зражевская сделала особый акцент на том, что образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Омбудсмен подчеркнула, что воспитание дистанционно – невозможно, и эту проблема тоже требует решения.