г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Межрегиональная конференция "Каждый ребёнок имеет право на семью"

7 - 8 октября уполномоченный по правам человека в Воронежской области Т.Д. Зражевская и уполномоченный по правам ребёнка при губернаторе Воронежской области И. Н. Попопва приняли участие в Межрегиональной конференции "Каждый ребёнок имеет право на семью".

 Конференция состоялась по инициативе Уполномоченного по правам человека в городе Москве и при поддержке Правительства Москвы. Целью проведения конференции было усиление роли омбудсменов в решении проблем социального сиротства. Участники обсудили совместную работу по профилактике и ликвидации сиротства, состоялся обмен опытом.

На открытии конференции выступили уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова, уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева, директор департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Владимир Петросян и другие.

В конференции приняли участие Уполномоченные по правам человека и ребёнка, представители профильных органов исполнительной власти, представители министерств образования и науки России, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, представители общественных и некоммерческих организаций.

Во время конференции было проведено три круглых стола:

  1. Реализация постановления правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся бе попечения родителей" в субъектах России, входящих в состав центрального федерального округа.
  2. Инновационные технологии семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Формы и методы работы с кровной семьёй по профилактике социального сиротства в обществе.

Во время круглых столов обсуждались следующие темы:

  • Реализация инновационных программ, направленных на ликвидацию сиротства, как социального явления в городе Москве.
  • Цели и задачи Центров содействия семейному воспитанию в работе по ликвидации сиротства и определению воспитанников в семьи.
  • Работа Интернет - портала Регионального Банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей города Москвы.
  • Формы и методы работы с кровной семьей по профилактике различных видов сиротства в нашем обществе.
  • Реализация пилотного проекта «По имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей - инвалидов» (постановление Правительства Москвы от 23 января 2014г. № 8-ПП):                       инмлидав.»
  • Взаимодействие с НКО в реализации программ по ликвидации сиротства и опыт работы общественных организаций (волонтеров).                                                                    
  • Функционирование Центров социальной помощи семье и детям на примере ЦСПСиД «Западное Дегунино» города Москвы.

Кроме того, участники посетили Кризисный центр помощи женщинам и детям, Православный Свято-Софийский детский дом (Негосударственный детский дом для инвалидов с тяжёлыми множественными нарушениями развития) и семьи, участвующие в пилотном проекте по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приёмной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов.

ПРОЕКТ

РЕЗОЛЮЦИЯ

Межрегиональной конференции «Каждый ребенок имеет право на семью»

город Москва, 7-8 октября 2015 года

В период с 7 по 8 октября 2015 г в городе Москве прошла Межрегиональная конференция «Каждый ребенок имеет право на семью», в которой приняли участие Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (его представители), Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (его представители), Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, председатели Координационных советов Уполномоченных по правам человека других федеральных округов Российской Федерации, представители профильных органов исполнительной власти регионов ЦФО, представителей Министерства образования и науки Российской Федерации, специалисты и эксперты, работающие в сфере профилактики социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общее число участников – 150 человек.

Участники конференции, рассмотрев и обсудив актуальные проблемы обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, изучив опыт города Москвы в данной сфере, отмечают следующее.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы одной из главных задач является обеспечение жизни и воспитания ребенка в семье, а также намечен комплекс мер по развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Участники Конференции отметили, что в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, за последние годы существенно усилилась профилактическая работа с различными слоями социального общества за счет внедрения инновационных технологий (Социальный патруль, Сетевая семейная терапия, Сеть социальных контактов, Раннее выявление семейного неблагополучия, Раннее вмешательство в кризисную ситуацию в семье, Скорая помощь в семью, Работа со случаем и др.), усиления работы по предупреждению жестокого обращения и насилия в отношении детей, создания кризисных и реабилитационных центров.

Дальнейшее развитие получили системы материального и нематериального стимулирования кандидатов в замещающие родители, в усыновители, дифференцированные меры по поддержке семей, воспитывающих различные категории детей-сирот. В регионах ЦФО активно развиваются и внедряются в практику различные инновационные технологии поиска, отбора и подготовки кандидатов, включая информационно-просветительские и рекламные кампании. Большой спектр программ и услуг реализуют некоммерческие организации, включая создание видеороликов о детях, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот, программы наставничества, социального рекрутмента семей для подростков, привлечения приемных родителей в качестве волонтеров, создание семейных городков и детских деревень для приемных родителей и другие.

По итогам реализации федеральных и региональных нормативных правовых актов, принятых в течение 2013 и 2014 годов, в ЦФО, как и России, впервые с 2008 года наметилась тенденция увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), переданных на семейные формы воспитания: в 2012 году - 10 450 детей, 2013 году – 11 211детей, детей, 2014 году – 11 267детей. Важным фактом является превышение числа устроенных в семьи детей (11 267 детей) над числом выявленных (10 894 детей) в течение 2014 года, что означает снижение числа детей в организациях для детей-сирот. Ежегодное сокращение в ЦФО числа выявленных детей как оставшихся без попечения родителей, составляет от 3,4% до 10%.

Участники конференции с удовлетворением отмечают хороший темп уменьшения количества детей-сирот в региональных банках данных – за 2014 год сокращение составило 21,1% при среднем по России – 19,5 %.

В 2014 году по сравнению с 2013 годом на 4,8% (с 10235 в 2013 году до 9742 в 2014 году) сократилось число детей, у которых лишены или ограничены в родительских правах родители.

Большое внимание на конференции было уделено обсуждению реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в субъектах РФ, входящих в состав центрального федерального округа.

Каждый регион принял План мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот, в котором определяет их будущее. Участники конференции считают приоритетным проведение реструктуризации сети организаций для детей-сирот на территории своего субъекта с учетом региональных особенностей; разукрупнение организаций для детей-сирот, создание в них безопасных, приближенных к семейным условий проживания и воспитания; использование ресурсов организаций для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот.

При этом участники конференции указали на существующие основные проблемы, препятствующие этому процессу: подведомственная разобщенность организаций; трудоустройство сотрудников при ликвидации либо реорганизации организации; отсутствие нормативного правового акта о сохранности льгот работникам организаций, не являющихся в связи с реорганизацией образовательной организацией; отсутствие возможности произвести реконструкцию зданий организаций для детей-сирот по квартирному типу, спроектированных по коридорному типу; несоответствие зданий организаций для детей-сирот новым санитарным правилам; недостаточное либо отсутствие финансирования текущего и капитального ремонта зданий, отсутствие средств для строительства новых зданий.

В течение двух дней участники конференции делились инновационным опытом на выездных площадках города Москвы: центрах содействия семейному воспитанию, в центре поддержки семьи и детства, в центрах социальной (постинтернатной) адаптации Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

По итогам работы межрегиональной конференции участники приняли следующую резолюцию.

1.Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации:

  • поддержать проект федерального закона № 649934-6 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание», позволяющий обеспечить устройство в семьи детей-сирот отдельных категорий (дети подросткового возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья, братья и сестры и т.д.), и ускорить его принятие;
  • рассмотреть вопрос о возможности введения обязательной подготовки в школах приемных родителей опекунов и попечителей из числа кровных родственников.

2.Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти:

  • подготовить предложения по совершенствованию норм семейного законодательства Российской Федерации, регламентирующих процедуры отобрания детей, лишения родительских прав, ограничения родителей в правах, а также порядок общения с детьми родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, если это отвечает интересам детей;
  • ускорить внесение изменений в Федеральный закон № 120-ФЗ, которыми предусматривается приведение его положений в соответствие с Федеральным законом № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
  • обеспечить распространение передового регионального опыта в сфере семейного устройства, накопленного в регионах ЦФО, в том числе опыт города Москвы;
  • обеспечить мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации планов мероприятий (программ) по обеспечению семейного устройства детей-сирот и дорожных карт субъектов Российской Федерации по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот, направленных на обеспечение создания условий для устройства детей-сирот на воспитание в семьи российских граждан, а также создания условий воспитания детей в организациях, приближенных к семейным, обеспечения постинтернатной адаптации выпускников таких организаций;
  • разработать методические рекомендации для образовательных, социальных, медицинских организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для специалистов органов опеки и попечительства, служб сопровождения о порядке, возможностях и формах выявления случаев жестокого обращения с воспитанниками организаций и детьми-сиротами в замещающих семьях с целью профилактики и оказания помощи;
  • разработать механизмы профилактики возвратов детей-сирот из замещающих семей, включая меры по усилению контроля за адаптацией детей и соблюдением их прав в замещающих семьях;
  • обеспечить мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» и рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в указанное постановление;
  • продолжить практику организации и проведения всероссийских мероприятий по вопросам семейного устройства детей-сирот и деятельности организаций для детей-сирот в целях распространения лучшего опыта субъектов Российской Федерации, в том числе форумы приемных семей;
  • доработать модельную программу социального сопровождения семей с детьми, с учетом специфики развития и семейной адаптации детей-сирот и имеющимся в регионах опыта работы служб сопровождения и направить методические рекомендации в субъекты Российской Федерации;
  • ускорить работу по введению в практику утвержденных Министерством труда и социального развития Российской Федерации новых профессиональных стандартов специалистов, работающих в области семейного устройства детей-сирот и сопровождения замещающих семей.

3. Рекомендовать региональным и муниципальным органам власти:

  • уточнить содержания планов по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и ускорить работы по приведению организаций для детей-сирот в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • обеспечить при реализации региональных программ реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот проведения общественного обсуждения, привлечения экспертов, проводить в СМИ разъяснительную работу;
  • обеспечить выделение финансовых средств в необходимом объеме на реализацию реформирования организаций для детей-сирот; проводить регулярный мониторинг реализуемых мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации и их оценку;
  • усилить и дифференцировать подготовку кандидатов в замещающие родители, выражавших желание принять в свою семью детей-сирот подросткового возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, сиблингов;
  • использовать индивидуальные методы работы с родителями, ограниченными или лишенными родительских прав, по восстановлению родительских прав и возврату ребенка в кровную семью; в этих случаях предусмотреть различные формы взаимодействия с кровной и приемной семьи, а также участие специалистов органов опеки и аппаратов Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка;
  • шире внедрять в практику работы современные технологии волонтерства, гостевой семьи для социальной адаптации воспитанников и выпускников, получения опыта проживания в семье;
  • развивать институт наставничества для разных категорий семей и детей-сирот в организациях, замещающих семьях, в постинтернатный период;
  • продолжить работу по созданию региональных/муниципальных банков данных выпускников организаций для детей-сирот и лиц из их числа;
  • обеспечить индивидуальное сопровождение выпускников с учетом положений Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
  • рассмотреть возможность предоставления бесплатной юридической помощи для лиц из числа детей-сирот старше 23-х лет.
  • активизировать работу по проведению обучающих мероприятий для работников организаций для детей-сирот с целью обучения их современным технологиям работы по новым направлениям деятельности, взаимодействия с социально ориентированными негосударственными организациями, волонтерами; организовать консультирование по вопросам воспитания, обучения, реабилитации и защиты прав детей;
  • расширить спектр и повысить качество социальной рекламы, направленной на семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • усилить и дифференцировать подготовку кандидатов в замещающие родители, выражавших желание принять в свою семью детей-сирот подросткового возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, сиблингов;
  • разработать единую методику сбора, обработки и использования статистических данных и критериев результатов, полученных на их базе;
  • разработать комплекс мер по привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию услуг в сфере семейного устройства детей-сирот и сопровождения замещающих семей; разработать порядок взаимодействия организаций для детей-сирот с НКО и волонтерами;
  • предусмотреть возможность участия в электронных торгах по закупке жилья для детей-сирот как юридическим, так и физическим лицам (в особенности – в сельской местности и малых городах);

4. Рекомендовать Уполномоченным по правам человека, Уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЦФО:

усилить контроль и обеспечить защиту прав и законных интересов детей:

  • при выявлении детского и семейного неблагополучия и принятия решения об отобрании ребенка;
  • при помещении ребенка в медицинские организации для детей-сирот в части обоснования (правового статуса и диагноза) и сроков нахождения;
  • при помещении ребенка и нахождении его под контролем в организации для детей-сирот в части обоснованности направления, сроков пересмотра диагнозов, временности нахождения в организации (наличие работы по его семейному устройству), проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы и подготовки к самостоятельной жизни (наличие в организации программ подготовки к самостоятельной жизни);
  • при добровольном помещении ребенка в организацию для детей-сирот в части обоснованности и сроков нахождения ребенка;
  • при проведении реформирования организаций для детей-сирот в части создания условий, приближенных к семейным, постоянства воспитателей в группе и запрета на перевод воспитанников из группы в группу; обоснованности перевода ребенка в другое учреждение, учета его мнения и наличие подготовки к переводу;
  • при реализации права на образование в части получения образования за «стенами детского дома», поступления в образовательные учреждения среднего профессионального образования детей-сирот из организаций и замещающих семей;
  • содействовать качеству предоставления социальных услуг при подготовке кандидатов в замещающие родители и сопровождению семей и выпускников на межведомственной основе;
  • обеспечить поддержку в создании и организации работы общественных объединений замещающих родителей (ассоциаций, советов приемных семей, клубов опекунов и пр.);
  • при решении вопросов о своевременном предоставлении жилья детям-сиротам, достигшим 18-летнего возраста;
  • усилить роль общественных советов при Уполномоченных.

CZPM

Яндекс.Метрика