г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наши консультации. Каким образом обеспечивается принцип равноценности при отчуждении частной собственности для государственных или муниципальных нужд

В ходе Правового марафона для пенсионеров в аппарат уполномоченного по правам человека в Воронежской области поступают самые разные вопросы, в том числе касающихся сложных ситуаций. Часть касалась темы отчуждения частной собственности для государственных и муниципальных нужд.

Житель Воронежа Александр В. спрашивает: каким образом обеспечивается принцип равноценности при отчуждении частной собственности для государственных или муниципальных нужд, при условии перманентного изменения стоимость недвижимого имущества?

Ответ.

Действительно колебания цен на рынке недвижимости затрудняют достижение тождественности между изымаемым и предоставляемым имуществом. Однако, равноценность есть обязательный критерий отчуждения частной собственности для государственных или муниципальных нужд и должен подлежать неукоснительному соблюдению. В этой связи, примечательна позиция Конституционного Суда РФ изложенная в Постановлении от 11 февраля 2019 года № 9-П, в котором Конституционный Суд дал оценку конституционности части 5 статьи 13 Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Оспоренное положение являлось предметом рассмотрения постольку, поскольку на его основании определяется стоимость недвижимого имущества в случае его принудительного изъятия в судебном порядке у собственников для государственных нужд.

Конституционный Суд признал оспоренную норму не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в случае принудительного изъятия недвижимого имущества в судебном порядке для государственных нужд по прошествии значительного времени после принятия решения об утверждении документации по планировке присоединенных к городу Москве территорий, предусматривающей размещение объектов федерального или регионального значения, она не позволяет учитывать возможное изменение рыночной стоимости этого имущества, не связанное с развитием инфраструктуры прилегающей территории в рамках реализации проекта, требующего изъятия этого имущества, и тем самым препятствует предоставлению его собственнику равноценного возмещения.

Конституционный Суд также указал, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений судам при определении стоимости изымаемого недвижимого имущества необходимо руководствоваться его рыночной стоимостью, определенной по правилам оспоренного законоположения, индексируемой с учетом динамики рыночной стоимости аналогичных объектов на основании заключения эксперта или же данных - при наличии таковых - о показателях рыночной стоимости в соответствующем сегменте рынка недвижимости, которые подготовлены организациями, осуществляющими на профессиональной основе анализ рынка недвижимости, и не вызывают сомнений с точки зрения правомерности и достоверности использованных методик анализа.

Таким образом,рыночная стоимость подлежащего отчуждению для государственных или муниципальных нужд имущества, должна быть пересмотрена, в случае, если с момента подготовки ее изначальной экспертной оценки и до фактического изъятия собственности, произошли существенные для определенияее размера обстоятельства.

 

Подготовил Владимир Литвинов.

CZPM

Яндекс.Метрика