17 ноября 2017 года в малом зале Воронежской областной Думы прошла конференция "Эффективность взаимодействия адвокатуры с органами государственной власти".
Модератором конференции был президент Адвокатской палаты Воронежской области О.В.Баулин.
В работе конференции приняли участие и выступили с собщениями:
-заместитель губернатора Воронежской области Ю.В.Агибалов;
-декан юрфака ВГУ Ю.Н.Старилов;
-судья Воронежского областного суда Сыроватский В.П.;
-руководитель Воронежского управления Росреестра Перегудова Е.П.;
-Президент Нотариальной палаты Воронежской области Чугунова А.Н.;
-руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в Воронежской области Белоножкин В.И.;
-руководитель Центра правовых инноваций и примирительных процедур ВГУ Носырева Е.И.;
-члены областного адвокатского сообщества.
На коференции обсуждались вопросы взаимодействия с адвокатурой, а также положения проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, подготовленного Минюстом РФ. Основными задачами Концепции в целях создания условий, обеспечивающих эффективную реализацию гражданами Российской Федерации конституционных прав и свобод, являются: определение комплекса мер, необходимых для структурирования системы оказания квалифицированной юридической помощи, объединение разрозненного рынка юридических услуг
в единую регулируемую профессию, подчиняющуюся общим профессиональным и этическим требованиям, ограничение доступа на рынок и исключение с рынка недобросовестных участников.
В то же время, право оказания юридической помощи (в том числе, право на ведение дел в судах) должны сохранить участники государственной системы бесплатной юридической помощи в рамках Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», а также некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и оказывающие юридическую помощь на безвозмездной основе в соответствии с целями их создания.
В своем выступлении В.И.Белоножкин отметил, что аппарат уполномоченного по правам человека достаточно эффективно взаимодействует с адвокатским сообществом прежде всего по вопросам оказания бесплатной юридической помощи, а также по конкретным делам, которые ведут адвокаты. Механизмы оказания такой помощи начинал совестно отрабатыаться Уполномоченным и адвокатурой ещ до принятия официальных регламентов. Как правило, заявители, которых сотрудники аппарата направляют к адвокатам, получают необходимый объем бесплатной юридической помощи.
К основным проблемам в данной сфере следует отнести:
— несовершенство механизмов правового просвещения и информирования населения о государственной системе бесплатной юридической помощи;
— медленное внедрение современных технологий и стандартов качества в процесс оказания бесплатной юридической помощи.
- массовое появление посредников, оказывающих платные юридические услуги ненадлежащего качества.
В 2016-2017 годах Уполномоченный столкнулся с постоянно расширяющейся деятельностью организаций, навязывающих населению платные юридические услуги ненадлежащего качества под предлогом бесплатной правовой помощи. В процессе «бесплатной устной юридической консультации» сотрудники этих фирм настойчиво предлагают клиентам составить обращения в различные государственные органы, но уже за вознаграждение. Подготовленные ими и рассылаемые веерно заявления имеют однотипное оформление и содержат, как правило, следующие признаки услуги ненадлежащего качества:
— обширные цитаты из международных пактов и российского законодательства, зачастую устаревшие и не соответствующие проблеме заявителя;
— минимум фактической информации по существу проблемы;
— рассылка обращения осуществляется в органы, в компетенцию которых принятие решений по нему не входит;
— до составления обращения заявитель не обращался по своей проблеме в компетентный орган государственный власти или местного самоуправления, следовательно, ни положительного, ни отрицательного ответа по поставленному вопросу не получал;
— часто разрешение спорной ситуации заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
При этом с заявителей, которые зачастую относятся к социально неблагополучным группам населения, взимается, по имеющейся информации, плата, начиная от 15 тыс. рублей. В аппарат Уполномоченного еженедельно поступает 5-10 таких обращений, подавляющее большинство которых не имеет отношения к его компетенции. В этих случаях , во-первых разъясняется, что заявителю нужно делать на самом деле, а, во-вторых доводится информация о ненадлежащем характере оказанной ему услуги и предлагается пожаловаться на ее исполнителя.
Внимание этой проблеме также уделено в обсуждаемой Концепции Минюста:
- В отчете миссии Международной комиссии юристов за 2015 год отмечено: «Тот факт, что большинство юристов в России действуют за рамками какой-либо системы самоуправления (будь то адвокатура или иная независимая параллельная структура), означает, что российская правовая система во многом полагается на лиц, которые не подчиняются требованиям кодекса этики и дисциплинарной системы. Следовательно, многие люди, которые обращаются к ним, чтобы получить доступ к правосудию, в том числе добиться исправления нарушенных прав человека, не смогут привлечь своих юридических представителей к ответственности, если обнаружат, что они проявляют некомпетентность, халатность или коррумпированность при ведении их дела».
- Большинство жалоб в Минюст содержит информацию о получении юристами денежного вознаграждения с последующим недобросовестным исполнением (или неисполнением) принятых на себя обязательств и отказом возвращать денежные средства. Анализ обращений показывает, что в ряде случаев при отсутствии оснований для перенаправления таких обращений в правоохранительные органы, единственным доступным способом защиты гражданами своих прав является подача гражданского иска в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Вместе с тем временный характер осуществления деятельности конкретных юридических лиц, от имени которых оказываются услуги, в совокупности с отсутствием у них какого-либо имущества и иных активов, а также обязательного страхования ответственности перед клиентами сводят к минимуму возможность граждан компенсировать понесенные ими потери.
Была высказана надежда, что перечисленные проблемы в сфере юридической помощи удастся решить в ходе реализации Концепции, а также Стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека.