Работа по областному закону о проведении публичных мероприятий
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 8.06.2012 № 65-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ"
определил в п. 4 статьи 3, что законы субъектов Российской Федерации, указанные в части 1.1 статьи 7, частях 1.1, 1.2 и 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", и решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", должны быть приняты и вступить в силу не позднее 31 декабря 2012 года.
С учетом социальной значимости проблемы организации публичных мероприятий уполномоченный по правам человека в Воронежской области и его аппарат:
Провели круглый стол с представителями общественных организаций и органов власти
Приняли участие в круглом столе в ТООП «Воронежский облсовпроф» по теме «Позиция профсоюзов в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Приняли участие в экспертизе проекта Закона Воронежской области «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» (далее - законопроект)
В ходе анализа представленного правовым управлением правительства Воронежской области законопроекта Уполномоченным были подготовлены замечания и предложения, которые были направлены 4 октября 2012 г.
06.11.2012г. доработанный проект закона Воронежской области «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» правительством Воронежской области направлен в Воронежскую областную Думу, откуда 20 ноября 2012 г. поступил в аппарат Уполномоченного.
Законопроект правительства Воронежской области
При доработке законопроекта правовым управлением были частично учтены следующие замечания и предложения Уполномоченного:
1. Предлагалось проект закона дополнить новой статьей, регулирующей порядок обеспечения информационной открытости организации и проведения публичных мероприятий органами государственной власти и местного самоуправления региона на основе положений Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В данной статье предлагалось предусмотреть возможность размещения на официальном сайте правительства области информации:
- о специально отведенных местах проведения публичных мероприятий ;
- о планируемых публичных мероприятиях на специально отведенных местах.
В результате Статью 3 проекта закона дополнили частью 2 следующего содержания: «Информация о специально отведенных местах подлежит размещению на официальном сайте правительства Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2. Статья 5 проекта закона по требованию Уполномоченного была исключена.
Положения статьи 5 предусматривали установление правительством Воронежской области норм предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия, если публичное мероприятие планируется на территории, непосредственно прилегающей к зданиям территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Воронежской области.
В соответствии с Федеральным законом « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия устанавливаются исключительно законом субъекта РФ.
Исходя из этого положения статьи 5 проекта противоречили ФЗ, поскольку указанные нормы устанавливаются нормативно-правовыми актами правительства Воронежской области.
Вместе с тем, не были учтены следующие предложения и замечания.
1. Часть 1 статьи 3 проекта, полностью повторяющая содержание п.1.1 статьи 8 ФЗ, устанавливает, что специально отведенные места определяет правительство Воронежской области.
Уполномоченным предлагалось в данной статье указать критерии, по которым правительством Воронежской области должны определяться специально отведенные места для проведения публичного мероприятия.
Эти критерии должны быть основаны на конституционных и международных принципах:
- публичность (открытость);
- достижение целей и задач публичного мероприятия;
- доступность для участников;
- традиционность места и времени;
-возможность разделения публичных мероприятий по месту проведения на основе «зонирования» (обеспечения параллельного проведения публичного мероприятия).
2. Статьей 4 проекта предлагалось :
-установить порядок определения границ мест проведения публичного мероприятия (необходимость установления границ мест проведения публичного мероприятия указана в Определении Конституционного суда РФ от 17.07.2007г. № 573-0-0);
-предусмотреть возможность направления уведомления почтовой корреспонденцией, а также электронную регистрацию уведомлений.
Отдельно обсуждалось содержание статьи 2 Законопроекта, в которой определялись места, где проведение публичных мероприятий запрещено.
Формально приведенный в ней список объектов в целом соответствует п. 2.2. новой редакции Федерального закона № 54-ФЗ: "В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры".
При этом в федеральном законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень объектов социальной инфраструктуры, за исключением Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", где к объектам социальной инфраструктуры отнесены жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
В "Википедии" и других энциклопедиях социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения; система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др.
Объекты социальной инфраструктуры — объекты, обеспечивающие потребности человека в получении, приобретении жизненно важных услуг, продуктов, товаров.
К объектам социальной инфраструктуры относятся:
объекты здравоохранения, образования, социального обеспечения и социальной защиты населения;
объекты потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
объекты культуры, досуга, физической культуры и спорта;
объекты кредитно–финансового, жилищно–коммунального, ритуального и похоронного обслуживания населения;
иные социально значимые объекты.
Поэтому явно неправлильно в список объектов включены, пожалуй, только культовые организации
Кроме того, данная статья:
-сформулирована весьма запутанно и неоднозначно с лингвистической точки зрения, что дает возможность различных толкований;
-вызывает вопросы об избыточности ограничений.
8 августа Зражевская Т.Д. встретилась с губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым.
Генеральной прокуратурой РФ рассмотрено обращение уполномоченного о наличии коррупциогенных факторов в Классификации и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1013н).
После проведения антикоррупционной экспертизы, 20.06.2012 Генеральной прокуратурой РФ в Министерство здравоохранения РФ внесено требование об изменении приказа № 1013н с целью исключения коррупциогенного фактора.