Заключение уполномоченного по правам человека в Воронежской области по вопросу улучшения жилищных условий

Категория: Восстановление нарушенных прав
Создано 07.11.2014 11:25
Ноябрь 07, 2014
Автор: Инга
Просмотров: 3994

 

 

centr

 

Заключение уполномоченного по правам человека в Воронежской области

 

К уполномоченному по правам человека в Воронежской области обратилась Л. по вопросу улучшения жилищных условий своего внука Д.

По результатам рассмотрения предоставленных документов было установлено, что Д.:

В ходе работы по обращению Уполномоченным был направлен запрос в управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о причинах непредоставления Д. жилого помещения.

Из ответа управления следует, что:

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 40) малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ);

2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Верховный суд Российской Федерации неоднократно давал разъяснения по вопросу толкования и применения положений жилищного законодательства, регулирующих предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, имеющим право на внеочередное получение жилья в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации:

-в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года» (утв. Президиумом Верховного суда РФ 07.11.2007);

-в определениях от 16.06.2009 № 85-В09-11, от 08.02.2011 № 85-В10-7, от 03.05.2011 № 85-В11-1 и № 85-В11-2, от 14.01.2014 № 56-КГ13-10;

-в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014).

В соответствии с разъяснениями Верховного суда Российской Федерации:

1) Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.

2) Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

3) Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Мотивация управления жилищных отношений о невозможности обеспечения жильем Д. как инвалида в данной ситуации неприменима, так как он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории малоимущих граждан и подлежит обеспечению жильем за счет муниципального жилищного фонда в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, а право на внеочередное обеспечение жилым помещением дает ему наличие тяжелой формы хронического заболевания.

Таким образом, имеет место нарушение конституционного права Д. на жилище со стороны администрации городского округа город Воронеж.

На основании изложенного, руководствуясь частью 4 статьи 8 Закона Воронежской области от 30.06.2010 г. №66-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Воронежской области», в целях восстановления нарушенных прав Д. рекомендую главе городского округа город Воронеж Гусеву Александру Викторовичу принять следующие меры:

1.Предоставить Д. вне очереди жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

2. О результатах рассмотрения настоящего заключения и принятых мерах в месячный срок в письменной форме проинформировать уполномоченного по правам человека в Воронежской области.

В целях контроля за выполнением рекомендаций прошу прокурора Воронежской области Шишкина Н.А. принять к сведению настоящее заключение и в случае невыполнения главой городского округа город Воронеж рекомендаций по устранению нарушений законодательства принять меры в пределах компетенции.

 

Уполномоченный по правам человека

в Воронежской области                                                             Т.Д.Зражевская

 

Нравится