25.05.2017 г. состоялось заседание Воронежской областной Думы, на котором Татьяна Дмитриевна Зражевская представила депутатам доклад уполномоченного "О соблюдении прав человека в Воронежской области в 2016 году".
Доклад содержит обобщение проблем и выводы по оценке ситуации в сфере защищенности прав и свобод человека, рекомендации по решению выявленных проблем, а также основные результаты работы аппарата Уполномоченного и примеры, на основании которых были получены выводы и рекомендации.
Доклад был заранее роздан депутатам и обсуждался на заседаниях профильных комитетов Думы.
Татьяна Дмитриевна в своём выступлении остановилась на наиболее важных положениях Доклада.
В плане реализации государством социальных и экономических прав граждан 2016 год был не менее проблемным, чем 2015-й. Мониторинг состояния прав человека на территории Воронежской области, практики работы по выполнению рекомендаций ежегодных докладов Уполномоченного и анализ жалоб показали продолжение снижения в 2016 году уровня защищенности социально-экономических прав граждан.
Об этом свидетельствует прежде всего динамика индекса человеческого развития и других объективных индикаторов социально-экономического положения региона, полученных на основе анализа официальных статистических данных.
В 2016 году сохранилось существенное превышение (около 64%) доли жалоб из областного центра. Среди остальных муниципальных образований области в четверку «лидеров» по количеству обращений вошли Семилукский, Хохольский, Лискинский и Новоусманский районы.
Наиболее часто в 2016 году объектами жалоб граждан становилась деятельность: органов местного самоуправления; учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти Воронежской области; судебных и правоохранительных органов.
Наибольшее количество проблем и нарушений остается в сфере жилищных прав граждан. Это:
– неадекватная возможностям населения стоимость жилья;
– отсутствие планового механизма формирования жилищного фонда социального использования в соответствии с прогнозируемой потребностью;
– отсутствие контроля качества строительства новых домов для переселения жильцов из аварийного жилищного фонда;
– необоснованное завышение платы за общедомовые нужды, содержание и ремонт жилья;
– недостаточный учет интересов и возможностей населения при начислении платы в фонд капитального ремонта.
В 2016 году большая часть выявленных проблем в реализации права на социальное обеспечение была связана:
– с сокращением региональных социальных льгот;
– с нарушениями при рассмотрении обращений о предоставлении льгот;
– с обеспечением реабилитационных мероприятий и инфраструктуры «доступной среды» для инвалидов;
– с недостаточностью мер социальной реабилитации и ресоциализации осужденных, выходящих на свободу.
Проблемы сферы охраны здоровья носят «хронический» характер:
– слабый уровень материально-технической базы здравоохранения и снабжения препаратами для бесплатного лекарственного обеспечения;
– различия в доступности медицинских услуг населению в городской и сельской местности, в т.ч. усиливающийся дефицит и диспропорции в размещении и квалификации кадров;
– низкая доступность бесплатного санаторно-курортного лечения для льготных категорий граждан;
– проблемы и нарушения при направлении граждан на медико-социальную экспертизу, а также при ее проведении, назначении и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалида;
– нарушения ритмичности обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и ограниченность их перечня;
– недостаточная эффективность контроля (в том числе общественного) качества и безопасности оказания медицинской помощи;
– неудовлетворительный уровень продовольственной безопасности и качества пищевых продуктов.
Состояние экологии на территории области в 2016 году в целом несколько улучшилось, однако по-прежнему остаются актуальными следующие проблемы:
– рост загрязнения воздуха областного центра выхлопными газами автотранспорта;
– незаконные масштабные вырубки деревьев на территории населенных пунктов;
– низкий уровень охраны водных объектов, несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к береговой полосе;
– загрязнение почвы и воды отходами деятельности перерабатывающих предприятий;
– несоблюдение требований к благоустройству жилых районов;
– затягивание реконструкции сетей водоснабжения в сельских поселениях;
– непринятие исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления мер по отлову и размещению безнадзорных животных.
В сфере защиты семьи, материнства и детства также продолжает существовать ряд проблем:
– недостаточная квалификация работников органов опеки и попечительства, интернатных учреждений, служб по устройству детей в семью, социальных педагогов;
– низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми на фоне высокой распространенности семейного неблагополучия;
– социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении, дети из малообеспеченных семей);
– несовершенство механизмов временного содержания детей в организациях для детей-сирот по соглашению законного представителя и органов опеки и попечительства.
В сфере имущественных прав наиболее острыми продолжают оставаться проблемы:
– нарушения разумных сроков обеспечения льготных категорий граждан земельными участками;
– необеспеченность предоставляемых земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры;
– рост налогового бремени населения, в частности, рост налогов на недвижимое имущество и требование налоговых органов об уплате налога за предшествующие переоценке периоды.
Осознание всеми ветвями власти необходимости принятия системных мер для преодоления негативной динамики ситуации и вывода региона на передовые позиции в сфере прав человека обусловило принятие в 2016 году Стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека.
Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного в 2017 году является организация и контроль реализации "Стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016-2025 годы".
План мероприятий по реализации Стратегии на 2017 год утвержден распоряжением правительства Воронежской области от 08.12.2016 г. №854-р.
Для обеспечения эффективной координации по вопросам планирования и выполнения мероприятий по реализации Стратегии постановлением правительства Воронежской области от 02.05.2015 №359 создана постоянно действующая межведомственная комиссия.
В качестве приоритетных направлений и ожидаемых результатов реализации Стратегии в 2017 году закреплены:
– реализация в полном объеме региональной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах» и подготовка к разработке новой программы;
– развитие возможностей трудоустройства инвалидов и использования ими объектов социальной и транспортной инфраструктуры;
– совершенствование механизмов бесплатного предоставления земельных участков льготным категориям граждан;
– выработка и внедрение системы мер по развитию сферы здравоохранения, повышению качества и безопасности оказания медицинской помощи;
– разработка концепции продовольственной безопасности Воронежской области и системы мер по повышению качества продуктов питания;
– реализация мер по улучшению среды обитания человека;
– развитие методической поддержки в сфере образования и опеки;
– увеличение количества предоставляемых в электронной форме услуг, повышение простоты и удобства их получения;
– разработка учебных курсов по правам человека и организация их преподавания государственным и муниципальным служащим;
– совершенствование форм и механизмов работы исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере работы с обращениями граждан и информирования населения.
С ежегодными докладами уполномоченного можно ознакомиться на сайте http://wiki.ombudsman-vrn.ru/doku.php/doklady