4 сентября 2018 г. в Воронеже состоялась межрегиональная конференция «Проблемы инвалидов в современных условиях и меры по реализации их прав, закрепленных Конвенцией ООН о правах инвалидов».
Цель конференции:
Обобщение и систематизация проблем, накопленных органами государственной власти Воронежской области и субъектов РФ, входящих в ЦФО, при реализации прав инвалидов, закрепленных Конвенцией ООН о правах инвалидов, в современных условиях, выработка рекомендаций по их решению.
Организаторы конференции:
Правительство Воронежской области, уполномоченный по правам человека в Воронежской области при поддержке Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.
В конференции приняли участие: представители и эксперты УВКПЧ ООН, представитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Главный федеральный инспектор по Воронежской области, уполномоченный по правам человека в Воронежской области, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, входящих в ЦФО, представители ИОГВ и государственных органов Воронежской области, представители организаций федерального уровня подчинения, осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области, а также представители общественных организаций инвалидов.
В ходе конференции были рассмотрены доклады по следующим проблемам:
Участники конференции ознакомились с работой БУ ВО «Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста». В завершение конференции была предложена культурная программа, подготовленная лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В целях решения проблем, поставленных в ходе работы конференции, участниками конференции принято решение рекомендовать:
I. На федеральном уровне:
1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о ратификации Россией Факультативного протокола к Конвенции о правах инвалидов.
2. Государственной Думе Российской Федерации рассмотреть вопросы:
2.1. О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части уточнения базовых понятий «Инвалид», «Медико-социальная экспертиза», «Разумное приспособление».
2.2. О внесении дополнений и изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, предусматривающие меры по борьбе с дискриминацией женщин-инвалидов и девочек-инвалидов.
2.3. О разработке и принятии федерального закона, регулирующего создание и деятельность независимой от органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, предусмотренной статьёй 38 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», которая в настоящее время практически не действует.
2.4. О внесении изменений в действующее законодательство в целях обеспечения инвалидов, из числа ветеранов боевых действий, автомобильными транспортными средствами по медицинским показаниям.
3. Минтруду России проработать вопросы:
3.1. О внесении в нормативные правовые акты Российской Федерации уточнений и дополнений по вопросам правоспособности, опеки, попечительства, опекунства, психиатрической помощи в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов, включая вопросы правового регулирования деятельности специализированных учреждений интернатного типа и альтернативных форм жизнеустройства инвалидов.
3.2. О внесении в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нормы, предусматривающей возможность привлечения волонтеров к работе по обеспечению избирательных прав граждан с инвалидностью.
3.3. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие увеличение размеров штрафов за уклонение от соблюдения прав инвалидов (статьи 5.62; 5.42; 9.13; 9.14; 11.24 КоАП).
3.4. О внедрении «выявительного» принципа предоставления гражданам социальных услуг, в том числе социальной помощи.
4. Минтруду России, Минздраву России:
4.1. Принять меры к ускорению внедрения в практику электронного документооборота между лечебными учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы;
4.2. Принять меры по ускорению подготовки и утверждения стандартов медицинского обследования лиц, направляемых на МСЭ.
4.3. Проработать вопросы о введении лицензирования учреждений всех форм собственности, осуществляющих долговременный (стационарный) уход за пожилыми людьми и инвалидами.
5. Минтрансу России принять нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения условий доступности для авиапассажиров из числа инвалидов.
6. Фонду социального страхования РФ в соответствии с рекомендациями Московской международной конференции «Реализация Конвенции ООН о правах инвалидов: опыт, проблемы, взаимодействие», (Москва, 2015 год), продолжить работу по внедрению новых инструментов финансирования реабилитационных услуг и получения технических средств реабилитации, в т.ч. через индивидуальные реабилитационные ваучеры (сертификаты).
7. Главному санитарному врачу Российской Федерации в целях устранения противоречия между санитарно-эпидемиологическими требованиями и требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части права на инклюзивное образование — обеспечение равного доступа детей с ограниченными возможностями) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», в части смягчения требований к наполняемости классов, которые в условиях общеобразовательной школы практически невыполнимы.
II. На уровне субъекта Российской Федерации:
1. ИОГВ субъектов Российской Федерации при всестороннем и эффективном сотрудничестве с инвалидами и представляющими их организациями р е к о м е н д о в а т ь:
- проанализировать и выявить несоответствие действующих региональных нормативных правовых актов общим принципам и конкретным положениям Конвенции;
- обратить внимание на необходимость охвата сельских территорий при работе над созданием безбарьерной среды, в том числе в отдаленных сельских районах;
- обеспечить доступ к системе вызова экстренных служб по единому номеру 112 во всех отдаленных и сельских районах, особенно для глухих людей;
- усилить работу по обеспечению доступа автомобилей со знаком «Инвалид» к бесплатным парковочным местам.
2. В целях реализации избирательных прав инвалидов отделениям Пенсионного фонда в субъектах Российской Федерации и избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации проработать вопрос о возможности представления данных о местах жительства граждан с инвалидностью по запросу избирательных комиссий.
3. Проработать вопрос о внесении в законодательство субъекта Российской Федерации нормы, закрепляющей положения о возможности привлечения волонтеров к работе по обеспечению избирательных прав граждан с инвалидностью.
4. Рассмотреть вопрос о законодательном закреплении положения о назначении координатора в целях согласованного осуществления Конвенции о правах инвалидов в том, что касается полномочий на региональном уровне.
III. Государственным органам и органам местного самоуправления Воронежской области
1. Департаменту здравоохранения Воронежской области в целях сохранения софинансирования мероприятий государственной программы Воронежской области «Доступная среда» из федерального бюджета в 2019 году подготовить соответствующие предложения.
2. Департаменту социальной защиты Воронежской области в срок до 01.01.2019 года внести изменения в постановление правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1194 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Доступная среда», дополнив государственную программу Воронежской области «Доступная среда» подпрограммой 4 «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов» со сроком реализации 2019-2020 годы.
3. В целях реализации избирательных прав инвалидов ИОГВ Воронежской области оказать содействие по созданию максимально полной базы данных проекта «Доступный Воронеж», предусматривающий разработку единой информационной системы, содержащей сведения об уровне доступности социально значимых объектов для маломобильных категорий населения, в том числе зданий, в которых размещаются помещения для голосования избирательных участков (аудит доступности).
4. Воронежской областной избирательной комиссии:
- подготовить и направить в установленном порядке Воронежской областной Думе, как субъекту права законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации, проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающий возможность привлечения волонтеров к работе по обеспечению избирательных прав граждан с инвалидностью;
- внести в порядке законодательной инициативы в Воронежскую областную Думу проект закона Воронежской области «О внесении изменений в Избирательный кодекс Воронежской области», закрепляющего положения, касающиеся возможности привлечения волонтеров к работе по обеспечению избирательных прав граждан с инвалидностью.
5. Департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области:
- в целях обеспечения доступа к качественному инклюзивному образованию для всех лиц со всеми типами нарушений принять долгосрочную «дорожную карту» и план действий по внедрению инклюзивного образования, установить сроки и показатели их осуществления;
- подготовить и внести в Воронежскую областную Думу в установленном порядке проект закона Воронежской области, устанавливающий выплаты денежных компенсаций родителям детей-инвалидов, выбравшим семейную форму обучения.
6. Департаменту культуры Воронежской области рассмотреть возможность создания центра социокультурной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов на базе подведомственного КУК ВО «ВОСБС им. В.Г. Короленко».
7. Департаменту труда и занятости населения Воронежской области:
- организовать проведение экскурсий для инвалидов на предприятия в целях повышения их мотивации к труду;
- организовать работу по обеспечению сопровождения трудоустройства инвалидов;
- подготовить предложения по софинансированию заработной платы мастеров-наставников для инвалидов.
8. Органам местного самоуправления Воронежской области:
- при определении мест размещения помещений для голосования учитывать уровень доступности каждого из предлагаемых помещений для маломобильных категорий граждан;
- провести мониторинг выделения земельных участков в собственность для инвалидов из числа ветеранов боевых действий за период 2010-2017 годы;
- организовать проведение мероприятий по адаптации имеющегося жилого фонда для инвалидов.
9. Органам местного самоуправления ГО г. Воронеж:
- создать с участием людей с инвалидностью систему мониторинга общественного транспорта в г. Воронеже, ужесточив при этом ответственность перевозчиков за ненадлежащее оказание услуг;
- провести мероприятия по адаптации для инвалидов общественного пространства и улиц г. Воронежа (бордюры, дорожное покрытие, закрытые ливневые канализации).
Общественным организациям инвалидов
Рекомендовать информировать соответствующие государственные органы при выявлении случаев нарушения прав инвалидов, изложенных в приложении к настоящей резолюции конференции.
Председатель Оргкомитета конференции,
уполномоченный по правам человека
в Воронежской области Т.Д. Зражевская
Приложение
к резолюции межрегиональной конференции
«Проблемы инвалидов в современных условиях и меры по реализации их прав, закрепленных Конвенцией ООН о правах инвалидов»
Случаи нарушения прав инвалидов
При приеме на работу:
1) необоснованный отказ в приеме на работу по признаку инвалидности, в том числе на государственную и муниципальную службу;
2) невыполнение работодателем норм о сокращенной продолжительности рабочего времени инвалидов;
3) непредставление работодателем удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска инвалидам;
4) игнорирование положений федерального и регионального законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, в том числе в сфере государственной и муниципальной службы и в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
5) фактическое отсутствие рабочих мест, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
6) непредставление соискателю информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
7) непредставление органам службы занятости в установленном порядке информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
8) невыполнение работодателем комплекса мероприятий по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечению техническими приспособлениями рабочего места для инвалидов;
9) включение профессий и должностей, относящихся к категории работ с вредными и (или) опасными условиями труда, в созданные или выделенные работодателем рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
10) предъявление необоснованного условия при приеме на работу - привлечение инвалидов к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, к сверхурочным работам;
11) трудоустройство инвалидов в нарушение индивидуальной программы реабилитации и абилитации или заключения медико-социальной экспертизы;
12) несоблюдение гигиенических требований к условиям труда инвалидов;
13) отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски и собак-проводников, к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
14) несоблюдение требований доступности к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения;
15) отказ в разумном приспособлении;
16) отсутствие эффективной правовой защиты от дискриминации на любой почве;
17) отсутствие доступа к службам трудоустройства;
18) отсутствие информации о расширении возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела;
19) недостаточное стимулирование работодателей со стороны государства по трудоустройству и занятости инвалидов в частном секторе экономики;
20) несоблюдение порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сети Интернет;
21) несоблюдение порядка предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу);
22) невключение инвалида в Федеральный реестр инвалидов, используемый при предоставлении государственных услуг инвалидам;
23) последующий отказ в регистрации инвалида в качестве безработного.
При информировании о вакансиях:
1) указание на необоснованный отказ в приеме на работу по признаку инвалидности, в том числе на государственную и муниципальную службу;
2) отсутствие информации о сокращенной продолжительности рабочего времени инвалидов;
3) отсутствие информации о предоставлении работодателем удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска инвалидам;
4) несоблюдение порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сети Интернет;
5) несоблюдение порядка предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу);
6) непредставление соискателю информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
7) непредставление органам службы занятости в установленном порядке информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
8) указание на включение профессий и должностей, относящихся к категории работ с вредными и (или) опасными условиями труда, в созданные или выделенные работодателем рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
9) отсутствие информации о специальном оборудовании (оснащении) рабочих мест;
10) отсутствие информации о расширении возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела.
При проведении конкурса на замещение вакантных должностей:
1) указание на необоснованный отказ в приеме на работу по признаку инвалидности, в том числе на государственную и муниципальную службу;
2) непредставление в конкурсной документации информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
3) непредставление органам службы занятости в установленном порядке информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
4) включение в резерв созданных или выделенных работодателем вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой профессий и должностей, относящихся к категории работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
5) трудоустройство инвалидов в нарушение индивидуальной программы реабилитации и абилитации или заключения медико-социальной экспертизы;
6) последующий отказ в регистрации инвалида в качестве безработного;
7) отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски и собак-проводников, к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
8) несоблюдение требований доступности к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения;
9) отсутствие информации о специальном оборудовании (оснащении) рабочих мест;
10) отсутствие эффективной правовой защиты от дискриминации на любой почве;
11) отсутствие доступа к службам трудоустройства;
12) недостаточное стимулирование работодателей со стороны государства по трудоустройству и занятости инвалидов в частном секторе экономики;
13) несоблюдение порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сети Интернет;
14) несоблюдение порядка предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу);
15) невключение инвалида в Федеральный реестр инвалидов, используемый при предоставлении государственных услуг инвалидам.
При профессиональной ориентации и профессиональной подготовке:
1) непредставление инвалидам услуг, связанных с выбором профессии или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости;
2) оказание инвалидам услуг, связанных с выбором профессии или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости, на возмездной основе;
3) отсутствие специализированных учреждений по профессиональной ориентации, обучению и профессиональной подготовке инвалидов;
4) отсутствие надлежащих условий для профессиональной подготовки инвалидов;
5) отсутствие либо неразвитость системы ученичества и иных систем профессиональной подготовки инвалидов по различным специальностям по месту работы;
6) отказ в разумном приспособлении;
7) отсутствие эффективной правовой защиты от дискриминации на любой почве;
8) отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски и собак-проводников, к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
9) несоблюдение требований доступности к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения;
10) отсутствие доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению;
11) отсутствие информации о расширении возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела;
12) несоблюдение порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сети Интернет;
13) несоблюдение порядка предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу);
14) отсутствие психолого-педагогической поддержки при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования на дому и в форме семейного образования;
15) невключение инвалида в Федеральный реестр инвалидов, используемый при предоставлении государственных услуг инвалидам.
При оснащении (оборудовании) рабочих мест:
1) несоблюдение основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности;
2) невыполнение работодателем комплекса мероприятий по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечению техническими приспособлениями рабочего места для инвалидов;
3) невыполнение гигиенических требований к условиям труда инвалидов;
4) нецелевое использование денежных средств, предназначенных для оборудования рабочих мест для инвалидов;
5) непредоставление работникам, нуждающимся в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, другой имеющейся у работодателя работы, не противопоказанной работникам по состоянию здоровья, в связи с невозможностью обеспечения надлежащих условий труда инвалидов, в том числе оснащения (оборудования) рабочего места;
6) увольнение работников по признаку инвалидности в связи с невозможностью обеспечения надлежащих условий труда инвалидов, в том числе оснащения (оборудования) рабочего места;
7) отказ в разумном приспособлении;
8) отсутствие эффективной правовой защиты от дискриминации на любой почве.
При обеспечении условий доступности зданий с учетом ограничений жизнедеятельности:
1) отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски и собак-проводников, к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
2) несоблюдение требований доступности к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения;
3) непредоставление работникам, нуждающимся в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, другой имеющейся у работодателя работы, не противопоказанной работникам по состоянию здоровья, в связи с невозможностью обеспечения доступности зданий и сооружений с учетом ограничений жизнедеятельности;
4) увольнение работников по признаку инвалидности в связи с невозможностью обеспечения условий доступности зданий и сооружений с учетом ограничений жизнедеятельности.