г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская выступила на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

18 декабря в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации прошли парламентские слушания "25 лет Конституции РФ и института Уполномоченного по правам человека в РФ: итоги и перспективы развития".

 

Они состоялись при участии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Москальковой.

Среди участников мероприятия - заместитель председателя Государственной Думы Ольга Тимофеева, руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, руководители комитетов верхней и нижней палаты, представители федеральных органов власти, Общественной палаты, научного сообщества и общественных организаций, а также омбудсмены Армении и Сербии и региональные уполномоченные.

От имени Уполномоченного выступил руководитель рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимир Лозбинев.

Особое звучание теме прав и свобод человека придали юбилейные даты: 70-летие Всеобщей декларации прав человека, 25-летие Конституции Российской Федерации, 25 лет со дня закрепления института Уполномоченного в Российской Федерации на конституционном уровне.
Конституция Российской Федерации принципиально изменила систему базовых ценностей жизни российского общества. Она окончательно вписала российскую правовую систему в международно-правовые стандарты. В ней четко определена сущность России как демократического, правового, социального государства.

Центральное место в Конституции занимает тема прав и свобод человека и гражданина. Она провозгласила, что основные права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, принадлежат каждому от рождения, неотчуждаемы и не могут быть произвольно ограничены. Никто, ни один государственный орган, никакой чиновник не вправе лишить человека этих прав.

Конституция установила гарантии реализации прав и обязанностей человека и гражданина.

Основным гарантом соблюдения и защиты прав и свобод человека должно выступать государство.

«Можно по-разному оценивать сегодняшнее законодательство о правах и свободах человека и гражданина. Да, оно не свободно от недостатков. Слабое звено - это исполнение законов. Даже не само исполнение, а организация исполнения. Но, сколько бы мы ни критиковали национальное законодательство о правах и свободах человека и гражданина, важно сказать, что оно состоялось и, более того, является примером для многих государств», - отметил Владимир Лозбинев.

В данной связи речь может и должна идти о дальнейшем совершенствовании правозащитного законодательства. Этот процесс идет постоянно, и Уполномоченный, как заинтересованное лицо, старается принимать в нем посильное участие.

Всего в этом году Уполномоченным в различные инстанции внесено порядка двух десятков предложений законодательного плана, направленных усиление гарантий прав и свобод человека и гражданина.
В Государственную Думу внесен проект федерального закона «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации».

Конституция учредила ранее не известный российскому обществу институт Уполномоченного по правам человека как дополнительную гарантию защиты прав и свобод человека и гражданина.
Данный институт был востребован задачами перехода от автократического режима управления страной к построению демократического общества, когда потребовалась либерализация власти по отношению к человеку, его естественным правам, и обосновывался успешным опытом работы зарубежных омбудсманов по защите прав и свобод человека и гражданина.

Основная миссия российских уполномоченных по правам человека как государственного органа состоит в содействии гражданам в восстановлении нарушенных государственными органами, органами местного самоуправления, или должностными лицами прав и свобод; правовое просвещение; законотворчество.

Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации ежегодно рассматривается в общей сложности порядка 200 тысяч заявлений. За время существования института, используя предоставленный инструментарий, удалось оказать помощь в восстановлении прав сотен тысяч российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Конституция положила начало формированию нового имиджа страны на международной арене как правового государства. Россия последовательно выступает за безусловное выполнение требований Всеобщей Декларации прав человека. И не только на словах, но и принимает конкретные меры. Что крайне важно сегодня, когда наблюдаются массовые нарушения прав человека в разных конфликтных точках мира, нарастает тенденция политизации проблематики прав человека.

Уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская в своем выступлении перед участниками слушаний отметила: «Одним из важнейших достижений Конституции России является закрепление в ст. 5 такого принципа федеративного устройства как разграничение предметов ведения и полномочий между государственными органами Российской Федерации и ее субъектов. 25-летний юбилей Конституции подтвердил оптимальность и жизнеспособность создания двухуровневой системы государственных органов, позволяющих учитывать особенности управления в каждом субъекте. Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации особенно нуждается в четком правовом регулировании как относительно новый для России государственный правозащитный институт.

Важнейшим критерием качества законодательства как социального регулятора признается его соответствие интересам и потребностям общества.

Обсуждаемый законопроект — давно ожидаемый обществом, поскольку гарантирует доступность эффективной государственной защиты прав и свобод человека, укрепляет равенство правового статуса региональных уполномоченных.

Если правовая реформа не успевает за развитием общественных отношений, она превращается в тормоз. Принятие статьи 16.1 Федерального закона № 184-ФЗ было в 2015 году необходимым, но недостаточным. Сегодня мониторинг нормативных правовых актов и правоприменительной практики показывает объективную необходимость принятия единого целостного закона о региональных уполномоченных.

Важнейшей центральной идеей законопроекта является определение всей разнообразной деятельности регионального уполномоченного в общей системе государственной правозащиты; закрепление его координационной функции. Региональные уполномоченные пришли на правозащитную площадку в период, когда государственные структуры (прокуратура, полиция) как бы противостояли общественным правозащитникам. Уполномоченные фактически взяли на себя функции координатора и посредника, искусно разрешая многие противоречия между всеми участниками правозащитного процесса, повышая доверие к власти. Теперь эту функцию требуется закрепить юридически.

Прошу обратить Ваше внимание на три позиции.

Во-первых, данный законопроект разрабатывался более 10 лет, в нем заложен накопленный фактический опыт как федерального, так и 85 региональных уполномоченных, отражающий механизм оперативного решения вопросов защиты прав граждан на местах с учетом специфики регионов. А это без укрепления единого правового статуса уполномоченных невозможно. Проект прошел экспертизу вгосударственных структурах, включая Совет Федерации, Экспертный совет Уполномоченного по правам человека в РФ, координационный совет региональных уполномоченных и получил поддержку.

Во-вторых, на территории каждого субъекта Федерации действуют территориальные органы федеральных органов государственной власти. И если в отношении органов исполнительной власти, подведомственных Правительству РФ законодательство урегулировало правоотношения, то отношения регионального уполномоченного с органами подведомственными Президенту РФ (а это прокуратура, полиция и др.) нуждаются исключительно в федеральном регулировании (в части запрашивать документы, получать объяснения должностных лиц, беспрепятственно посещать их и др.)

В-третьих, в правовой системе постоянно возникают поправки, которые ссылаются на федеральное законодательство. Например, в ст. 40 КАС прямо указывается, что «в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов".

Имеются и другие аналогичные случаи ссылок на федеральное законодательство, что требует урегулирования полномочий региональных омбудсменов именно на этом уровне.

Не со всеми положениями законопроекта можно согласиться. Так, трудно согласиться с той частью законопроекта, который делает шаг назад по сравнению с действующими положениями федерального закона №184-ФЗ, принятого по инициативе Президента РФ. В законопроекте исключено такое полномочие как возможность возложения на уполномоченного функции уполномоченного по правам ребенка, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов, других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в субъекте Российской Федерации. В проекте нового закона на региональных уполномоченных может быть возложена лишь координация деятельности указанных уполномоченных и других должностных лиц.

Однако существующая система государственных и общественных правозащитных структур сегодня весьма разнолика и динамична; помимо определенной координации в различных регионах могут складываться обстоятельства, требующие концентрации деятельности различных функций уполномоченных в одном лице (что уже и было в ряде субъектов: одно лицо успешно выполняло функции УПЧ и по правам ребенка). Это укрепляет институт уполномоченных по правам человека, когда важнее защита прав личности, а не формирование дополнительных структур. Правильнее оставить полномочие без изменений и решение этого вопроса на усмотрение субъекта Федерации, как это и было закреплено в формулировке ст.16.1 Федерального закона №184-ФЗ.

Все уполномоченные по правам человека ждут принятие данного закона, который позволит совершенствовать правозащитную деятельность на качественно новом уровне».

В качестве системных проблем, актуальность которых подтверждается правозащитной практикой уполномоченных по правам человека, на слушаниях участниками обозначены следующие:

1. Необходимость мер, направленных на повышение уровня правовой культуры населения. В этой связи представляется важной подготовка Государственной программы Российской Федерации «Правовое просвещение и образование в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты». Подобные программы, в соответствии с рекомендациями ООН, действуют в более чем в 50 государствах.

2. Сложный набор противоречий в правозащитной сфере может быть решен лишь на основе комплексного подхода, при участии всех государственных органов и институтов гражданского общества. В этих условиях актуальной представляется разработка и принятие Национальной стратегии (программы действий) в сфере соблюдения и защиты прав человека, которая бы определила цели и приоритетные направления укрепления гарантий прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их соблюдения и защиты в современных условиях.

3. Важно в полном соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции ООН против пыток и иных жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания обеспечить создание Национального превентивного механизма. Это позволит синхронизировать действия уполномоченных по правам человека, ОНК, общественных организаций и государственных органов.

CZPM

Яндекс.Метрика