28 января уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская приняла участие в совещании по вопросам реализации положений Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», организованном Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.
Мероприятие прошло в Москве.
В нем приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, Общественной палаты Российской Федерации, бизнеса и общественных организаций.
Участники совещания обсудили вопросы взаимодействия между строительными организациями и органами федеральной и региональной власти, использования положений законодательства о субсидировании, поиска свободных земельных участков под строительство для льготных категорий граждан.
В своем выступлении председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов охарактеризовал видение ситуации. Он отметил, что существующая система не позволяет многодетным семьям улучшать жилищные условия. Тема повышения доступности жилья поднималась в августе 2018 года на специальном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. И сегодня есть основания говорить о том, что у многодетных семей нет возможностей построить дома на предоставленных земельных участках. «Для большинства многодетных семей остается вариант покупки жилья на рынке, соответственно по рыночной цене с использованием обычной ипотеки с установленной ставкой, как для любой не многодетной семьи», - сказал Андрей Кутепов. Имеющаяся статистика основана на мониторинге реализации мероприятий программы «Жилье для российской семьи», проведенном в 2016–2017 гг. Счетной палатой РФ.
Эта проблематика постоянно попадала в поле зрения членов Временной комиссии СФ по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ в ходе их выездов в регионы. Граждане неоднократно обращались к представителям Комиссии по данному вопросу, озвучивая трудности, которые возникают у них в связи с реализацией права на получение доступного жилья, получением земельных участков, созданием жилищно-строительных кооперативов.
Андрей Кутепов подчеркнул важность урегулирования вопросов улучшения жилищных условий для многодетных семей и иных льготных категорий граждан, отметив, что альтернативой предоставлению бесплатных земельных участков многодетным семьям может стать реализация программы жилищно-строительных кооперативов.
Татьяна Зражевская в своем выступлении озвучила опыт и проблематику Воронежской области. В Воронежской области по информации органов исполнительной власти на начало 2019 года заявлений от многодетных граждан, желающих быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов, не поступало.
В план мероприятий по реализации Стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2018 год был включен пункт по вопросу вовлечения в жилищно-строительные кооперативы многодетных граждан.
Изучение вопроса показало, что главная причина нежелания граждан становиться участниками ЖСК, – необходимость их полного финансового участия. И это несмотря на то, что участники таких кооперативов получают жилье по цене значительно ниже рыночной за счет экономии на стоимости земельного участка и снижении прибыли, которую застройщик закладывает в цену, граждане не спешат вкладывать свои средства в строительство жилья в многоквартирном доме.
Среди возможных причин также: опасения в не завершении строительства (примером для них стали обманутые дольщики); надежда улучшить свои жилищные условия бесплатно; желание получить земельный участок под индивидуальное строительство; недостаточная инициатива со стороны ИОГВ по вовлечению людей в ЖСК.
Также играют свою роль стереотипы «малая цена - это низкое качество»; «малая цена – это сложности найти надежного застройщика».
Хотя положительные примеры существуют. Так, на территории Воронежской области это социально-значимый проект по строительству жилья для работников образования в форме потребительского жилищно-строительного кооператива «Учитель» (далее ПЖСК). Строительство жилых домов для ПСЖК «Учитель» под патронажем правительства Воронежской области началось в ноябре 2014 года. (Число его членов – около 1000 человек). Общая площадь введенных в эксплуатацию объектов – 77 074,3 кв.м, в том числе жилых помещений – 53 373,7 кв.м.
Многие многодетные семьи надеются получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время в реестрах многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, на территории Воронежской области состоит 4699 многодетных семей.
Среди актуальных проблем в данной сфере:
- недостаточное финансирование мероприятий по созданию инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для предоставления семьям, имеющим трех и более детей. Мероприятия по комплексному обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков требуют значительных финансовых затрат. (Например, условная стоимость проектирования и строительства систем энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, устройства автомобильных дорог и уличного освещения в пригороде Воронежа составляет 790 -930 тыс. рублей в расчете на 1 земельный участок). На территории городского округа город Воронеж фактически предоставлено 894 участка, из них нет полностью обеспеченных инженерной инфраструктурой. Чтобы в ближайшие годы воспользоваться по назначению земельным участком, многодетной семье не только нужно изыскать средства на строительство дома, но провести самим себе водопровод, канализацию, электричество, газ и дорогу. На все, как правило, не хватает денежных средств.
Среди других проблемных моментов: выделение земельных участков в отдаленности от города и областных центров; исключение из реестра многодетных граждан, не успевших по вине ИОГВ и ОМСУ реализовать право до достижения детьми предельного возраста.
Как альтернативу бесплатному предоставлению в собственность земельного участка Татьяна Зражевская назвала денежную выплату.
Так, по данным опроса, проведенным департаментом имущественных и земельных Воронежской области среди 80 многодетных граждан, проживающих в Воронежской области, 65 человек (81,3%) высказались за компенсацию, 15 человек (18,7%) - против.
В настоящее время в Воронежской области изучается также практический опыт других регионов, применяющих альтернативные меры социальной поддержки.
В числе предложений, внесенных Татьяной Зражевской:
- ввести денежную компенсацию, которую можно использовать исключительно по целевому назначению на приобретение земельного участка, жилого помещения, обучения детей, и иные цели, конкретно установленные в законодательстве;
- при проектировании и строительстве инженерных сетей электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения для предоставления земельных участков многодетным семьям нормативно обязать ресурсоснабжающие организации выполнять работы по технологическому присоединению с нормой прибыли, близкой к себестоимости затрат (тем самым, будут уменьшены бюджетные расходы на строительство сетей);
- проработать возможность предоставления альтернативных мер социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей, взамен предоставления земельных участков, без учета требования нуждаемости таких граждан в жилых помещениях (для чего исключить из п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации право субъекта Федерации вводить в качестве ограничения требование «состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях»).
Также омбудсмен отметила, что проблема оказания содействия со стороны государства отдельным категориям граждан в приобретении жилья весьма многогранна. В указанные категории входят официально признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий: молодые семьи (до 35 лет); дети-сироты; малоимущие; граждане, живущие в признанных непригодными для проживания помещениях; ветераны ВОВ; участники боевых действий; вышеупомянутые многодетные семьи.
В данной сфере действует большое количество нормативных правовых актов и государственных программ.
В Воронежской области на первом месте по реализации можно выделить мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей». В 2018 году на реализацию мероприятия были предусмотрены бюджетные ассигнования в 3,3 раза больше по сравнению с 2017 годом, что позволило 779 молодым семьям улучшить жилищные условия (в 2017 году - 210 семей). При этом проблема обеспечения жильем молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в полном объеме не разрешается. Количество молодых семей-участников программы значительно превышает количество получивших социальную выплату (в 2018 году участниками программы была 4101 семья). Кроме того, семьи, превысившие возрастной порог 35 лет, автоматически исключаются из программы.
Еще более сложная ситуация у других категорий граждан. Это касается категории малоимущих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, «внеочередников».
Проблемы в реализации жилищных прав граждан, состоящих на учете, обусловлены крайней недостаточностью жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, низким объемом финансирования на приобретение нового жилья и ремонт вторичного.
Омбудсмен помимо перечисленных мер, внесла предложения по изменениям в системе обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.