1 апреля 2019 года уполномоченный по правам человека Татьяна Зражевская не еженедельном оперативном совещании под председательством губернатора области Александра Гусева представила итоги исполнения плана мероприятий по реализации Стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека в 2018 году.
План мероприятий по реализации Стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2018 год был утвержден распоряжением правительства Воронежской области от 30.11.2017 г. № 956-р. Он включил в себя 68 мероприятий по 14 разделам. Уполномоченным по правам человека в Воронежской области в ходе мониторинга выполнения плана проведен анализ достигнутых значений индикаторов Стратегии и отчетов исполнителей его мероприятий. Общий уровень исполнения Плана по результатам мониторинга оценивается как средний - полностью выполнено пунктов и достигнуто значений индикаторов - не более 80%.
Омбудсмен остановилась на наиболее значимых результатах и проблемах реализации Стратегии в 2018 году по конкретным направлениям.
Так, в рамках работы по развитию гражданского общества и правовому просвещению Постановлением правительства Воронежской области от 20.07.2018 г. № 630 образована совместная рабочая группа по реализации пилотного проекта создания модели взаимодействия Воронежской области и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского обществам и правам человека в сфере развития и защиты прав человека. Осуществлялось активное взаимодействие с Ассоциацией юристов России и Общественной палатой Воронежской области, что позволило активизировать правовое просвещение и подготовить более 2000 наблюдателей для работы в избирательной кампании. Впервые организован и проведен творческий конкурс «Я – гражданин России».
Что касается раздела жилищных прав, то его исполнение оценивается на уровне «ниже среднего» (исполнители - департаменты строительной политики, ЖКХ и энергетики, администрация городского округа город Воронеж).
В частности:
- не было выработано предложений, направленных на привлечение социально ориентированных инвестров-застройщиков к строительству жилья, на стимулирование добросовестной конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, на создание условий для формирования жилищного фонда социального использования с учетом имеющейся потребности;
- не выработан механизм действий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления после признания муниципальной комиссией отсутствия технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме к его потребностям;
- вместо выработки мер по привлечению многодетных граждан в жилищно-строительные кооперативы исполнители либо ссылались на отсутствие обращений, либо в лучшем случае ограничивались простым информированием.
Как результат - отставание базовых индикаторов реализации права на жилище от плановых.
По результатам мониторинга наличия земельных массивов на территории муниципальных образований области для возможного предоставления в собственность многодетным гражданам были отобраны земельные массивы общей площадью 130 га, расположенные в Новоусманском, Рамонском и Семилукском районах. Это позволило сформировать более 800 земельных участков для предоставления многодетным семьям, проживающим в Воронеже.
В докладе отмечено, что в целом были исполнены мероприятия по реализации права на социальное обеспечение. Проведены работы по адаптации 8 зданий учреждений социальной защиты и прилегающих к ним территорий для нужд инвалидов (по плану - 6). Обустроено пандусами и звуковыми светофорами 27 пешеходных переходов в г. Воронеже.
Также в целом выполнен план по направлению охраны здоровья. К относительно новым результатам можно отнести следующие: развитие выездных форм работы; организацию гериатрических кабинетов; разработку схемы взаимодействия медицинских организаций с детскими санаториями; принятие и реализацию областной межведомственного проекта «Живи долго!».
По базовым индикаторам реализации права на охрану здоровья улучшилась ситуация с предоставлением инвалидам технических средств реабилитации, но продолжилось снижение обеспечения путевками в санатории льготных категорий граждан.
В большей частивыполнены мероприятия по защите права на благоприятную окружающую среду. К наиболее значимым результатам относятся:
- разработан Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение основных мероприятий по строительству и реконструкции систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
- благоустроены 116 дворовых территорий в 8 муниципальных образованиях, 31 общественная территория в 19 муниципальных образованиях;
- проведены работы по строительству и реконструкции 11, 6 километров 8 автомобильных дорог к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов в 5 муниципальных районах;
- создана электронная модель территориальной схемы обращения с отходами;
- в муниципальную собственность оформлена 151 озелененная территория общего пользования;
- разработано 9 проектов благоустройства территорий, а проекты городов Калач и Острогожск вошли в число 60 победителей в категории «Малые города» по России;
- достигнуты плановые значения индикаторов.
По большинству позиций исполнен раздел по реализации права на образование. Среди наиболее значимых результатов - улучшение доступности дошкольного образования для детей до 3 лет и развитие методической поддержки обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
По обеспечению права на труд осуществлялась текущая работа: по реализации комплекса мер по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей и трудовой занятости, а также по организации их профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; по сопровождаемому содействию занятости инвалидов; по освоению направлений подготовки по 50 наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям.
Запланированные на 2018 год мероприятия в разделе политических прав касались избирательных прав граждан в связи с проведением масштабных избирательных кампаний федерального, регионального и муниципального уровней. Они включали в себя информирование населения о новациях избирательного законодательства и способах защиты избирательных прав; организацию набора и обучения наблюдателей; обеспечение функционирования телефонов «горячей линии»; мониторинг помещений избирательных участков и обеспечение возможности участия в выборах граждан с ограниченными возможностями. Все мероприятия раздела были выполнены полностью.
Омбудсмен отметила, что мониторинг состояния прав человека и практики реализации в 2018 году Стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016-2025 годы" показывает, что ситуация с реализацией прав граждан постепенно начинает улучшаться, наблюдается небольшая положительная динамика в части эффективности и открытости деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Более детальная информация будет представлена в докладе о соблюдении прав человека в Воронежской области в 2018 году.
Александр Гусев поручил всем руководителям исполнительных органов государственной власти внимательно ознакомиться с разделами доклада по своей подведомственности и строго подойти к планированию.
Также в ходе совещания были рассмотрены вопросы о ходе подготовки и проведения весенних полевых работ 2019 года в области, о подготовке к весенне-летнему периоду эксплуатации автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, о достижении целевого показателя доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.