На совещании в аппарате омбудсмена обсуждены вопросы наполнения следственных изоляторов Воронежской области

Категория: Взаимодействие с государственными органами
Создано 29.03.2022 13:09
Автор: Super User
Просмотров: 734

29 марта в аппарате уполномоченного по правам человека прошло совещание, на котором обсуждено наполнение следственных изоляторов Воронежской области в 2021 году и меры по приведению наполнения СИЗО в соответствие с установленными лимитами.

Его провела руководитель аппарата омбудсмена Нина Радченко.

Участниками совещания стали представители УФСИН России по Воронежской области;  СУ СК России по Воронежской области; прокуратуры Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области.

Вопрос наполнения СИЗО сверх установленных лимитов, нарушения закона в части обеспечения нормой санитарной площади был включен в План мероприятий на 2021 год по реализации Стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016-2025 годы.         

На 1 января 2022 года при лимите наполнения следственных изоляторов области 1129 человек по факту содержалось 1312 (116 % от лимита). Причем переполнение было только в СИЗО-1.

Созданный в марте 2021 года на базе ИК-2 г. Воронежа транзитно-пересыльный пункт (ТПП) для размещения осужденных, следующих из одних учреждений в другие, позволил уменьшить фактическое наполнение СИЗО. На начало 2022 года при лимите наполнения ТПП 97 человек в нем содержался 81 осужденный, а общее количество лиц, которые содержались в нем с начала функционирования – 2463.

Для снижения наполнения следственных изоляторов региона, по указаниям ФСИН России в СИЗО Самарской и Белгородской областей в 2021 году было направлено 744 осужденных, ожидающих рассмотрения уголовного дела в суде апелляционной инстанции или распоряжения о вступлении приговора в законную силу.

В 2021 году из следственных изоляторов области было освобождено 677 граждан. Среди оснований освобождения – изменение меры на более мягкую либо отмены меры пресечения в виде заключения под стражу; применение наказания по приговору суда, не связанного с лишением свободы; прекращение уголовного преследования (уголовного дела); истечение срока содержания под стражей и отсутствия информации из суда о его продлении и др.

Также обсужден следующий момент. В 2021 году следователями и дознавателями ГУ МВД России по Воронежской области в отношении 1060 граждан выносились постановления о возбуждении ходатайства об избрании данной меры, удовлетворено судом 794 (74 %), в отношении 68 мера пресечения изменена с ареста на более мягкую (9 %). В СУ СК России по Воронежской области этот показатель составил 253/223 (88 %)                            

На совещании подчеркивалось, что данная статистика показывает, что избранная мера пресечения в каждом случае не являлась безальтернативной. Сложившаяся практика вынесения постановлений о возбуждении данных ходатайств перед судом продолжает свидетельствовать о необходимости более тщательного, индивидуального и избирательного подхода в целесообразности и исключительности применения данной меры пресечения.

Представитель СУ СК России по Воронежской области отметил, что соблюдение конституционных прав граждан при избрании мер пресечения с определенной периодичностью является предметом заседаний коллегии управления, оперативных совещаний, направления информационных писем. Руководители всех следственных органов ориентированы на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу только по особо тяжким преступлениям и с учетом личности обвиняемых, а также в исключительных случаях, например, когда обвиняемый скрылся, нарушив ранее избранную меру пресечения.

Участник от ГСУ ГУ МВД России по Воронежской области также сделал акцент на том, что вопрос о необходимости задержания с целью дальнейшего применения ареста решается в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств преступления, его общественной опасности, а также личности подозреваемого.

Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу по преступлениям средней тяжести применяется в исключительных случаях, когда иная более мягкая мера пресечения не может обеспечить возложенных на нее функций по предупреждению и пресечению преступления, с учетом личности подозреваемого, как правило в отношении лиц, ранее судимых; лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления в состоянии алкогольного опьянения, повлекших смерть человека и имеющих большой общественный резонанс; иностранных граждан, лиц без гражданства и постоянного места жительства, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о возможности уклонения подозреваемых (обвиняемых) от предварительного следствия и суда.

Отмечено, что на наполнение в СИЗО влияет динамика, своевременность и полнота проведения следственных действий правоохранительными органами. Влияет и ограниченное число помещений для проведения следственных действий (с учетом мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции) в СИЗО, и недостаток ресурса конвоирования силами ОВД следственно-арестованных к следователям, что приводит к затягиванию процесса расследования.

– Говоря о проблеме переполнения СИЗО, нельзя не отметить и смежную проблему обеспечения законных прав граждан – создания надлежащих условий содержания, – отметила Нина Радченко.

Было отмечено, что в связи с недостаточным и ежегодно сокращаемым финансированием на проведение капитального и текущего ремонтов, условия содержания граждан из числа спецконтингента в СИЗО не в полной мере соответствуют установленным требованиям.

В ходе обсуждения прозвучали предложения по разрешению проблемных вопросов.

Нравится