24 марта 2014 г. в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «О правовом и организационном обеспечении взаимодействия институтов государственного, муниципального, парламентского и общественного контроля в Российской Федерации».
На заседании выступила с докладом уполномоченный по правам человека в Воронежской области Зражевская Т.Д.
В работе круглого стола приняли участие боле ста представителей федеральных и региональных законодательных и исполнительных органов, общественных организаций. В рамках заседания участники дискуссии уделили особое внимание проекту федерального закона «Об основах общественного контроля в Российского Федерации», внесенному в нижнюю палату Президентом РФ. О необходимости скорейшего принятия указанного документа заявила член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Жанна Иванова в своем вступительном слове. По мнению сенатора, предстоит разработать изменения в профильные законодательные акты в связи с принятием указанного документа.Участники также отметили, что создание механизмов для активного участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля является одним из основных условий для эффективного развития государства.
В итоге работы круглого стола был принят проект рекомендаций
Выступление на круглом столе Зражевской Т.Д.
Одним из приоритетных направлений развития гражданского общества в России должно стать создание системы общественного контроля деятельности органов власти и местного самоуправления. Во-первых, реализуется положение ст. 32 (ч.1) Конституции России, которое закрепляет право гражданина участвовать в управлении делами государства; во-вторых, позволит выработать системный подход в организации защиты прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации с использованием единых стандартов; в-третьих, позволит повысить эффективность функционирования государственных органов по защите прав человека в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества в сфере контроля реализуется на федеральном и региональном уровнях в различных формах; за последнее время наибольшее распространение приобрела форма специализированных совещательных, консультативных, координационных и экспертных органов (Советов). Однако необходимо вырабатывать общие принципы и стандарты, нормативную, информационную и методическую базы осуществления общественного контроля. В этих целях целесообразно:
1) Ускорить принятие Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", внесенного в Государственную Думу, совместно с пакетом законопроектов, обеспечивающих его реализацию и ответственность за воспрепятствование общественному контролю. Текст законопроекта содержит, в основном, нормы материального права, а для их реализации необходимо одновременно развернуть систему процессуальных институтов. Иначе общественный контроль останется юридической фикцией.
2).Огромные деньги государство выделяет на реализацию федеральных и региональных целевых программ. Здесь законодатель детально прописывает все процедуры формирования этих программ и условия включения в них субъектов. Однако сам процесс реализации остается, в основном, в компетенции ИОГВ. Считаю необходимым определить законодательно роль институтов общественного контроля в реализации программ и правовые механизмы их функционирования.
3) Усилить контроль за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц, Здесь необходимо совершенствовать Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", т.к. бюрократическая машина приспособилась к его требованиям и научилась обходить их. Если нарушения сроков ответов в последнее время наблюдается нечасто, то ответы не по существу обращений и возврат обращений с любого уровня "вертикали" к тому должностному лицу, который и нарушил право заявителя, - приобрели массовый характер.
4) Требуется более широкое информирование граждан о результатах мероприятий по общественному контролю, в том числе путем размещения информации на интернет-сайтах. К сожалению, в законопроект «Об основах общественного контроля в РФ», внесенный на рассмотрение ГД, не включено предложение о создании специального интернет-ресурса для освещения деятельности субъектов общественного контроля, что приведет к разрозненности информации и затруднит ее поиск для граждан.
5) Объективно институт уполномоченного по правам человека (УПЧ) должен стать одним из инструментов создания и развития системы общественного контроля, поскольку его миссия - выступать посредником между властью и обществом в интересах более полной реализации прав человека, контролируя деятельность структур государства и стимулируя процессы становления гражданского общества,
УПЧ видит реальную картинудеятельности государственного аппарата, получая и анализируя информацию от пострадавших граждан, от членов своих экспертных и общественных советов, из СМИ. Если различные люди жалуются на одни и те же нарушения в какой-то сфере или организации, это может говорить о сложившейся там соответствующей негативной практике. При этом политическая и юридическая независимость УПЧ от исполнительной власти позволяет оценивать ее деятельность вне интересов системы.
Основной проблемой является отсутствие в федеральном законодательстве нормативных правовых актов, регулирующих основы деятельности уполномоченных в субъектах РФ. Для повышения эффективности использования института УПЧ в целях контроля целесообразно:
-разработка проекта Федерального закона "Об основах деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", в котором должна быть определена компетенция уполномоченных в субъектахРФ, урегулированы правовые основы деятельности региональных уполномоченных в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов;
-внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части регулирования принципов и статуса государственного органа — уполномоченного по правам человека, а также его взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной и судебной властей в субъектах РФ;
-внесение в Кодекс РФ Об административных правонарушениях мер административной ответственности за воспрепятствование деятельности уполномоченных.
Проект рекомендаций круглого стола
Рассмотрев вопрос "О правовом и организационном обеспечении взаимодействия институтов государственного, муниципального, парламентского и общественного контроля в Российской Федерации" участники "круглого стола" отмечают, что создание механизмов для активного участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля является одним из основных условий для эффективного развития государства.
В последние годы был принят ряд федеральных законов и нормативно- правовых актов в сфере общественного контроля. Расширились возможности участия граждан и общественных объединений в управлении делами государства, возрастает прозрачность и открытость деятельности органов публичной власти. Наблюдается рост числа граждан и организаций, осуществляющих различные виды общественных экспертиз, появляются новые формы и методы общественного контроля.
Важным шагом в установлении основ для контроля общества за государством является принятие массива нормативных правовых актов в области противодействия коррупции.
Участники "круглого стола" поддерживают разработанный с участием Общественной палаты Российской Федерации и внесенный Президентом Российской Федерации проект федерального закона № 471327-6 "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
Вместе с тем ряд вопросов в части создания условий для осуществления общественного контроля требует дальнейшего решения.
Прежде всего, необходимо создать условия для эффективного взаимодействия институтов государственного, муниципального, парламентского и общественного контроля в Российской Федерации.
В связи с этим участники "круглого стола" считают возможным рекомендовать:
Федеральному Собранию Российской Федерации:
Ускорить принятие проекта федерального закона № 471327-6 "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", обеспечив его рассмотрение совместно с пакетом законопроектов, направленных на его реализацию.
Предусмотреть механизмы участия общественных институтов при предварительном рассмотрении в профильных комитетах Государственной Думы поправок к законопроектам, принятым в первом чтении.
Сформировать механизмы, обеспечивающие общественное обсуждение всех законопроектов, поступающих в Государственную Думу, до их рассмотрения в первом чтении.
Правительству Российской Федерации:
Установить единые требования к размещению и наполнению официальных сайтов органов публичной власти.
Создать условия для общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, регламентов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, в том числе в сети Интернет.
Внести изменения в Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, предусмотрев возможность обязательной публикации соответствующими государственными органами результатов рассмотрения
независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Осуществить подготовку нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений проекта федерального закона №471327-6 "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" с учетом мнения Общественной палаты Российской Федерации и субъектов общественного контроля.
Разработать правовые и организационные механизмы, направленные на повышение эффективности взаимодействия институтов государственного и общественного контроля в Российской Федерации.
Поручить федеральным органам исполнительной власти создать условия для осуществления общественного контроля институтами гражданского общества, а именно:
обеспечить, в том числе через Интернет, эффективный доступ к информации о деятельности органов государственной власти, а также к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации;
распространять практику включения участников общественного контроля в соответствующие экспертные советы и рабочие группы, а также учитывать их позиции в рамках процедур принятия соответствующих решений;
создать правовые механизмы участия общественных институтов в контроле реализации федеральных целевых программ.
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
Обеспечить гласность, полноту и достоверность информации о деятельности государственных органов.
Обеспечить возможность осуществления общественного контроля за формированием и расходованием бюджета.
Создавать механизмы участия институтов гражданского общества в разработке управленческих решений, а также нормативных правовых актов.
Повысить эффективность использования общественных (публичных) слушаний при рассмотрении вопросов о предоставлении
земельных участков, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Шире использовать интерактивные возможности освещения деятельности органов власти, включая прямые интернет-трансляции их заседаний.
Обеспечить участие региональных общественных палат в формировании общественных советов при исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разработать правовые и организационные механизмы, направленные на повышение эффективности взаимодействия институтов муниципального и общественного контроля в Российской Федерации.
Создать правовые механизмы участия общественных институтов в контроле реализации региональных и муниципальных целевых программ.
Сформировать механизмы, обеспечивающие общественное обсуждение всех законопроектов, поступающих в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, до их рассмотрения в первом чтении.
4. Общественной палате Российской Федерации
Проанализировать практику деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти на предмет уровня и качества их общественного представительства и их функционала. На основе проведённого анализа выработать предложения по совершенствованию порядка их деятельности, включая уточнение полномочий общественных советов при федеральных и региональных органах государственной власти и установление чёткого обязательного перечня вопросов, по которым необходимо заключение соответствующего общественного совета.
Рассмотреть вопрос о возможных формах и функционале специализированных информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам общественного контроля в Российской Федерации, на которых в систематизированном виде можно было бы размещать информацию о правовом и методическом обеспечении общественного контроля, положительном опыте из разных регионов страны, проведении общественных контрольных мероприятий и результатах проверок,
предложениях в адрес органов государственной власти и органов местного самоуправления и их ответах на такие предложения.
5. Институтам граяеданского общества:
Рассмотреть вопрос о расширении сферы своей деятельности для выполнения следующих задач:
вовлечение населения в осуществление общественного контроля; оказания юридической и иной помощи лицам, участвующим защите общественных интересов.
Обеспечить конструктивное взаимодействие с органами государственной власти по вопросам осуществления общественного контроля.
Обеспечить формирование системы моральных стимулов для участия в контроле за деятельностью органов публичной власти.
Развивать методики осуществления общественного контроля.
Принимать активное участие в разработке нормативных правовых актов, формировании различных программ и планов.
Развивать международное сотрудничество в сфере общественного контроля.