г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 65

Воронежский омбудсмен участвовал в работе круглого стола в Совете Федерации

DSC09622.jpg

24 марта 2014 г.  в  Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «О правовом и организационном обеспечении взаимодействия институтов государственного, муниципального, парламентского и общественного контроля в Российской Федерации».

На заседании выступила с докладом уполномоченный по правам человека в Воронежской области Зражевская Т.Д.

В работе круглого стола приняли участие боле ста представителей федеральных и региональных законодательных и исполнительных органов, общественных организаций. В рамках заседания участники дискуссии уделили особое внимание проекту федерального закона «Об основах общественного контроля в Российского Федерации», внесенному в нижнюю палату Президентом РФ. О необходимости скорейшего принятия указанного документа заявила член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Жанна Иванова в своем вступительном слове. По мнению сенатора, предстоит разработать изменения в профильные законодательные акты в связи с принятием указанного документа.Участники также отметили, что создание механизмов для активного участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля является одним из основных условий для эффективного развития государства.

В итоге работы круглого стола был принят проект рекомендаций

 

 

Выступление на круглом столе Зражевской Т.Д.

Одним из приоритетных направлений развития гражданского общества в России должно стать создание системы общественного контроля деятельности органов власти и местного самоуправления. Во-первых, реализуется положение ст. 32 (ч.1) Конституции России, которое закрепляет право гражданина участвовать в управлении делами государства; во-вторых, позволит выработать системный подход в организации защиты прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации с использованием единых стандартов; в-третьих, позволит повысить эффективность функционирования государственных органов по защите прав человека в Российской Федерации.

Взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества в сфере контроля реализуется на федеральном и региональном уровнях в различных формах; за последнее время наибольшее распространение приобрела форма специализированных совещательных, консультативных, координационных и экспертных органов (Советов). Однако необходимо вырабатывать общие принципы и стандарты, нормативную, информационную и методическую базы осуществления общественного контроля. В этих целях целесообразно:

1) Ускорить принятие Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", внесенного в Государственную Думу, совместно с пакетом законопроектов, обеспечивающих его реализацию и ответственность за воспрепятствование общественному контролю. Текст законопроекта содержит, в основном, нормы материального права, а для их реализации необходимо одновременно развернуть систему процессуальных институтов. Иначе общественный контроль останется юридической фикцией.

2).Огромные деньги государство выделяет на реализацию федеральных и региональных целевых программ. Здесь законодатель детально прописывает все процедуры формирования этих программ и условия включения в них субъектов. Однако сам процесс реализации остается, в основном, в компетенции ИОГВ. Считаю необходимым определить законодательно роль институтов общественного контроля в реализации программ и правовые механизмы их функционирования.

3) Усилить контроль за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц, Здесь необходимо совершенствовать Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", т.к. бюрократическая машина приспособилась к его требованиям и научилась обходить их. Если нарушения сроков ответов в последнее время наблюдается нечасто, то ответы не по существу обращений и возврат обращений с любого уровня "вертикали" к тому должностному лицу, который и нарушил право заявителя, - приобрели массовый характер.

4) Требуется более широкое информирование граждан о результатах мероприятий по общественному контролю, в том числе путем размещения информации на интернет-сайтах. К сожалению, в законопроект «Об основах общественного контроля в РФ», внесенный на рассмотрение ГД, не включено предложение о создании специального интернет-ресурса для освещения деятельности субъектов общественного контроля, что приведет к разрозненности информации и затруднит ее поиск для граждан.

5) Объективно институт уполномоченного по правам человека (УПЧ) должен стать одним из инструментов создания и развития системы общественного контроля, поскольку его миссия - выступать посредником между властью и обществом в интересах более полной реализации прав человека, контролируя деятельность структур государства и стимулируя процессы становления гражданского общества,

УПЧ видит реальную картинудеятельности государственного аппарата, получая и анализируя информацию от пострадавших граждан, от членов своих экспертных и общественных советов, из СМИ. Если различные люди жалуются на одни и те же нарушения в какой-то сфере или организации, это может говорить о сложившейся там соответствующей негативной практике. При этом политическая и юридическая независимость УПЧ от исполнительной власти позволяет оценивать ее деятельность вне интересов системы.

Основной проблемой является отсутствие в федеральном законодательстве нормативных правовых актов, регулирующих основы деятельности уполномоченных в субъектах РФ. Для повышения эффективности использования института УПЧ в целях контроля целесообразно:

-разработка проекта Федерального закона "Об основах деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", в котором должна быть определена компетенция уполномоченных в субъектахРФ, урегулированы правовые основы деятельности региональных уполномоченных в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов;

-внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части регулирования принципов и статуса государственного органа — уполномоченного по правам человека, а также его взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной и судебной властей в субъектах РФ;

-внесение в Кодекс РФ Об административных правонарушениях мер административной ответственности за воспрепятствование деятельности уполномоченных.

 

Проект рекомендаций круглого стола

 

Рассмотрев вопрос "О правовом и организационном обеспечении взаимодействия институтов государственного, муниципального, парламентского и общественного контроля в Российской Федерации" участники "круглого стола" отмечают, что создание механизмов для активного участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля является одним из основных условий для эффективного развития государства.

В последние годы был принят ряд федеральных законов и нормативно- правовых актов в сфере общественного контроля. Расширились возможности участия граждан и общественных объединений в управлении делами государства, возрастает прозрачность и открытость деятельности органов публичной власти. Наблюдается рост числа граждан и организаций, осуществляющих различные виды общественных экспертиз, появляются новые формы и методы общественного контроля.

Важным шагом в установлении основ для контроля общества за государством является принятие массива нормативных правовых актов в области противодействия коррупции.

Участники "круглого стола" поддерживают разработанный с участием Общественной палаты Российской Федерации и внесенный Президентом Российской Федерации проект федерального закона № 471327-6 "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".

Вместе с тем ряд вопросов в части создания условий для осуществления общественного контроля требует дальнейшего решения.

Прежде всего, необходимо создать условия для эффективного взаимодействия институтов государственного, муниципального, парламентского и общественного контроля в Российской Федерации.

В связи с этим участники "круглого стола" считают возможным рекомендовать:

  1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

    1. Ускорить принятие проекта федерального закона № 471327-6 "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", обеспечив его рассмотрение совместно с пакетом законопроектов, направленных на его реализацию.

    2. Предусмотреть механизмы участия общественных институтов при предварительном рассмотрении в профильных комитетах Государственной Думы поправок к законопроектам, принятым в первом чтении.

    3. Сформировать механизмы, обеспечивающие общественное обсуждение всех законопроектов, поступающих в Государственную Думу, до их рассмотрения в первом чтении.

  2.  Правительству Российской Федерации:

    1. Установить единые требования к размещению и наполнению официальных сайтов органов публичной власти.

    2. Создать условия для общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, регламентов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, в том числе в сети Интернет.

    3. Внести изменения в Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, предусмотрев возможность обязательной публикации соответствующими государственными органами результатов рассмотрения

независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

  1. Осуществить подготовку нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений проекта федерального закона №471327-6 "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" с учетом мнения Общественной палаты Российской Федерации и субъектов общественного контроля.

  2. Разработать правовые и организационные механизмы, направленные на повышение эффективности взаимодействия институтов государственного и общественного контроля в Российской Федерации.

  3. Поручить федеральным органам исполнительной власти создать условия для осуществления общественного контроля институтами гражданского общества, а именно:

  • обеспечить, в том числе через Интернет, эффективный доступ к информации о деятельности органов государственной власти, а также к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации;

  • распространять практику включения участников общественного контроля в соответствующие экспертные советы и рабочие группы, а также учитывать их позиции в рамках процедур принятия соответствующих решений;

  • создать правовые механизмы участия общественных институтов в контроле реализации федеральных целевых программ.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

  1. Обеспечить гласность, полноту и достоверность информации о деятельности государственных органов.

  2. Обеспечить возможность осуществления общественного контроля за формированием и расходованием бюджета.

  3. Создавать механизмы участия институтов гражданского общества в разработке управленческих решений, а также нормативных правовых актов.

  4. Повысить эффективность использования общественных (публичных) слушаний при рассмотрении вопросов о предоставлении

земельных участков, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

  1. Шире использовать интерактивные возможности освещения деятельности органов власти, включая прямые интернет-трансляции их заседаний.

  2. Обеспечить участие региональных общественных палат в формировании общественных советов при исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

  3. Разработать правовые и организационные механизмы, направленные на повышение эффективности взаимодействия институтов муниципального и общественного контроля в Российской Федерации.

  4. Создать правовые механизмы участия общественных институтов в контроле реализации региональных и муниципальных целевых программ.

  5. Сформировать механизмы, обеспечивающие общественное обсуждение всех законопроектов, поступающих в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, до их рассмотрения в первом чтении.

4. Общественной палате Российской Федерации

  1. Проанализировать практику деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти на предмет уровня и качества их общественного представительства и их функционала. На основе проведённого анализа выработать предложения по совершенствованию порядка их деятельности, включая уточнение полномочий общественных советов при федеральных и региональных органах государственной власти и установление чёткого обязательного перечня вопросов, по которым необходимо заключение соответствующего общественного совета.

  2. Рассмотреть вопрос о возможных формах и функционале специализированных информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам общественного контроля в Российской Федерации, на которых в систематизированном виде можно было бы размещать информацию о правовом и методическом обеспечении общественного контроля, положительном опыте из разных регионов страны, проведении общественных контрольных мероприятий и результатах проверок,

предложениях в адрес органов государственной власти и органов местного самоуправления и их ответах на такие предложения.

5. Институтам граяеданского общества:

  1. Рассмотреть вопрос о расширении сферы своей деятельности для выполнения следующих задач:

вовлечение населения в осуществление общественного контроля; оказания юридической и иной помощи лицам, участвующим защите общественных интересов.

  1. Обеспечить конструктивное взаимодействие с органами государственной власти по вопросам осуществления общественного контроля.

  2. Обеспечить формирование системы моральных стимулов для участия в контроле за деятельностью органов публичной власти.

  3. Развивать методики осуществления общественного контроля.

  4. Принимать активное участие в разработке нормативных правовых актов, формировании различных программ и планов.

  5. Развивать международное сотрудничество в сфере общественного контроля.

 

 

 

 

CZPM

Яндекс.Метрика