г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 65

Депутаты заслушали доклад воронежского омбудсмена

877_023.jpg

5 июня 2014 года на очередном заседании Воронежской областной Думы с ежегодным докладом о соблюдении прав человека в регионе выступила Т.Д.Зражевская - уполномоченный по правам человека.

Полная версия Доклада

презентация доклада-2013

 Текст выступления

УВАЖАЕМЫЕ ДЕПУТАТЫ И ВСЕ ПРИСУТСТВУЮЩИЕ!

Вашему вниманию представляется доклад о соблюдении прав человека в Воронежской области в 2013 году, который подготовлен во исполнение требования Закона Воронежской области «Об уполномоченном по правам человека».

Депутатам Думы заранее были розданы материалы с докладом, обобщающим проблемы и содержащим выводы по оценке ситуации в сфере защищенности прав и свобод человека, а также приложения с основными результатами работы аппарата Уполномоченного и примерами, на основании которых эти выводы сделаны. Кроме того, доклад заинтересованно обсуждался на заседаниях профильных комитетов Думы и с Губернатором Воронежской области.

Разрешите остановиться на наиболее важных системных оценках доклада.

Приоритетными направлениями деятельности Уполномоченного в 2013 году были следующие:

ПЕРВОЕ:повышение оперативности полученияи результативности проверки информации о нарушениях прав человека.

ВТОРОЕ: расширение взаимодействия с органами местного самоуправления посредством регулярных выездов в муниципальные районы области.

ТРЕТЬЕ: развитие форм взаимодействия с органами государственной власти, особенно с Воронежской областной Думой по обсуждению законопроектов.

ЧЕТВЕРТОЕ:поддержка развития гражданского общества региона и повышение взаимодействия с его институтами.

ПЯТОЕ:активизация работы с общественными помощниками Уполномоченного, организация их периодического обучения и условий для приема граждан.

ШЕСТОЕ:налаживание международного сотрудничества , участие в работе международных организаций, в т. ч. - в качестве действительного члена в Институт Европейского Омбудсмена.

СЕДЬМОЕ: внедрение прогрессивных направлений и методов повышения правовой грамотности населения.

Решение поставленных задач позволило выполнить объективный анализ состояния в сфере соблюдения прав человека на территории Воронежской области в 2013 году и предложить меры по улучшению их защищенности.

В целом картина по обращениям граждан к Уполномоченному такова.

Непосредственно Уполномоченным и его аппаратом за 2013 год принято 1175 обращений граждан, что соответствует уровню 2012 года.

Структура статистики обращений по группам и видам прав также аналогична прошлогодней - наибольший удельный вес сохранили нарушения социальных и гражданских прав, а также права-гарантии защиты других прав и свобод

Лидерами по нарушениям стали следующие виды прав: на жилище; на социальное обеспечение; на собственность; на государственную защиту прав и свобод; на справедливое правосудие; на свободный труд и отдых.

В результате распространения информации о деятельности Уполномоченного среди населения и интенсификации выездных приемов география нарушений в 2013 году продолжала расширяться.

В то же время, более половины обращений поступило из г.Воронежа, а 63% от количества обращений из всех остальных муниципальных образований Воронежской области было всего из 6 районов.

Среди заявителей продолжают преобладать пенсионеры, осужденные и инвалиды.

В докладе приведен анализ нарушений по всем видам прав.

Остановлюсь на самых часто нарушаемых и социально значимых конституционных правах граждан.

 

Право на жилищеукрепляет лидерство среди обращениях жителей области. Типичными "зонами" нарушений являются:

-переселение жильцов многоквартирных домов, признанных аварийными;

-постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

-предоставление жилищно-коммунальных услуг.

 

Причины и последствия основных нарушений права на жилище приведены на слайде.

 

В качестве примера можно привести длящееся системное нарушения прав льготных категорий граждан, которым денежная компенсация за коммунальную услугу по отоплению предоставляется не в полном объеме.

Для исправления ситуации было предложеновнести необходимые изменения в Закон Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», однако соответствующий законопроект на данный момент еще даже не подготовлен.

Среди нарушений права на социальное обеспечение следует отметить:

-непредоставление организациями и архивами сведений, необходимых для назначения пенсий и пособий;

-нарушение права на льготный проезд в городском транспорте;

-необоснованный отказ социальных органов в оформлении звания "Ветеран труда";

-нарушение прав на социальное обеспечение граждан без определенного места жительства.

 

Нарушения права собственности наиболее часто имеют следующие формы:

-непредоставление земельных участков льготным категориям граждан (многодетным семьям, ветеранам, инвалидам);

-нарушения, связанные с неурегулированностью прав собственности на водные объекты (пруды) и их арендой;

-необоснованное завышение арендных ставок на землю.

 

В 2013 году наиболее существенными нарушениями права на государственную защиту прав и свобод стали:

-затягивание сроков расследования уголовных дел по халатности или умышленно;

-пассивное ведения розыска должников и их имущества судебными приставами, приводящего к необоснованному прекращению исполнительного производства;

-несвоевременность направления руководством следственных изоляторов иизоляторов временного содержания жалоб Уполномоченному и передачи ответов на его запросы;

-практика отказов судами в удовлетворении ходатайств осужденных с положительной характеристикой об условно-досрочном освобождении.

 

Наиболее распространенными нарушениями норм трудового законодательства в 2013 г. были признаны:

-несвоевременная выплата (либо невыплата) заработной платы, сверхурочных работ, пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.

К причинам нарушения этих прав относятся:

-прекращение деятельности организации;

-ненадлежащее оформление трудовых отношений;

-нежелание работодателей нести социальную нагрузку.

 

Среди типичных нарушений права на благоприятную среду обитания следует отметить:

-непредоставление населению достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды;

-загрязнение атмосферы, поверхности земли и водных объектов;

-вырубка деревьев в населенных пунктах и прежде всего на территории г.Воронежа.

 

Нарушениями права на охрану здоровья и медицинскую помощь продолжают оставаться:

-нарушение сроков предоставления льготным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение;

-неспособность руководства поликлиник организовать сменную работу врачей;

-неоказание или некачественное оказание медицинской помощи, в т.ч. высокотехнологичной;

-несоблюдение этических и моральных норм медицинскими работниками;

-непринятие мер со стороны областного департамента здравоохранения в случаях системных нарушений, допускаемых в лечебных учреждениях.

В отчетном году объектами обращений граждан наиболее часто становилась деятельность:

-органов местного самоуправления;

-органов ФМС, ФСИН

-судов и судебных приставов;

-департаментов правительства Воронежской области.

Безусловным "лидером" среди органов местного самоуправления уже традиционно стала администрация городского округа город Воронеж.

Ярким примером явилось бездействие администрация Семилукского сельского поселения.

Практически двухлетняя работа по понуждению главы администрации сельского поселения Семилуки к восстановлению систематически нарушавшихся прав жителей только в 2014 году привела к его "добровольной" отставке.

Основные выводы Доклада:

1. Наблюдается ежегодный рост удельного веса обращений о нарушении гражданских прав и прав-гарантий, что отражает рост требовательности граждан к обязательствам государства по гарантированию их прав и свобод.

2. Государственные и муниципальные органы оказываются не всегда подготовлены на уровне современных требований к предоставлению государственных услуг населению, реагированию на обращения граждан, обеспечению открытости, оказанию поддержки социально ориентированным НКО.

3. Необходимо кардинально улучшать ситуацию с ресурсными возможностями и ответственностью органов местного самоуправления в сфере реализации ими прав граждан.

4. Практически все выявленные нарушения прав можно исправить - возможные направления и меры приведены в Докладе.

Приоритетными направлениями деятельности Уполномоченного и его аппарата в русле решения "базовых" задач на 2014 год определены:

-активизация участия сотрудников аппарата во взаимодействии с комитетами Воронежской областной Думы в процессе подготовки и обсуждения законопроектов, относящихся к сфере прав человека;

-участие в организации эффективной системы общественного контроля в сфере ЖКХ;

-мониторинг проблемы и кампанию, направленную на создание в регионе "безбарьерной среды" для инвалидов;

-внедрение в работу по правовому просвещению прогрессивных форм и методов (в т.ч. международный опыт Европейского института омбудсмана).

 

CZPM

Яндекс.Метрика