г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наши законодательные предложения поддержаны российским Уполномоченным

Уполномоченным по правам человека в Воронежской области Т.Д. Зражевской были направлены Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Э.А. Памфиловой предложения по внесению изменений в положения федерального законодательства, регулирующего права несовершеннолетних осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях.

Э.А. Памфилова поддержала эти предложения и сообщила об их использовании при подготовке соответствующих федеральных законопроектов.

Содержание предложений:

Гуманизация уголовного и уголовно-процессуального законодательства, судебной практики в отношении несовершеннолетних преступников, неблагоприятная демографическая ситуация, стали причинами устойчивого снижения наполняемости воспитательных колоний (ВК), и как следствие - сокращения количества данного вида учреждений в Российской Федерации (с 2000 по 2014 годы сокращено с 64 до 31). В результате сокращений - ликвидаций воспитательных колоний, в ряде регионов несовершеннолетние осужденные направляются отбывать наказание в другие регионы. Так, в Бобровской ВК в настоящее времясодержатся, помимо Воронежской жители Ростовской, Липецкой, Белгородской, Тамбовской, Липецкой областей, Карачаево-Черкесской республики и Ставрапольского края.

Отбытие несовершеннолетними наказанияв виде лишения свободы не по месту жительства и осуждения создает проблемы из-за утратысоциально-полезных связей, осложняетих социализацию и ресоциализацию.

В целом по стране наблюдается рост удельного веса лиц, содержащихся в ВК за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.Увеличивается количество больных (психически, ВИЧ-инфицированных, наркоманов), а также не имеющих образования и трудовых навыков.

Значительная отдаленность воспитательных колоний от «родных» регионов в условиях пребывания новых подростковых групп в уже сложившихся коллективах приводит к ряду проблем:

      1. Утрачиваются социально-полезные связи с близкими и родственниками из-за сокращения встреч на длительных и краткосрочных свиданиях, взаимодействия с региональными службами социальной защиты, здравоохранения, образования и других ведомств, общественными
        и правозащитными организациями по месту их постоянного жительства с целью социального сопровождения
        при отбытии наказания и после освобождения.

      2. Создаются предпосылки к обострению межличностных конфликтов на почве национальных, этнических, религиозных, культурных особенностей, что в целом ведет к обострению обстановки в воспитательных колониях.

      3. Снижается мотивация осужденных к правопослушному поведению, так как независимо от их поведения при достижении предельного возраста они подлежат безусловному переводу в исправительную колонию. В результате для поднятия своего ложного «авторитета», такая категория воспитанников умышленно допускает нарушения установленного порядка, провоцирует других осужденных на противоправные действия.

      4. Имеет место нарушение прав на получение общего и профессионального образования, так как воспитанники переводятся в колонии общего режима в начале или середине учебного года, не завершая обучения.

      5. Затруднена реализация комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданных в субъектах Российской Федерации, своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

      6. Содержание небольшого количества несовершеннолетних осужденных в полноценных колониях приводит к значительным финансовым затратам с учетом этапирования в отдаленные регионы, коммунально-бытового обслуживания учреждений, их оборудования комплексом инженерно-технических средств охраны и надзора, содержания штата сотрудников, многократно первышающего численность воспитанников.

        Вышеперечисленные проблемы обуславливают необходимость создания надлежащих условий перевоспитания в ВК, адаптации и социального сопровождения после освобождения в сотрудничестве с региональными службами социальной защиты, здравоохранения, образования, правозащитными и общественными организациями по месту их постоянного жительства.

С целью устранения вышеуказанных проблем, создания эффективных социальных ресурсов, значительного сокращения материальных затрат необходимо создать изолированные участки, функционирующие в режиме воспитательной колонии в одном из исправительных учреждений каждого региона.

Другой проблемой в реализации прав данной категории гражданявляется возрастное ограничение пребывания в воспитательной колонии.

Федеральным законом от 22.12.2008 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» в часть 9 статьи 74 УИК внесены изменения, согласно которым возраст лиц, оставленных в воспитательных колониях, был сокращен с 21 года до 19 лет. Указанные изменения привели к снижению мотивации осужденных к правопослушному поведению, так как независимо от его поведения при достижении 19 лет онибезальтернативноподлежат переводу в исправительную колонию (взрослые осужденные). В результате для поднятия своего ложного «авторитета» перед криминалом на «взрослых зонах», воспитанники умышленно допускают нарушения установленного порядка, понуждают других на противоправные действия. Имеет место нарушение прав на получение общего и профессионального образования, так как воспитанники переводятся в колонии общего режима в начале или середине учебного года, не завершая обучения.

В целях закрепления результатов исправления, для завершения учебного процесса предлагается оставлять в воспитательных колониях осужденных, достигших совершеннолетия до окончания срока наказания с их согласия.

Для достижения вышеуказанных целей требуется внесение в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации следующих изменений:

  1. часть 2 статьи 74 изложить в следующей редакции:

«2. Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. В исправительных колониях могут создаваться изолированные участки с различными видами режима, а также изолированные участки, функционирующие как тюрьма или воспитательная колония. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.»;

  1. в части 9 статьи 74 слова «до достижения ими возраста 19 лет» заменить словами «до окончания срока наказания с их согласия»;

    3) в части первой статьи 139 слова «, но не более чем до достижения ими возраста 19 лет» исключить;

    4) в статье 140 часть третью исключить.

CZPM

Яндекс.Метрика