г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Процесс по иску Центра защиты прав СМИ

Уполномоченный по правам человека в Воронежской области выступил на процессе по иску Центра защиты прав СМИ к региональному управлению Министерства юстиции.

Центр защиты прав СМИ был включен  в реестр «иностранных агентов» в феврале 2015 года по причине того, что региональное управление Министерства юстиции усмотрело в работе Центра политическую деятельность. Сейчас много сил и времени НКО уходит на то, чтобы  опротестовать акт проверки Минюста.

19 ноября Татьяна Дмитриевна Зражевская выступила свидетелем на стороне ЦЗП СМИ в Ленинском районном суде. Являясь доктором юридических наук, профессором и заслуженным юристом России, она дала собственную оценку деятельности Центра и убеждена, что воронежские медиаюристы не занимаются политической деятельностью. Ведь для этого необходимо фактически участвовать в политических акциях, воздействать на общественне мнение и принятие госорганами решений, направленных на изменение госполитики. Работа Центра социально ориентированная, направлена на защиту прав человека. В своих выводах омбудсмен опирается на постановление Конституционного суда, само наличие Конституции и Федеральный закон "О некоммерческих организациях".

Также Татьяна Дмитриевна отметила, что выступления руководителя Центра Галины Араповой, где она даёт юридическую оценку законов и законопроектов, не являются частью деятельности самой организации и являются её личным мнением.

Основа аргументации Уполномоченного приведена далее.

1. Деятельность Центра защиты прав СМИ не является политической.

Политическая деятельность в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" - участие (в том числе путем финансирования) независимо от целей и задач, указанных в учредительных документах:

- в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики,

- также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Таким образом, Управлению Минюста необходимо было доказать, что Центр защиты прав СМИ участвует в политических акциях или формировании общественного мнения в целях изменения проводимой государственной политики.

Однако, в акте проверки №1 от 18.02.2015 года, составленном Управлением Министерства юстиции РФ по Воронежской области, не приведено ни конкретных фактов участия Центра в организации и проведении мероприятий, перечисленных в законе, ни доказательства указанной в законе цели.

Конституцией Российской Федерации закреплен принцип приоритета прав и свобод человека (ст.2). Глава 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» посвящена раскрытию этого принципа. Соблюдение и защита прав человека является обязанностью как государства в целом, так и каждого государственного органа, представителя государства. Поэтому деятельность НКО по защите прав и свобод граждан объективно направлена на соблюдение государственной политики органами и представителями государства, а не на ее изменение.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2014 г. №10-П по делу о проверке конституционности положений п.6 ст.2 и п.7 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» отсутствие политических акций в целях воздействия на принятие решений ОГВ исключает отнесение НКО к выполняющим функции иностранного агента, даже если организуемые (проводимые) с ее участием акции объективно были сопряжены с критикой решений государственных органов либо вызвали в общественном мнении негативные оценки проводимой ими государственной политики.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О некоммерческих организациях" оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина отнесены к деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказывается поддержка органами государственной власти и местного самоуправления.

2. Выступления руководителя Центра в СМИ не являются частью деятельности этой организации.

Управлению Минюста также необходимо было доказать, что высказывания руководителя Центра, приведенные разными СМИ, составляют часть деятельности этой организации, а не его личным мнением, высказываемым в соответствии с Конституцией России. Этого в заключении сделано не было.

В указанном постановлении Конституционного Суда говорилось также, что цели, определенные в п.6 ст.2 и п.7 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», должны быть присущи деятельности непосредственно некоммерческой организации, но не отдельных ее членов, а потому их участие в политических акциях в личном качестве по собственной инициативе также исключает применение к ней пункта 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

 

CZPM

Яндекс.Метрика