Инициатива не в русле

Категория: Взаимодействие с гражданским обществом
Создано 05.12.2016 11:15
Автор: Белоножкин В.И.
Просмотров: 2534

Уже месяц в Воронеже активно обсуждается инициатива группы депутатов городской Думы по отмене прямых выборов главы городского округа.

       Данная инициатива, выдвинутая группой депутатов гордумы от партии "Единая Россия", 25 октября 2016 года на заседании комитета по развитию местного самоуправления, взаимодействию с общественными объединениями и депутатской этике была внесена в повестку очередной сессии Думы.

       26 октября Воронежская городская Дума приняла решение о проведении 1 декабря публичных слушаниий по поправкам в устав городского округа город Воронеж, которые потребуется внести для реализации данной инициативы.

       В начале ноября институт общественного мнения «Квалитас» провел опрос среди жителей города о поддержке инициативы депутатов.

       21 ноября на сайте change.org. активистами молодежного движения «Весна» была запущена петиция за сохранение прямых выборов мэра.

       22 ноября по инициативе общественного движения «Город и транспорт» прошел круглый стол, на котором был осужден весь спектр проблем, связанных с инициативой по отмене выборов мэра.

       Наконец, 1 декабря прошли упомянутые общественные слушания, в которых приняли участие более 100 жителей города и выступили более 30 человек.В течение 14 дней рабочая группа по проведению общественных слушаний суммирует мнения, высказанные на слушаниях, и опубликует заключение, которое будет иметь рекомендательный характер. Окончательное решение будет принимать Воронежская городская Дума.

       Кроме того, по данной тематике в различных СМИ опубликовано большое количество мнений депутатов всех уровней, чиновников, политологов и представителей гражданского общества.

       Кратко резюмируя итоги общественной дискуссии, следует отметить, что значительное большинство ее участников депутатскую инициативу не поддерживают.

       Не задаваясь целью дать исчерпывающий анализ, рассмотрим существо проблемы и аргументацию продолжающейся дискуссии.

       Основными доводами "ЗА" отмену прямых выборов мэра являются низкая активность и компетентность избирателей, возможность сэкономить на выборах и наличие некоего общероссийского тренда.

       Доводы "ПРОТИВ" апеллируют к Конституции, демократии и правам человека, а также дезавуируют аргументацию сторонников отмены выборов.

       Финансовые аргументы сторонников отмены выборов об их дороговизне и необходимости экономии бюджета не выдерживают критики, поскольку такая постановка вопроса в отношении базовых понятий Конституции в принципе некорректна. Да и деньги в общем-то небольшие...

       Доводы о низкой явке и отсутствии интереса населения к выборам несостоятельны, поскольку нельзя отказываться от действующих институтов прямой демократии в связи с наличием проблем их реализации. У людей будет интерес к выборам, если создать действительно конкурентные и равные для всех кандидатов условия. Поэтому задача органов власти и местного самоуправления - мотивировать людей к участию в выборах. Именно это сейчас является трендом, если вспомнить последние выборные кампании.

       Довод о большей компетентности конкурсной комиссии и депутатов по сравнению с избирателями в вопросе выбора достойного и квалифицированного главы города, ориентированного на решение проблем жителей, также вызывает большие сомнения.Только ленивый не писал еще, что депутаты городской Думы отстаивают скорее свои корпоративные интересы, а не права жителей, примерами чего пестрят улицы Воронежа.

      Довод, что большинство центров субъектов РФ уже перешли к такой форме выборов главы, также не очень состоятелен, поскольку аналогия не является доказательством, а подтверждения хотя бы ее эффективности пока никто не предоставил...

      Доводя аргументацию сторонников до абсурда, можно предположить, что следующим может стать вопрос, а зачем выбирать самих депутатов, если явка избирателей тоже низкая, выборы стоят дорого, а какой-нибудь назначенный профессионал-управленец сможет эффективнее выполнить их функции...

      Однако обратимся к первоисточникам - Конституции России и ее гаранту.

      Статья2 Конституции гласит, что права и свободы человека являются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - обязанностью государства. В соответствии со статьей 3 Конституции народ является единственным источником власти, высшим выражением которой являются референдум и свободные выборы.Согласно статьям 12 и 130 Конституции гарантируется самостоятельность местного самоуправления и его реализация гражданами путем референдума, выборов через выборные и другие органы местного самоуправления.

      Обращаясь к вопросам, связанным с замещением должности главы муниципального образования, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что Конституция России прямо не называет главу муниципального образования в числе избираемых населением напрямую органов и должностных лиц публичной власти и не определяет какой-либо иной конкретный порядок замещения этой должности. Законодательное установление возможности избрания главы муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава (ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») не может рассматриваться как несовместимое с конституционными основами местного самоуправления и нарушающее конституционные права граждан.

      Еще 19.12.2013 г. на пресс-конференции Президент России отметил, что мэров нужно только выбирать, поскольку органы местного самоуправления наиболее близки к народу и мэрами должны быть такие люди, которых граждане знают лично и могут к ним прийти поговорить, обсудить, высказать свою позицию по развитию своего поселка или города, и иметь возможность добиваться реализации этой позиции».

      В послании Президента России Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года также прозвучало: "Считаю, что курс на развитие политической системы и институтов прямой демократии для повышения конкурентности выборов абсолютно оправдан, мы, безусловно, будем его продолжать".

      Конечно, вопросы изменения Устава города и, в том числе, определения формы выборов его главы, относятся к компетенции депутатов и формально не противоречат букве Конституции.

      Однако, отмена прямых выборов мэра гражданами, осуществляемых ими в течение достаточно большого срока, несомненно ограничивает диапазон имеющихся у них избирательных прав.

      И остается вопрос: соответствует ли рассматриваемая депутатская инициатива духу Конституции и современному тренду развития демократии ?

 

Нравится