Воронежская делегация приняла участие в конференции Международного общественного движения содействия мигрантам и их объединениям «Форум переселенческих организаций»

Категория: Взаимодействие с гражданским обществом
Создано 20.11.2018 11:39
Автор: Super User
Просмотров: 1282

Воронежская делегация приняла участие в состоявшейся 7 ноября 2018 года в Общественной палате Российской Федерации конференции Международного общественного движения содействия мигрантам и их объединениям «Форум переселенческих организаций» по проблеме «Собирание народа» и выступила с предложениями.

В обсуждении новой Концепции миграционной политики приняли участие общественный помощник уполномоченного по правам человека в Воронежской области Борис Краснов, Иоланта Агабабовян, члены общественного совета Уполномоченного Галина Рогозина и Владимир Муженский.

Делегация от Воронежской области в своих докладах и выступлениях представила опыт работы по преодолению демографического кризиса, приему и обустройству соотечественников. Также она  выступила с инициативой внесения предложений по изменениям в миграционное законодательство в Государственную Думу, Правительство Российской Федерации.

Конференция одобрила опыт работы Борисоглебской переселенческой организации «ХОКО» по компактному обустройству вынужденных переселенцев и рекомендовала его к использованию на Урале и в регионах Дальнего Востока.

С проектом резолюции конференции можно ознакомиться ниже.

ПРОЕКТ

РЕЗОЛЮЦИЯ конференции

СОБИРАНИЕ НАРОДА

переселение соотечественников в Россию:

проблемы законодательства и практики его применения

7 ноября 2018 г.

г. Москва

В Конференции приняли участие советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), представители СПЧ, представитель Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, представители ГУВМ МВД России и МИД России, представители Минвостокразвития России, руководители Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной Палаты Российской Федерации, представители НПО, экспертного сообщества, члены Международного общественного движения содействия мигрантам и их объединениям «Форум переселенческих организаций», представители СМИ.

УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ с надеждой воспринимают новую Концепцию государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 гг. и видим в ней однозначное признание руководством страны важной роли переселенцев для развития России.

Новая Концепция обещает благоприятный режим и открытость России для людей, которые связывают с ней свое будущее или будущее своих детей. Мы понимаем так, что за этим стоит готовность Правительства РФ установить максимально четкие и понятные правила и прозрачные процедуры для стремящихся воссоединиться с Россией и оперативно решить проблемы тех, кто на своем пути к гражданству России запутался в бюрократической паутине.

Люди, приехавшие или только собирающиеся приехать в Россию, чтобы стать ее частью, ждут от властей лишь одного – чтобы устанавливаемый порядок получения правового статуса (РВП, ВНЖ и гражданства РФ) не препятствовал отдать свою энергию, таланты, знания и умения на пользу Родине.

Переселенцы – это тот ресурс, благодаря которому наша Родина станет сильнее. Соотечественники, переезжающие в Россию, готовы служить стране, они самостоятельны, во многом помогают друг другу, но им не обойтись без участия в судьбе государства. Репатриация – это непростой шаг для каждого человека, каждой семьи, и соотечественники ждут со стороны государства внимательного, – гуманного – отношения к каждому человеку и каждой семье, чтобы легализация в России проходила как достойный процесс возвращения домой.

Участники Конференции отмечают, что в последние годы законодательные новации и практические действия органов миграции были сфокусированы в основном на усилении контроля за исполнением мигрантами миграционного законодательства и ужесточении самого законодательства, что, несомненно, питательной почвой для коррупции. В 2014 г. было введено "правило 90/180", на нарушителей которого накладывается запрет на въезд в Россию сроком от 3 до 10 лет. Появились "черные списки" иностранных граждан, которым запрещен въезд в Россию в случае, если они совершили два и более административных правонарушения на территории Российской Федерации, и списки эти достигли сотен тысяч человек. Особенно недопустимо применение подобных жестких мер, к тем, кто переехал в Россию на постоянное место жительство (включая участников Госпрограммы «Соотечественники»), или вынужденно покинул свою страну, надеясь на убежище в России. В результате существенно возросло число лиц с неурегулированным правовым статусом.

Госпрограмма «Соотечественники» все больше превращается в систему оргнабора культурно-адаптированной рабочей силы.

Призыв Президента России дать «зеленый свет» к гражданству «носителям русского языка», обернулся для них самой сложной, зачастую непреодолимой процедурой. Даже упрощение требования выхода из гражданства Украины, не открыло возможности для большинства украинских переселенцев получить статус «носителя русского языка».

Статистика показывает, что в 2015-2017 гг. наметилась тенденция сокращения числа лиц, получающих постоянный / долговременный легальный статус проживания в России. Так, по данным оперативного учета за первую половину 2018 г. миграционный прирост населения России сократился на треть (!) по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.

С 2003 года в стране возникли и не прекращаются проблемы с «определением» гражданства Российской Федерации у граждан РФ при обмене паспортов с истекшим сроком действия или при их утере, или при оформлении документов их родственникам и, соответственно, с изъятием «необоснованно выданных» паспортов.

Перечисленные выше факторы не способствуют притоку в Россию так необходимых ей соотечественников из-за рубежа. Не случайно в Концепции государственной миграционной политики РФ 2019-2025 г.г. говорится о необходимости повышения миграционной привлекательности страны для "соотечественников" и других категорий иностранных граждан, готовых пополнить население России. Речь идет, прежде всего, о наметившихся отрицательных тенденциях демографического развития России, которые пришли на смену оптимистичным итогам 2015 и 2016 гг. По итогам 2017 года общий прирост населения России сократился практически в 3 раза и составил 76 тыс. чел. против 260 тыс. в 2016 году.

Дальний Восток России – самый очевидный пример неэффективности проводимой миграционной политики в стране, в результате чего от Байкала и до Тихого океана к 2050 году может вообще не остаться населения. И это не теоретическая постановка проблемы, а реальность, противостоять которой государство пыталось все эти годы, но отток населения не прекращается.

УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ

обращаются к Президенту Российской Федерациис предложениями:

- рассмотреть возможность учреждения должности Советника Президента России по вопросам миграции и репатриации;

- рассмотреть возможность создания самостоятельного миграционного гражданского ведомства с собственными территориальными органами;

- трансформировать Государственную программу оказания содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в репатриационную программу;

- провести иммиграционную амнистию лиц, признаваемых соотечественниками в соответствии с Федеральным законом «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», приехавших в Российскую Федерацию до 1 января 2015 года и остающихся с неурегулированным правовым статусом.

КОНФЕРЕНЦИЯ в целях гуманизации миграционного законодательства в отношении соотечественников ПОДДЕРЖИВАЕТ РЕКОМЕНДАЦИИ Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 47-го специального заседания на тему «Переселение соотечественников в Россию: проблемы законодательства и практики»

- провести иммиграционную амнистию для соотечественников – переселенцев, бывших граждан СССР и их потомков, проживших в России в течение, например, пяти лет, ставших «нелегалами поневоле» из-за несовершенства законодательства, собственной неосведомленности или вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, выдав им в упрощенном порядке, без штрафов, вид на жительство либо предоставив право на приобретение гражданства Российской Федерации (эта акция не относится к трудовым мигрантам, пребывающим в России временно);

- отменить для соотечественников - переселенцев институт разрешения на временное проживание в Российской Федерации как лишнюю и дублирующую ступень на пути к гражданству;

- установить в законодательстве о гражданстве Российской Федерации репатриационный характер порядка приобретения гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства из числа соотечественников, предусмотрев для них реальные преференции;

а также другие предложенияСовета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, не реализованные до настоящего времени.

УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ РЕКОМЕНДУЮТ:

Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка:

-   проанализировать нормы миграционного законодательства, касающихся детей иностранных граждан, находящихся на территории РФ;

- изучить ситуацию по соблюдению прав детей мигрантов в России;

- выйти с предложениями в компетентные органы по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики для исключения нарушения прав детей на образование, медицинское обеспечение вследствие их неурегулированного правового статуса на территории РФ.

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации:

- настаивать на выполнениивсеми уполномоченными органамирекомендаций, изложенных в Специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 6.12.2007 года «О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ».

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

- принять законопроект № 527255-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощенного порядка принятия в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан, в котором снимается требование регистрации по месту жительства для подачи документов на гражданство участниками Госпрограммы «Соотечественник», а также предоставляется право Президенту РФ своим указом определять из гуманитарных соображений круг лиц, получающих право на упрощенную процедуру приобретения гражданства;

- принять законопроект № 495224-7 «О внесении изменений в пункт 2 статьи 41.8 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 12 ноября 2012 года N 182-ФЗ» о недопустимости признания недействительным либо изъятия паспорта гражданина Российской Федерации до решения суда, установившего факт предоставления гражданином подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении им гражданства Российской Федерации;

- принять законопроект № 495240-7 «О внесении дополнений в ст. 5 и ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», позволяющий гражданам Украины продлевать без выезда с территории России временное в ней пребывание, а затем – в упрощенном порядке получать вид на жительство и гражданство Российской Федерации;

- поддержать законопроект № 184643-7 «О предоставлении в Российской Федерации политического убежища»;

- поддержать законопроект № 69201-7 «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении носителей русского языка»;

- отменить требование о представлении иностранными гражданами документальных доказательств прекращения прежнего гражданства для приобретения гражданства Российской Федерации по процедуре «носителей русского языка», установив порядок подтверждения обращения заявителя об отказе от имеющегося другого гражданства, аналогичный предусмотренному в абзаце 5 пункта 10 «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденного указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325;

- внести изменения в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, сняв ограничение на допуск лица без высшего юридического образования в качестве представителя в судебном процессе по административным делам;

- не допустить принятие законопроекта, лишающего лица без высшего юридического образования права выступать представителем в гражданском судопроизводстве, чтобы не лишать малообеспеченных граждан возможности защитить свои права в суде;

- совершенствовать миграционное законодательство РФ в части воссоединения граждан РФ с родственниками – иностранными гражданами (предоставление РВП без квот прямым родственникам, нераспространение на членов семьи действие нормы 90/180, недопустимость выдворения с территории РФ и запрета на въезд членам семьи гражданина РФ).

Правительству Российской Федерации:

- обеспечить численность миграционных подразделений МВД России, необходимую для качественного оказания услуг по оформлению удостоверяющих личность и миграционных государственных документов, а также надлежащий уровень оплаты труда их персонала; оснастить указанные подразделения всеми необходимыми видами оборудования;

- создать цифровую платформу по управлению миграционными процессами “Федерация”,представляющую собой программно-аппаратный̆ комплекс автоматизации миграционных процессов путем предоставления облачных решений. 

           МВД России:

- в случае истечения трехлетнего срока после приобретения гражданства Российской Федерации (оформления российского паспорта), выданного, по мнению должностных лиц ФМС России, необоснованно, вносить исправление в дело о гражданстве и в соответствующую базу данных в административном порядке без изъятия или признания недействительными документов о гражданстве, выданных полномочными органами Российской Федерации, и без изменения срока приобретения гражданства Российской Федерации;

- создать общественные и экспертные советы по вопросам миграции при МВД России и региональных управлениях;

           - создать современную цифровую технологию подачи документов в открытом доступе с возможностью отслеживания порядка и сроков рассмотрения документов по примеру ресурса МИД России https://nation.kdmid.ru/ .

Верховному Суду Российской Федерации:

- провести обзор судебной практики по изъятию у граждан РФ паспортов, якобы «выданных с нарушением установленного порядка», что является фактическим лишением гражданства.

Полномочным представителям Президента России и губернаторам регионов России:

- взять под личный контроль положение мигрантов, и особенно – соотечественников, прибывших на постоянное место жительство, попавших в сложную жизненную ситуацию на подведомственных территориях, способствовать разрешению неурегулированного правового статуса таких лиц.

Уполномоченным государственным органам, ведающим вопросами регионального развития Дальнего Востока:

Разработать «Особый миграционный режим» для Дальнего Востока с целью интенсивного привлечения мигрантов (особенно соотечественников, переезжающих на постоянное место жительство, и иностранных студентов в вузы Дальнего Востока) для быстрого приращения инфраструктурного потенциала, обеспечивающего привлекательность территории.

Выйти с предложениями в компетентные государственные органы, чтобы упростить процесс переезда в Россию ипорядок получения гражданства РФ соотечественниками, переезжающими в ДФО:

- дать возможность подаватьдокументы на гражданство РФ в стране выбытия (отменить РВП для данной категории соотечественников как дублирующей процедуры, разрешить прохождение необходимого медицинского обследования в стране выбытия перед подачей документов на гражданство РФ, возможно);

- отменить ограничивающие переезд требования региональных программ (наличие трудового стажа, гарантийные письма работодателей и т.д.);

- проработать вопрос о создании специализированных региональных государственных центров для временной регистрации соотечественников, учитывая то, что принимающей стороной участников Госпрограммы является само государство;

- решить вопрос об оплате за счет федерального бюджета провоза имущества на грузовом автотранспорте из страны выбытия в регион вселения.

Нравится