19 мая уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская приняла участие в on-line конференции на тему: «Ресоциализация осужденных к лишению свободы: осмысление практик, опыт и проблемы чрезвычайной ситуации 2020 года», проводившейся в рамках Пятых Абрамкинских пенитенциарных чтений.
Организатор мероприятия - РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия». Чтения-2020 проходят в день рождения основателя и многолетнего лидера Центра Валерия Абрамкина (1946-2013).
Участниками конференции стали правозащитники, юристы некоммерческих организаций с опытом работы с осужденными, сотрудники аппаратов уполномоченных по правам человека, правоведы и криминологи, представители профильных федеральных ведомств.
Ключевой темой Чтений остается проблема ресоциализации и адаптации освобождающихся из мест лишения свободы. Обсуждаются все ее аспекты.
В ходе Чтений-2020 уделено внимание вопросам правового регулирования и всестороннего обеспечения ресоциализации применительно к различным категориям осужденных к лишению свободы – как до, так и после их освобождения, с акцентом на ситуацию с эпидемией коронавируса. Содействие людям, освобождающимся из мест принудительного содержания, особенно необходимо в период эпидемии и экономических трудностей, но в таких условиях работа по ресоциализации значительно осложняется.
Подчеркивалась важность решения задачи возвращения осужденных к нормальной жизни, предупреждения постпенитенциарного рецидива и обеспечения безопасности граждан. Реализация ее затруднена отсутствием государственной системы пробации, которая предполагает сопровождение лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и изолированных от общества в связи с совершением уголовно наказуемых деяний.
Результаты Абрамкинских чтений будут обсуждаться на Экспертном
Совете при УПЧ в РФ, чтобы в случае необходимости найти отражение
в нормотворчестве.
***
Уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская выступила в рамках работы секции «Ресоциализация бывших осужденных после освобождения из мест лишения свободы». Она представила опыт взаимодействия государственных органов и гражданского общества в Воронежской области по ресоциализации осужденных, вышедших на свободу.
Омбудсмен подчеркнула, что вопросы ресоциализации осуждённых постоянно находятся в центре внимания как УПЧ в РФ, так и региональных уполномоченных. Во всех ежегодных Докладах в разной степени отражается эта проблематика.
Татьяна Зражевская рассказала о результатах взаимодействия государственных органов Воронежской области, УФСИН России по Воронежской области и структур гражданского общества.
По инициативе Уполномоченного создана и действует межведомственная рабочая группа по вопросам социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Ее возглавляет заместитель губернатора Воронежской области, в состав вошли руководители профильных департаментов и управлений правительства Воронежской области, УФСИН России по Воронежской области. Региональный омбудсмен является заместителем руководителя группы. На проводимых рабочих заседаниях группы участники обмениваются информацией о текущих целях и задачах межведомственного взаимодействия.
Постановлением правительства Воронежской области (от 31.12.2013 № 1205) утверждена и действует региональная государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», в рамках которой реализуется подпрограмма «Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы».
Первый этап процесса по подготовке к освобождению и адаптации на свободе осужденных, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, осуществляет УФСИН России по Воронежской области. В его структуре насчитывается 11 учреждений для отбывания наказания, в каждом из которых имеются группы социальной защиты осужденных, задача которых - оказание содействия в решении вопросов трудового и бытового устройства освобождающимся лицам. Ими ведется:
Особо выделила омбудсмен работу «Школы подготовки осужденных к освобождению», где осужденные получают информацию о реальной жизни на свободе: порядок трудоустройства, функций Федеральной государственной службы занятости населения.
Юридический центр «Правовое просвещение» дает правовые знания. (В 2019 году проведено 21 заседание юридической клиники, по поступившим 93 вопросам всем даны обоснованные ответы). Доводится информация о возможности получения бесплатной юридической помощи, гарантии лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Так, например, закон Воронежской области от 17.10.2012 № 117-ОЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Воронежской области» закрепляет дополнительную гарантию в течение двух месяцев со дня освобождения – юридическую помощь по вопросам трудоустройства.
Также Татьяна Зражевская рассказала о взаимодействии УФСИН с районными центрами занятости, с которыми в каждом учреждении УФСИН по Воронежской области заключены ежегодные соглашения о взаимодействии в работе по оказанию помощи освобождающимся осужденным.
Введено в практику проведение видеоконференций с осужденными в формате вопрос-ответ, в ходе которых специалисты центра занятости населения и департамента социальной защиты населения не только отвечают на волнующие осужденных вопросы, но и предоставляют актуальную информацию о положении дел на рынке труда Воронежской области, услугах и мероприятиях службы занятости населения. Они рассказывают о государственных услугах, оказываемых центром, таких как организация профобучения и профориентация, мерах социальной поддержки осужденных-инвалидов. Во всех ИК области установлены информационные терминалы, в которых ежеквартально обновляется информация об имеющихся вакансиях по Центральному федеральному округу.
На этой основе в исправительных учреждениях области происходит точечное взаимодействие с районными центрами занятости населения в работе по оказанию помощи конкретным освобождающимся осужденным в вопросах трудового устройства. В 2019 году с Центрами проводились ежемесячные рабочие встречи по обмену опытом и решению проблем занятости осужденных, ежеквартально проводились встречи осужденных с представителями департамента занятости населения, в том числе с использованием «мобильных центров занятости». В 2019 году 505 освободившихся осужденных получили помощь
в трудовом и бытовом устройстве.
Важным моментом стало сотрудничество с отдельными предприятиями, например, УФСИН России по Воронежской области и АО «Вагонреммаш». Ремонтная бригада осужденных, отбывающих наказание на участке колонии-поселения ФКУ ИК-1, ФКУ КП-10, ежедневно выезжает на Воронежское вагоноремонтное предприятие, где выполняет работы по ремонту отопления и водоснабжения пассажирских вагонов. И осужденные, освобождающиеся из колонии условно-досрочно, в дальнейшем трудоустраиваются на данное предприятие.
Третья форма взаимодействия – направление необходимых запросов сотрудниками групп социальной защиты осужденных в ОВД, органы местного самоуправления и органы занятости населения.
Также омбудсмен остановилась на этапе освобождения осужденных. Она отметила, важность действия подпрограммы «Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы» региональной государственной программы («Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденное постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1205).
Проводятся:
- мероприятия по социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
- оказание содействия в устройстве в стационарные учреждения социального обслуживания;
- предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям.
В 2019 году 132 осужденных получили государственную социальную помощь.
В соответствии с соглашением между УФСИН, Службой занятости, ГУ МВД России по Воронежской области, Уполномоченным по правам человека в Воронежской области и Общественной наблюдательной комиссией о сотрудничестве в вопросах социальной реабилитации и адаптации бывших осужденных неоднократно проводились рабочие встречи участников соглашения, на которых рассмотрены вопросы о принимаемых мерах по постановке ранее судимых лиц на административный надзор, контроль за поведением поднадзорных лиц,
Всем освободившимся обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, выдается единовременное денежное пособие. Активно используется практика приобретения электронных проездных билетов к месту жительства освобождаемых.
Отдельное внимание обратила Татьяна Зражевская на деятельность по социальной адаптации при освобождении несовершеннолетних, отбывающих наказание в Бобровской воспитательной колонии (в 2019 году из колонии освобождено 20 человек). Помимо единовременного денежного пособия и билетов все несовершеннолетние были обеспечены документами: справками об освобождении, паспортами, пенсионными страховыми свидетельствами, полисами обязательного медицинского страхования, свидетельствами о профессиональной подготовке, аттестатами, справками об успеваемости, справками учета рабочего времени в ВК, социальными картами, медицинскими справками, продуктовыми пайками, одеждой и обувью по сезону.
Татьяна Зражевская акцентировала внимание на том, что успешная работа в данной сфере невозможна без взаимодействия со структурами гражданского общества. В сфере помощи в ресоциализации освободившихся в Воронежской области активно работает Общественная наблюдательная комиссия, отдел по тюремному служению Воронежской епархии, Благотворительный фонд святителя Антония Смирницкого и приход храма св. вмч. Анастасии Узорешительницы в с. Костёнки. В области предоставляются субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям. Так, проект «Путь» фонда Смирницкого стал в 2019 году победителем конкурса департамента социальной защиты Воронежской области по распределению грантов в форме субсидий и получил на реализацию проекта 93 тыс. рублей.
На бесплатной основе социальное бюро при Благотворительном Фонде свт. Антония Смирницкого помогает в оформлении документов; организует консультации юриста, психолога, социального работника, священника; информирует о возможности оказания помощи за счёт региональных НКО.
В случае, если освободившийся не имеет жилья, ему предлагается (при наличии свободных мест) проживание в городском доме трудолюбия, где имеет возможность трудоустройства и заработка.
Если освободившийся не трудоспособен по состоянию здоровья и не имеет определённого места жительства, он направляется в Дом милосердия с. Костёнки, где может проживать бессрочно. Ему предоставляется питание, проживание, одежда, необходимые бытовые принадлежности, возможность медицинского наблюдения в ЦРБ, помощь в восстановлении документов. Количество мест в Доме милосердия – 12.
Кроме этого, на базе храма св. вмч. Анастасии Узорешительницы с. Костёнки создана база для ресоциализации освободившихся из мест лишения свободы, не имеющих ограничений по здоровью. Центр ресоциализации представляет собой дом с наполнением до 8 человек, производственную базу с оборудованием для деревообработки, а также небольшой птицефермой. На базе проходят занятия по развитию трудовых навыков и навыков коммуникаций. В случае, если у освободившегося обнаруживаются проблемы с употреблением алкоголя или наркотиков, на базе Прихода ему оказывается помощь в социальной реабилитации.
Не обошла вниманием Татьяна Зражевская и трудности. «Несмотря на определенные успехи в настоящее время не удается создать целостный механизм социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы», - отметила она.
Омбудсмен предложила обсудить следующие направления совершенствования этой сферы:
1. В целях укрепления взаимодействия и разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления необходимо принятие Федерального закона «О социальной реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы», устанавливающего права и обязанности и ответственность субъектов - участников реабилитационного процесса; источники их финансирования и механизм контроля. Соответственно в субъектах Федерации законодательно определить формы взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления; механизм фиксации обращений бывших осужденных главам ОМСУ за помощью в оформлении документов, проживании, трудоустройстве, оказании медицинской помощи; а также и отчетность по вопросам оказания таковой помощи;
- с учетом накопленного опыта на 1 этапе - разработка концепции единой службы пробации для бывших осужденных. ФСИН при этом будет проще сотрудничать с такой (единой) структурой, а бывшие осужденные всегда будут знать, куда обращаться;
- упорядочение деятельности общественных структур, представляющих гражданское общество. Часть 2 ст.6 Федерального закона № 76-ФЗ предусматривает, что в субъекте Российской Федерации образуется одна общественная наблюдательная комиссия, которая осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. ОНК совместно с Общественной палатой и УПЧ должна выступать координатором общественных структур, направлять их на решение возникающих проблем, что и следует закрепить в законодательстве.
«Только при условии тесного взаимодействия всех структур государства, гражданского общества и самого гражданина возможно эффективное оказание социальной помощи освобождаемым из мест лишения свободы», - подвела итог Татьяна Зражевская.