Итоги работы «горячей линии» по вопросам общероссийского голосования

Категория: Взаимодействие с гражданским обществом
Создано 02.07.2020 23:08
Автор: Белоножкин В.И.
Просмотров: 473

С 25.06.2020 по 01.07.2020 в аппарате Уполномоченного по правам человека в Воронежской области работала «горячая линия», созданная для информирования граждан о реализации их прав в связи с проведением общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, а также для оперативного разрешения проблемных вопросов.

Жалоб к Уполномоченному в период подготовки и проведения голосования не поступало. Обращения на «горячую линию», в основном, касались получения информации: об адресе избирательного участка, порядке голосования по месту нахождения, возможности электронного голосования на территории региона и др. Ряд обращений касался вопросов безопасного посещения избирательных участков в период пандемии.

01.07.2020, в день голосования поддерживалась связь с Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Избирательной комиссией Воронежской области, региональной Общественной палатой.

С «горячей линии» аппарата федерального омбудсмена было перенаправлено обращение жительницы города Воронежа, которая хотела проголосовать на дому, поскольку находилась на карантине в связи с возможным заражением коронавирусной инфекцией (результаты ее теста были неизвестны). Уполномоченным было оказано содействие заявительнице в реализации ее права. Однако этот случай выявил проблему возможности организации голосования на территории нашего региона людей с подтвержденным диагнозом Covid-19 или подозрением на него.

Для предотвращения заболеваемости Covid-19 были утверждены «Рекомендации избирательным комиссиям по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» руководителем Роспотребнадзора и согласованы Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (10.06.2020). Документ предусматривает комплекс специальных мер для голосования: как на избирательном участке, так и на дому граждан (усиленные средства индивидуальной защиты для членов участковой избирательной комиссии, бесконтактный способ голосования и др.).

Однако в данном документе недостаточно прописана детализация процедуры голосования граждан, проходящих лечение на дому или находящихся на карантине Лишь статья 4.11 Рекомендаций предусмотрела обобщенный вариант действий участковых комиссий: «при поступлении обращения о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования от участника голосования, которому предписан режим самоизоляции в связи с прохождением лечения на дому или который находится на карантине, вопрос об организации проведении для него выездного голосования решается по согласованию с управлением Роспотребнадзора по соответствующему субъекту».

При этом централизованно не был выработан механизм взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора с избирательными комиссиями по применению безопасных методовконтакта с вирусоносителями, в т.ч. с конвертом и бюллетенем при подсчете голосов. В различных субъектах Федерации были вынуждены разрабатывать дополнительный порядок голосования, например, в Санкт-Петербурге в  медучреждениях, где проходят лечение пациенты с коронавирусной инфекцией создавались дополнительные участки, в избирательных комиссиях которых были сотрудники этих медицинских учреждений, имеющие соответствующий допуск. При этом документация из этих участков не выносилась, аданные протоколов передавались в территориальную избирательную комиссию по электронной почте.

Однако в Воронежской области реализация статья 4.11 Рекомендаций не была проработана: отсутствовало взаимодействие между облизбиркомом и региональным Управлением Роспотребнадзора. Между тем в Воронежской области на 1 июля было более 5 тысяч граждан, которые находились в режиме прохождения лечения на дому или на карантине.

Позиция Избирательной комиссии Воронежской области, что голосование граждан с подтвержденным диагнозом Covid-19 или подозрением на него влечет существенный риск для здоровья членов участковых комиссий сталкивается с задачей необходимости гарантирования всеобщего избирательного права как конституционной ценности. Поэтому данная задача должна быть решена совместными усилиями всех государственных структур, обеспечивающих защиту прав граждан до единого дня голосования в сентябре этого года.

Нравится