9 декабря уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская приняла участие в Международной научно-практической конференции «Иммиграционная амнистия как механизм решения демографических проблем России».
Также участвовали руководитель аппарата Уполномоченного Владимир Белоножкин и начальник отдела аппарата Уполномоченного Инна Куцова.
Организаторами мероприятия выступили Международное общественное движение «Форум переселенческих организаций» совместно с Институтом демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН и Институтом стран СНГ.
Участниками стали представители ГУВМ МВД России, МИД России, Минэкономразвития РФ, Минтруда России, Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан; представители Уполномоченного по правам человека в РФ, органов государственной исполнительной и законодательной власти; члены Президентского Совета по правам человека; эксперты в сфере миграции и демографии (ученые и практики), лидеры переселенческих организаций, правозащитники, журналисты.
Участники конференции почтили память Лидии Ивановны Графовой – известного журналиста и правозащитника, четверть века руководившей «Форумом переселенческих организаций». Лидия Ивановна последние 30 лет жизни посвятила защите прав мигрантов, стала инициатором и двигателем идеи о необходимости проведения иммиграционной амнистии для соотечественников, приехавших в Россию и ставших на Родине предков «нелегалами поневоле». В конференции приняли участие герои статей Лидии Графовой.
В пленарном заседании приняли участие: член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор, директор Института демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН (г. Москва, Россия) Сергей Рязанцев, заместитель директора института стран СНГ, заведующая отделом диаспоры и миграции, эксперт проекта «Право на Родину» Александра Докучаева, руководитель межрегиональной ОО «Правозащитная организация „Восход“», к.ю.н. Евгений Бобров.
На секционных заседаниях продолжено рассмотрение актуальных тем.
Одна из них – «Демографические угрозы национальной безопасности».
В ходе работы секции рассмотрены темы:
- Международная миграция населения в Россию и еѐ роль в снижении демографических угроз;
- Необходимость использования компенсирующего эффекта миграции в условиях депопуляции в России;
- Демографический вызов для миграционной политики России заставляет снять препоны в законах и правоприменении.
Также актуальная тематика была широко представлена на секции «Проблемы, возникающие у иностранных граждан и лиц без гражданства при легализации на территории РФ».
Модератором на секции выступила эксперт по проблемам переселения в регионы РФ в проекте «Право на Родину», (г. Воронеж), член Общественного совета при уполномоченном по правам человека в Воронежской области Галина Рагозина.
Представители ГУВМ МВД России проинформировали о работе с лицами с неурегулированным правовым статусом.
Также рассматривались следующие темы:
- Причины, почему мигранты оказываются «нелегалами» в РФ и основные препятствия на пути их легализации»;
- Депортация, выдворение, запрет на въезд: правоприменительная практика как одна из причин нелегального положения иностранных граждан»;
- Особенности проблем украинских беженцев и мигрантов при легализации;
- Вопросы легализации в России и возвращения в страну исхода лиц без гражданства, имеющих судимости.
Уполномоченный по правам человека в Воронежской области, д.ю.н. Татьяна Зражевская осветила проблемы легализации иностранных граждан и лиц без гражданства и их детей, прибывших в Россию в несовершеннолетнем возрасте либо родившихся в РФ и не имеющих документов, удостоверяющих личность и гражданство.
Она отметила, что анализ поступивших обращений показал, что наиболее проблемной категорией мигрантов (с точки зрения соблюдения прав человека) являются лица с неурегулированным правовым статусом.
К сожалению, отсутствие документов, удостоверяющих личность и гражданскую принадлежность, влечет за собой целый ряд последствий, связанных с частичным или полным поражением в правах как в социальной, так и в трудовой сферах.
Татьяна Зражевская подробно охарактеризовала ситуацию. Она отметила, что в этой категории, в свою очередь, самыми уязвимыми являются бывшие дети мигрантов (ныне уже взрослые люди, зачастую имеющие своих детей), проживающие на территории РФ без документов в силу различных объективных и субъективных причин. Они прибыли на территорию России с родителями — иностранными гражданами в детском возрасте, либо были рождены в РФ иностранцами или лицами без гражданства, выросли в России, закончили школу или другие образовательные учреждения, но кроме свидетельств о рождении (в лучшем случае) и аттестатов об окончании учебных учреждений никаких документов не имеют.
У таких людей нет возможности зарегистрировать брак, официально трудоустроиться, обратиться в судебные и властные органы, получать дальнейшее образование, а также социальные льготы и выплаты. В случае рождения своих детей они вновь сталкиваются с проблемой получения документов.
При обращении в отделы по вопросам миграции они, как правило, получают указание о необходимости обращения в Консульские отделы Посольств стран бывшей гражданской принадлежности своих родителей, где их зачастую признают гражданами и предлагают документироваться свидетельствами на возвращение для выезда в страну исхода и получения там национального паспорта. Обращаю внимание, это лица, прибывшие в Россию детьми, всю жизнь прожившие в ней и утратившие все связи с тем государством, откуда их когда-то привезли родители, либо вообще родившиеся на территории РФ.
В случае же, если у них все-таки принимают заявления по ст. 10.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" об установлении личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, рассмотрение вопроса затягивается на неопределенное время, так как ответы на запросы идут по полгода, а могут и вообще не прийти.
При этом, принятие решения по установлению личности в форме заключения также не является документом для подтверждения личности при обращении в какие-либо организации. Люди, ожидающие завершения всех ступеней получения паспорта гражданина РФ, вынуждены на протяжении нескольких лет, терпеть лишения из-за отсутствия у них удостоверения личности.
Многие после этого оставляют попытки легализоваться и живут без документов.
Татяна Зражевская внесла ряд предложений:
- увеличить информированность мигрантов путем внедрения технологических новаций в сфере цифровизации (с учетом опыта Татарстана)
- взять на контроль процесс утверждения формы временного удостоверения мигранта как юридического документа, удостоверяющего личность (на разработку и утверждение которого уже ушло около двадцати лет, и законопроект прошел только первое чтение);
- необходимо на уровне ведомственного акта (например, Регламента миграционной службы) выработать единую методику действий доложностных лиц по принятию и рассмотрению заявлений по ст. 10.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" об установлении личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность. Отказы в приеме таких заявлений не допустимы. Необходимо установление контроля и за своевременными и исчерпывающими направлениями запросов сразу во все инстанции, а не поэтапно, по результатам получения информации, а также установление срока ожидания ответов на запросы, по истечении которого возможно принятие решения об установлении личности по совокупности имеющихся документов (например, 1 месяц).
- на законодательном уровне ввести понятие «ценз оседлости» для возможности признания людей с неурегулированным правовым статусом, длительное время (от 10 лет) проживающих на территории РФ без документов, удостоверяющих личность и гражданство, лицами без гражданства с целью их последующей легализации на территории РФ , минуя стадию обращения в Консульские отделы Посольств стран исхода.
Также участниками рассмотрены особенности урегулирования правового статуса мигрантов в условиях пандемии.
Обсуждались такие аспекты, как:
- Миграционная амнистия эпохи коронавируса: практика проведения, проблемы, предложения;
- Проблемы мигрантов, обращающихся в миграционные органы по вопросу легализации в период пандемии,
- Проблемы, возникающие у переселенцев, прибывающих в РФ в период пандемии и др.
Приведен анализ международного опыта проведения миграционных амнистий.
Отдельно рассмотрены проблемы, возникающие у трудовых мигрантов при легализации на территории РФ.
По итогам конференции обобщены предложения по проведению миграционной амнистии и выработаны рекомендации для государственных структур и общественных организаций, занятых в сфере работы с мигрантами.
Стоит отметить, что в последние годы общественные организации накопили огромный опыт решения проблем в миграционной сфере, зарекомендовали себя на всех уровнях и имеют в ряде случаев государственную поддержку. Так, проект «Право на Родину» реализуется на средства Гранта Президента Российской Федерации на развитие институтов гражданского общества.
Также информация о конференции здесь -
https://migrant.ru/immigracionnaya-amnistiya-kak-mexanizm-resheniya-demograficheskix-problem-rossii/