2 августа уполномоченный по правам человека в Воронежской области Сергей Канищев и руководитель аппарата Уполномоченного Нина Радченко встретились с представителями Общероссийского общественного движения «Авто Союза».
Своей целью общественники Алексей Кравцов и Юрий Бобкин ставили проинформировать омбудсмена о проблемной ситуации, возникающей с автомобилями с регистрацией в Республике Армения, ввезенными гражданами России.
Данная проблема возникла и развивалась на протяжении ряда лет. Она уходит корнями в 2014-й год, когда Республика Армения подписала договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу. Однако переход на единые таможенные тарифы был отложен до 2020 года.
В течение 2018-2020 годов ряд граждан Российской Федерации воспользовались ставшей следствием этого возможностью приобретения в Армении по очень выгодной цене минивэнов, больших седанов, купе, внедорожников. Привлекательным для автомобилистов также явилось то, что можно было заплатить пошлины по низким ставкам, которые оказались намного ниже российских, и пересечь границу, не декларируя машину и не оформляя временный ввоз. В Россию, таким образом, попали, по разным данным, от 200 до 300 тыс. автомобилей с регистрацией в Республике Армения.
Однако со временем удачные приобретения обернулись для россиян столкновением с подводными камнями.
Например, в договоре о присоединении Республики Армения к ЕАЭС данные автомобили обозначены как иностранный товар. В результате, транспортное средство со статусом «иностранный товар» может ввозиться и использоваться на территории РФ без ограничений только лицами, постоянно проживающими в Армении (пункт 35 «Условий и переходных положений»), при этом сроки их нахождения на территории РФ не ограничены.
В настоящее время некоторым россиянам-владельцам транспортных средств с регистрационными номерами РА довелось столкнуться с проблемами перемещения таких автомолбилей по территории РФ. Отсутствие российской регистрации ТС позволяет ГИБДД привлекать автовладельцев к ответственности по статье 12.1 КоАП РФ «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра».
Еще одна проблема – на территории России продать такое транспортное средство невозможно, так как оно не поставлено на учет в РФ. Также затруднительно вывезти ТС на территорию Армении для продажи из-за закрытия границ с Грузией.
И это лишь часть проблем, ставших следствием казавшихся, на первый взгляд, очень выгодными покупок автомобилей. Общественники отметили, что страдают добросовестные приобретатели, решившиеся на покупку ТС только для семейного использования.
В попытках разрешить возникающие проблемы автомобилисты в разных регионах объединились в общественное движение и обращаются в многочисленные инстанции, в том числе в ГИБДД МВД России, Министерство юстиции РФ, Министерство иностранных дел России, к УПЧ в РФ и др.
– Изучение ситуации позволяет сделать вывод, что для урегулирования возникших острых вопросов потребуется значительное время, - отметил Сергей Канищев. – Путь по заполнению правовых пробелов предстоит большой: от закрепления четких юридических формулировок до подготовки и реализации нормативно-правовых актов, в том числе на международном уровне.
Общественники попросили омбудсмена в случае возникновения проблем с такими ТС на территории Воронежской области вынести их на обсуждение экспертного совета, а также выступить инициатором создания рабочей группы, которая включится в урегулирование ситуации на региональном уровне.