В работе омбудсмену приходится сталкиваться с самыми разными случаями, и всегда самые сложные – связанные с семейными проблемами. Когда у близких людей возникают разногласия, шлейф обид и ссор зачастую не дает мирно урегулировать ситуацию. А если речь идет о браке с гражданином другой страны, то ситуация усложняется вдвойне.
Накануне разбирали один из таких кейсов.
К омбудсмену обратилась уроженка Воронежа Р.
Из ее обращения следует, что история ее проблем началась несколько лет назад, когда она вышла замуж за гражданина одной из европейских стран. В браке родилось трое детей. Но помимо счастливых событий в семье копились противоречия, в том числе и связанные с методами воспитания детей: муж считал, что мать излишне заботится о малышах. По словам женщины, в процессе семейной жизни она столкнулась с фактами психологического и физического насилия со стороны мужа, и обращалась за защитой в правоохранительные органы в стране проживания.
Однако не имея достаточных правовых знаний Р. не могла в полной мере защитить себя и детей. Безвыходность ситуации подтолкнула ее к решению покинуть территорию другого государства.
Весной этого года Р. удалось вместе с несовершеннолетними детьми вернуться в Россию и обосноваться в родном Воронеже. Однако муж также предпринял действия со своей стороны: обратился в один из районных судов Москвы с исковым заявлением о возвращении детей или об осуществлении в отношении них прав доступа на основании международного договора РФ.
Один из возможных вариантов развития событий – до вынесения судебного решения дети должны быть возвращены в государство их постоянного проживания.
Р. очень опасается, что это еще больше усугубит ситуацию и обернется причинением детям физического и психического вреда. К тому же ее волнует вопрос адаптации детей к особенностям другой культуры без ее присутствия, получения медицинской помощи. Женщина активно обращается в самые разные инстанции.
25 июля уполномоченный по правам человека в Воронежской области Сергей Канищев провел рабочее совещание, участниками которого стали уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области Ирина Попова, начальник отдела аппарата Уполномоченного Алеся Солошенко, руководитель регионального центра по проблеме домашнего насилия «Право голоса» (программа Воронежского областного отделения ОО БФ «Российский детский фонд») Ангелина Севергина, юрист Центра Марина Ареян и авдокат, член областной Адвокатской палаты, представляющий Р., – Юлия Шмыглева.
Обсудили имеющуюся судебную практику по аналогичным случаям, проанализировали факты, касающиеся ситуации Р.
Мать является гражданкой РФ, но у детей даже не двойное, а тройное гражданство.
Урегулирование вопроса о дальнейшей судьбе Р. и ее детей возможно только с применением норм международного права.
В основе – Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) и Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года, направленная на защиту детей в международном масштабе от вредных последствий и незаконного перемещения или удержания, на установление процедур, обеспечивающих их незамедлительное возвращение государство их постоянного проживания, а также на обеспечение защиты прав доступа.
Семье оказывают помощь психологи. Средний ребенок начал ходить в детский сад. Мать занимается лечением старшего ребенка, имеющего проблемы со здоровьем. Существенным моментом адаптации стало то, что старшие дети прекрасно говорят на двух языках.
Также Р. занялась поиском работы, рассматривает возможности дистанционного формата.
Она также обратилась в суд с иском о расторжении брака, определении места жительства детей с ней и взыскании алиментов с отца. Суд приостановил рассмотрение дела по данному иску до рассмотрения спора в суде г. Москвы.
На совещании обсуждены вопросы создания отдельной рабочей группы из числа представителей нескольких организаций и ведомств для рассмотрения аналогичных сложных ситуаций.
Сергей Канищев отмечает:
- Со своей стороны мы готовы оказать Р. всю необходимую правовую помощь, исходя из правовой нормы: интерес ребенка, состоящий в том, чтобы его не перемещали из места постоянного проживания без достоверных гарантий стабильности его жизни в новом окружении, отступает перед главным интересом любого индивида – не подвергаться физической или психической опасности и не оказаться в нетерпимой ситуации.
Нельзя не принимать во внимание и то, что младший ребенок находится на грудном вскармливании, эмоциональную и психологическую привязанность детей к матери и друг к другу. Нужно также учесть и интересы самой заявительницы.
Направил информационное письмо федеральному омбудсмену Татьяне Николаевне Москальковой. Попросил оказать содействие в обеспечении прав гражданки России Р. и ее детей при рассмотрении спора о возвращении детей в государство постоянного проживания, предусмотренных нормами международного права.
Продолжу следить за развитием ситуации.