21 июня состоялось заседание Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в Воронежской области.
В состав Совета входят представители органов власти, сферы науки, культуры, образования, соцзащиты, адвокатского сообщества, СМИ. На обсуждение экспертов выносятся актуальные вопросы, в том числе сформулированные на основе мониторинга обращений граждан.
В числе вынесенных на июньское заседание тем – проблемы реализации прав граждан на доступность услуг почтовой связи.
Это связано с многочисленными обращениями к Уполномоченному граждан из разных населенных пунктов региона с нареканиями на работу сельских отделений почтовой связи. Заявители сообщали, что в связи с увольнением работников почтовых отделений качество и своевременность оказываемых услуг ухудшились. Некоторые отделения почтовой связи вообще не функционируют, поскольку в них стало некому работать. В таких селах у людей нет возможности оплатить даже коммунальные услуги, возникают проблемы со своевременной доставкой корреспонденции и печатной продукции.
В сельской местности альтернатива Почте России отсутствует. Особенно это ощутимо на территории поселений, где преобладает население пожилого возраста, отсутствуют отделения Сбербанка.
Также отражается на доставке юридически значимых документов. В процентом соотношении Общество осуществляет 97,5 % рассылок от государственных органов, и совсем небольшой процент доставляется получателям в электронном виде. Это связано с законодательными нормами, с фиксацией факта отправки и получения такой корреспонденции.
Например, есть приказное производство. Процедура исключает судебное разбирательство, исследование материалов дела и анализ доказательств. Есть только позиция заявителя и право должника представить возражения. И всё это основывается на обязательстве Почты России вручить приказ должнику. А если почтальон не сделает свою работу? Приказ будет приведён в исполнение.
Затруднено и получение финансовых услуг.
От работы почты зависит также своевременность доставки пенсий. С 1 мая 2023 года доставку пенсии наличными денежными средствами может осуществлять исключительно АО «Почта России».
Есть и проблемы с размещением почтовой службы. Например, во время выездов в села сотрудники аппарата видели почтовое отделение, расположенное в подвальном помещении. Мало того, что выглядит оно непрезентабельно, так еще в нем не работает мобильная связь и человеку не поступает код для получения посылки. Да и пожилому человеку реально трудно спуститься в такое помещение.
В ряде регионов был запущен пилотный проект по доставке гражданам технических средств реабилитации. Такой и проект был и в нашей области. Предполагалось, что это ускорит получение инвалидами кало- и мочеприемников, подгузников и памперсов. Однако с подгузниками и памперсами дело очень быстро застопорилось. При нынешней организации работы большие объемы оказалось сложно доставлять клиентам. В результате пришлось поручить уже другому доставщику.
В утвержденных Правительством Правилах территориального распределения отделений почтовой связи Общества установлено, что в каждом муниципальном образовании должно быть расположено не менее одного отделения почтовой связи, при этом они должны размещаться, как правило, в административных центрах поселений, районов и округов. Среднее значение зоны охвата территории, обслуживаемой отделением, должно составлять до 1,5 км в городских населенных пунктах и до 10 км - в сельских.
Количество отделений почтовой связи, расположенных на территории сельского поселения, должно определяться из расчета обслуживания не более 5 тыс. человек населения одним отделением почтовой связи.
Однако, сегодня нормы и реальность все чаще не совпадают.
Усилением ответственности вопрос не решить. Например, статья 13.26 КоАП предусматривает ответственность за нарушение сроков или порядка доставки адресату судебных извещений. Если её эффективно применять, возрастёт сумма штрафов в бюджет. Но эта же сумма входит в состав убытков Общества. То есть какой-то участок работы будет недофинансирован. В результате возникнет ситуация, когда в следующем году Почте Россия придётся вернуть сумму штрафов через механизм федеральных субсидий.
В итоге: потеряно время, совершено много работы, но сама причина не устранена.
На заседании экспертного совета было обращено внимание на важность качественной и бесперебойной работы Почты России на территории Воронежской области, обеспечение эффективного взаимодействия подразделений почты с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Назрело предложение Министерству цифрового развития Российской Федерации рассмотреть целесообразность закрепления в Федеральном законе «О почтовой связи» отдельных вопросов, регулирование по которым, должно осуществляться органами государственной власти, поскольку устанавливаемый ими порядок является необходимой предпосылкой для беспрепятственного пользования услугами почтовой связи.
Также обсудили, какие темы важны для последующего рассмотрения на заседаниях Экспертного совета.
Например, вопрос организации профилактических мероприятий в организованных коллективах на территории Воронежской области. Речь шла о необходимости проработки вопроса о причинах низкого процента участия работников и обучающихся в образовательных организациях на территории Воронежской области в профилактических медицинских осмотрах или диспансеризации по месту работы и учебы и вариантах его решения.
Плановое значение показателя «Доля граждан, ежегодно проходивших профилактический медицинский осмотр и (или) диспансеризацию, от общего числа населения» на 2024 год - 70% (1 576 230 человек).
Медицинскими организациями проведена работа по планированию профилактических мероприятий на предприятиях. Общее количество граждан в организованных коллективах, запланированных на 2024 год к прохождению профилактических мероприятий, составляет 9,1 % (144 159 человек).
Низкое участие населения в медосмотрах не позволяет своевременно выявлять опасные заболевания на ранней стадии.
Также предложена к обсуждению тема доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества при строительстве и вводе в эксплуатацию новых многоквартирных домов.
Приобретение жилья в новом доме не является гарантией удобств для людей с ограниченными возможностями здоровья. Многоквартирные дома нередко и по сей день сдаются без приспособлений для инвалидов, даже если по документам все в порядке.
Целесообразно проработать вопрос проверки соблюдения требований законодательства об обеспечении доступности для инвалидов при строительстве новых многоквартирных домов. Речь идет о том, что все шаги по учету инвалидов должны быть включены на стадии проекта.
Также назрела тема расположения пунктов временного размещения в учреждениях социальной сферы.
Вместе с экспертами обсуждалась целесообразность проработки вопроса о принятии мер по расселению граждан из ПВР, расположенных на базе социальных учреждений (например, детских санаториев) в другие пункты временного размещения.
Решить проблему не так просто. Ведь именно в социальных учреждениях наиболее отработан механизм приема граждан, нуждающихся в помощи, работа разворачивается в максимально короткие сроки. Но сколько времени могут жить там люди? Как сделать так, чтобы те, кто решил остаться в нашем регионе, смогли социализироваться, найти работу? Многие вопросы на данный момент не имеют ответов.
В ходе заседании эксперты были проинформированы и о реализации Стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016 - 2025 годы, утвержденной Указом Губернатора Воронежской области от 05.08.2016 № 272-у.
Она предполагает системный подход в сфере развития и защиты прав человека, который содержит как ожидаемые результаты, так и определяет пути и способы их достижения и направлена на повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации прав граждан, развитие институтов гражданского общества, совершенствование системы правовой помощи и просвещения.
В 2025 году Стратегия завершается. За годы своего существования она доказала свою эффективность. И очень важным видится сохранение заложенных в ней тенденций.
В связи с этим предложена разработка долгосрочной (до 2035 года) Концепции развития и защиты прав человека в Воронежской области, реализовывать которую уполномоченным по правам человека в Воронежской области продолжит во взаимодействии с заинтересованными исполнительными органами Воронежской области.
Важные комментарии к вопросам дали эксперты Михаил Шапошников, Екатерина Новицкая, Игорь Тататорович, Ольга Цуканова и др.
Планируется, что осенью этого года эксперты более детально рассмотрят намеченные темы в целях выработки конкретных предложений, которые будут направлены в органы власти.