В Центре защиты прав человека 2 сентября 2013 г. прошли общественные слушания «За свободные честные и справедливые выборы – пути взаимодействия организаторов и участников избирательного процесса».
В слушаниях приняли участие:
Вопросы обсудждения:
- механизмы обеспечения честных выборов и гарантий соблюдения избирательных прав граждан;
- роль общественного контроля как одного из основных факторов повышения прозрачности и честности избирательного процесса;
- подведение промежуточных итогов деятельности избирательных комиссий по контролю за проведением предвыборной агитации зарегистрированных кандидатов, материально-техническому обеспечению выборов, информированию избирателей, обучению членов участковых избирательных комиссий работе с различными категориями избирателей, взаимодействию с органами местного самоуправления, СМИ и НКО;
- анализ жалоб и обращений, поступивших в избирательные комиссии и правоохранительные органы.
Выступления:
Слушания открыла Т.Д.Зражевская - уполномоченный по правам человека в Воронежской области как "хозяин" площадки, на которой все собрались, и один из их инициаторов. Она призвала участников к конструктивной дискуссии и принятию по результатам конкретных предложений.
А.С.Брод в своем выступлении дал оценку ходу региональных выборных кампаний в целом по России по результатам встреч и мониторинга, осуществляемых ассоциацией "Гражданский контроль". По его оценке, наиболее острая предвыборная борьба протекает в Москве, Екатеринбурге, Рязани и некоторых других городах.
Основные жалобы: незаконные формы агитации; подкуп избирателей; исключение из списков кандидатов, привлечение несовершеннолетних к работе в кампании; преступные действия по отношению к кандидатам; применение административного ресурса.
Оценка выборной кампании в Воронежской области была дана в целом позитивная - кампания проходит достаточно спокойно, хотя фиксируются отдельные нарушения (например, информация о фактах подкупа избирателей в Семилукском районе).
В.Е.Селянин сделал общий анализ организации и проведения предвыборной кампании в регионе. Всего ведется 56 выборных кампаний - в областную Думу и ряд органов местного самоуправления (включая г.Воронеж). В кампаниях участвуют 13 политических партий.
Были отмечены некоторые проблемы со списками избирателей в сельских районах и ВУЗах.
Касаясь темы выдачи открепительных удостоверений, он отметил, что их количество небольшое - 400 по довыборам в облДуму и 3470 - по выборам мэра г.Воронежа.
Среди выявленных нарушений: подкуп избирателей;, привлечение несовершеннолетних к работе в кампании, незаконная расклейка агитматериалов. По результатам рассмотрения 11 материалов было передано в суд.
Было одно исключение из списков кандидатов - в Лискинском районе.
Говоря о неприменении на предстоящих выборах веб-камер, В.Е.Селянин отметил, что "Ростелеком" за трансляцию в Интернет выборов с одного участка установил цену порядка 30 тыс.рублей. А поскольку выборы региональные и платить должна область, на что денег у нее нет, то не будет и трансляции.
Представители ГУ МВД В.В.Сватиков и Н.М.Саблин в коротких выступлениях отметили, что органами МВД предпринимаются достаточные меры по обеспечению охраны общественного порядка в период проведения избирательной кампании: организованы "горячие линии"; поставлена на особый контроль регистрация правонарушений (на сегодняшний день было выявлено 17); проведено обучение сотрудников, которые будут дежурить на избирательных участках.
Представитель партии "Яблоко" Т.В.Шкред в выступлении отметила ряд проблем: о неполной "прозрачности" процесса передачи результатов голосования из УИК на районный уровень из-за разнесенности помещений и их нахождения в зданиях органов местного самоуправления; о фактах раздачи агитационных материалов "Единой России" в поликлиниках.
Она также отметила, что "Яблоко" не подписало соглашение "За честные выборы" потому, что и так считает соблюдение законов обязательным условием ведения выборной кампании.
Представитель фонда развития гражданского общества "Голос" Н.Звягина поставила вопрос о том соответствуют ли требованиям законодательства агитационные плакаты одного из кандидатов с использованием изображения губернатора области. Руководитель избиркома ответил, что поскольку на это имеется письменное согласие, все законно.
По ее мнению, низкое количество жалоб происходит от недоверия к результатам их рассмотрения.
Она также отметила, что Европейский Суд по правам человека выступил за отмену ограничений в национальном законодательстве на голосование лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В ответ Т.Д.Зражевская разъяснила, что для этого нужно изменить Конституцию России.
Член экспертного совета при Уполномоченном О.К.Застрожная задала несколько вопросов: А.С.Броду - какие партии он считает оппозиционными и работает ли в настоящее время ассоциация "Голос"; Н.М.Саблину - какая существует практика удаления наблюдателей с участков голосования. Она также отметила, что часть 7 статьи 62 Избирательного кодекса Воронежской области запрещает участвовать в предвыборной агитации лиц, занимающих государственные должности, а также призвала избирком исключить возможность принятия документов из УИК в неконтролируемых наблюдателями помещениях.
Л.С.Володькина настоятельно рекомендовала всем писать заявления по выявленным нарушениям, в том числе, в прокуратуру. Тогда они будут рассмотрены максимально внимательно.
Обобщив поступившие вопросы и предложения, Т.Д.Зражевская зачитала рекомендации по результатам слушаний и попросила участников принять их, Рекомендации представлены ниже.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Участники общественных слушаний констатируют, что избирательная кампания в Воронежской области проходит спокойно, без существенных нарушений.
В целях повышения прозрачности и честности выборов на основе мер общественного контроля рекомендуем участникам избирательного процесса:
1. В сфере совершенствования законодательства:
1.1. Провести мониторинг целесообразности назначения единого дня голосования во второе воскресенье сентября (обсуждены аргументы "против": многие не вернулись из отпусков; студенты не успели зарегистрироваться в общежитиях; в сельской местности идет уборка урожая).
1.2. Упростить муниципальный фильтр путем предоставления депутатам муниципальных образований права поддержки не одного, а нескольких кандидатов.
1.3. Восстановить институт досрочного голосования, поскольку огромная армия избирателей по характеру работы объективно поставлена в условия, исключающие явку в день голосования на избирательный участок по месту жительства. Это - члены участковых избирательных комиссий, несущие дежурство сотрудники МВД, МЧС, студенты (уезжающие по месту учебы).
1.4. Уточнить в законодательстве порядок голосования, касающийся отдельных лиц в местах временного пребывания.
2. В сфере правоприменительной практики
2.1. Избирательным комиссиям:
-обеспечить оперативное рассмотрение жалоб граждан и кандидатов на нарушения в ходе выборной кампании и проведения выборов;
- учитывая сложившуюся практику расположения территориальных избирательных комиссий в управах районов, разработать регламент приема документов ТИК от участковых избирательных комиссий с учетом оптимального расположения помещений, выделенных ТИК;
-максимально возможно способствовать работе общественных наблюдателей и представителей СМИ;
- организовать выдачу наблюдателям копий протоколов на основе их реестра, исключив факты противоречия протоколов с одного участка.
2.2. Политическим партиям и кандидатам:
- исключить из практики ведения выборной кампании действий, нарушающих нормы законодательства и этики; привлечение административного ресурса
- исключить привлечение к распространению агитационных- материалов несовершеннолетних лиц, что является административным правонарушением.
2.3. Правоохранительным органам:
- своевременно оформлять протоколы и осуществлять неукоснительное привлечение к мерам административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения в процессе избирательной кампании.
С.В.Хаустов отметил в выступлении проблему включения в списки избирателей граждан, которые по объективным причинам не смогли взять открепление по месту регистрации.