– Эта проблема не однажды поднималась нами, и работа в этом направлении как бы идёт, – сказал, открывая дебаты за «круглым столом», руководитель Аппарата уполномоченного по правам человека в Воронежской области Владимир Белоножкин.
Точно сказано, потому что разговоры о помощи бездомным людям время от времени возникают в кабинетах разных учреждений, но реальной отдачи от них мало. Вот и очередные дебаты на эту тему прошли в минувший вторник в Центре защиты прав человека.
С одной стороны стола расположились представители департаментов здравоохранения и социальной защиты, Фонда обязательного медстрахования, миграционной службы, с другой стороны – сотрудники аппарата уполномоченного, правозащитных организаций, руководитель церковного приюта для бездомных. Два часа активно спорили, перебивая друг друга, каждый старался доказать свою правоту, но так и не выработав единую позицию по решению наболевшей проблемы, разошлись ни с чем.
У двух сторон оказались диаметрально противоположные точки зрения.
Правозащитники горячо заявляли, что бездомным людям не оказывается медицинская помощь, без полисов медстрахования врачи поликлиник даже разговаривать с ними не хотят, а полисов у них нет, потому что без паспорта с воронежской пропиской полис получить невозможно. Но о какой прописке речь, если у вернувшихся из мест лишения свободы нет никакого жилья, а многие из тех, кто имел его, потеряли из-за жульничества мошенников.
Защитники бездомных с возмущением говорили о том, что люди, имеющие полис, но не имеющие прописки тоже не могут получить медицинскую помощь. Правда, никаких конкретных примеров при этом не назвали.
Представитель Департамента здравоохранения возразила оппонентам: скорая помощь оказывается бесплатно всем нуждающимся или пострадавшим. Ни полиса, ни прописки при этом не требуется. Больше того, больные при необходимости госпитализируются в больницу.
Бурная полемика возникла между директором Фонда медстрахования Александром Даниловым и Владимиром Белоножкиным. Первый доказывал, что неработающий гражданин, пришедший к врачу за помощью, должен иметь паспорт с пропиской в Воронежской области и медполис, поскольку его лечение оплачивается деньгами из бюджета региона. Второй утверждал, что заболевший гражданин должен в любом случае получать необходимую помощь, независимо от места жительства.
В ходе бурной полемики возникало множество вопросов: нужна регистрация по месту жительства или нет, получение полиса – право пациента или его обязанность, органы ФСИН должны обеспечивать освободившегося гражданина необходимыми документами или это его личные проблемы? Выяснилось, что ФОМС выпускает памятки и буклеты, рассказывающие о возможности получения бездомными медицинской помощи, но несчастные люди ничего не знают об этом. Оказалось, что в Москве и Петербурге открыты специальные медучреждения, адреса которых хорошо известны всем бездомным, но в Воронеже идти по этому пути не хотят.
По официальным данным, в Петербурге 28 тысяч (а по оценкам специалистов, 60 тысяч) людей без определенного места жительства, и 25 лет уже им помогает благотворительная организация «Ночлежка».
Сколько в Воронеже бездомных, не известно. Выжить им помогает организация «Рассвет», вот только самой организации ни одна властная структура помочь не торопится. Её руководитель Виктор Кочнев с горечью сказал, что даже погребение умершего встаёт у них зачастую в неразрешимую проблему.
За два часа бурных дебатов собравшиеся за «круглым столом» выпустили пар своих обид, недоумений и непониманий. Но по всему видно, что КПД этого пара будет ничтожно малым.
Источник: газета «Коммуна», №34 (26574) | Пятница, 29 апреля 2016 года
Борис Ваулин
http://communa.ru/obshchestvo/ozabotilis_lecheniem_bezdomnykh_/