Обнародованы выводы по результатам проверки Уполномоченным по правам человека в Воронежской области вспышки заболеваемости в войсковой части 20115.
«В Острогожском учебном центре по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы Омского филиала Военной академии материально-технического обеспечения им. Хрулева А.В. (в/ч 20115) проходят в течение четыре месяцев военную службу по призыву и получают воинскую специальность водителей военной техники около 2000 военнослужащих.
Повторяющаяся ситуация с заболеваемостью солдат срочной службы в данной части свидетельствует о системном нарушении прав военнослужащих, гарантированных ст. 41 Конституции Российской Федерации (право на охрану здоровья и медицинскую помощь)
1. В сентябре-октябре 2011 года в в/ч 20115 произошла вспышка ОРВИ и пневмонии среди военнослужащих срочной службы, которая привела в т.ч. и к смерти Александра Смирнова и Богдана Ефанова.
В результате проверки Уполномоченным по правам человека в Воронежской области ситуации 2011 года были сделаны следующие выводы:
– основной системной причиной повышенной заболеваемости солдат является ликвидация госпиталя и сокращение медицинского персонала, произошедшие в 2009 году в ходе реализации военной реформы;
– на начальном этапе опасность ситуации была недооценена медицинскими работниками войсковой части, в том числе по причине отсутствия у многих заболевших высокой температуры. Для снижения заболеваемости применялись обработка помещений хлорсодержащими средствами, кварцевание помещений, антигриппозные препараты (ремантадин и т.п.), которые не момент вспышки заболеваемости не принесли желаемого результата;
– предрасполагающими факторами высокой заболеваемости являются частая сменяемость личного состава части (раз в 3 месяца) и относительно низкий иммунитет у призывников.
В 2011 году в ходе проверки соблюдения прав военнослужащих, Уполномоченный взаимодействовал с должностными лицами военной прокуратуры Воронежского гарнизона, руководством Воронежского военного госпиталя, руководством и медперсоналом в/ч 20115, начальником автомобильной службы МО РФ. Должностные лица военного ведомства заверили Уполномоченного в том, что все выводы будут сделаны, а все причины – устранены.
Действительно, была увеличена мощность отопительных систем и расширено число отапливаемых помещений, установлены душевые кабины и кварцеватели воздуха в казармах. Командир в/ч 20115 полковник Цыбульников был отстранен от командования и уволен в запас. В отношении него было возбужденно уголовное дело по ч. 1 ст. 236 УК РФ (нарушение санитарно - эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей), которое в 2013 году было прекращено в связи с истечением срока давности.
Тем не менее, должных выводов в требуемом объеме из произошедшего в 2011 году должностными лицами МО РФ и командованием части в части увеличения численности медицинского персонала и качества мониторинга ситуации с заболеваемостью сделано не было.
2. В течение января 2014 г. 688 военнослужащих учебного центра были отправлены в Воронежский госпиталь (из них с пневмонией – 98 человек, с ОРВИ – 423). В Подольском окружном военном госпитале 20.01.2014 скончался рядовой учебного центра Морозов И.А. Карантин в части не вводился - по разъяснениям военных медиков, эпидпорог по каждому из выявленных заболеваний превышен не был, и они ситуацию в части даже не квалифицировали как вспышку (!).
Тем не менее, в январе 2014 г. военной прокуратурой Воронежского гарнизона была проведена проверка учебного центра, в результате которой были выявлены нарушения законодательства при обеспечении безопасных условий службы и выполнении профилактических мероприятий по предупреждению вирусных и инфекционных заболеваний, ответственность за которые была возложена на командование части.
В частности, среди выводов прокуратуры присутствуют следующие:
– в результате увеличения количества военнослужащих, нуждающихся в стационарном лечении, были допущены нарушения при их размещении в медицинском пункте воинской части;
– нарушения законодательства РФ и других нормативных актов при организации медицинского обеспечения военнослужащих, негативно сказываются на своевременности оказания квалифицированной медицинской помощи;
– серьезные нарушения командования и медицинской службы учебного центра в организации работы, ослабление контроля и требовательности к подчиненным, повлекли на протяжении последних двух лет регулярное возникновение массовых инфекционных заболеваний личного состава, недопустимо высокий уровень заболеваемости пневмонией.
Материалы проверки прокуратуры Воронежского гарнизона 22.01.2014 были направлены в военный следственный отдел по Воронежскому гарнизону, который 31.01.2014 возбудил уголовное дело № 07/33/0003-14д по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 236 УК РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека).
Проверка, проведенная Уполномоченным, только отчасти подтверждает выводы военной прокуратуры.
По результатам посещения госпиталя и в/ч 20115, изучения документов и консультаций с экспертами Уполномоченным были сделаны следующие обобщения и выводы:
1) В течение декабря 2013 г. в часть пришло пополнение новобранцев в количестве около 1700 человек из разных регионов центральной и северо-западной частей России. Все они проходили первичный медосмотр, флюорографию, 5-дневный карантин и после этого распределялись в батальоны. Однако медосмотр не включал в себя ни дорогую иммунографию (необходимость которой подтверждается смертельным случаем на фоне иммунодифицита), ни анализ крови на возбудителей пневмонии (которые в количестве четырех видов были обнаружены затем в результате взаимодействия госпиталя с гражданскими медучреждениями).
2) Военнослужащие большую часть времени в декабре и начале января (во время новогодних каникул) находились в казармах в условиях повышенной «скученности», где активно «переопылялись» разными вирусами. При этом условия жизни военнослужащих срочной службы были признаны соответствующими требованиям для поддержания здоровья:
– в помещениях поддерживается температура не ниже +21 градус (при уличной -24 градуса);
– в спальных помещениях осуществляется регулярная вентиляция, влажная уборка пылесосом, кварцевание, установлены термосы с витаминным питьем (шиповник с липой и медом);
– в каждой казарме имеются душевые, сушилки для обуви и одежды (температура около +45 градусов), чайная комната, тренажерный зал.
3) Солдаты в период роста заболеваемости находились в поле зрения медицинского персонала медпункта, поликлиники и госпиталя (график дежурств изучался), проводилась 3 раза в день их термометрия с отражение в журнале, прием профилактических и иммуномодулирующих препаратов. Отмечена полная обеспеченность медпункта лекарствами и медикаментами и наличие механизмов оперативной разовой поставки по заявкам требуемых дополнительных лекарств из Воронежа и Москвы. Выздоравливающие солдаты размещаются в реабилитационном центре части на время, обеспечивающее их полное «вхождение в кондиции».
Тем не менее, Уполномоченный, как и в 2011 г., отмечает недостаток внимания к состоянию здоровья солдат и недооценку опасности ситуации в силу изначально малого количества медперсонала и смерти начальника медпункта 27 декабря, которая внесла немалый вклад в дезорганизацию работы медпункта.
4) При повышении уровня заболеваемости фактически каждый солдат с малейшими признаками нездоровья для перестраховки был отправлен в госпиталь (отсюда - высокая численность по ОРЗ), несмотря на то, что значительная часть из них могла бы лечиться в медпункте. Следует отметить, что низкая мощность медпункта (33 койки) и недостаточное количество военного медперсонала не могли бы в принципе обеспечить качественное лечение в подобных условиях.
5) При воинской части действует гражданская поликлиника (бывший госпиталь), есть все необходимые медицинские специалисты и оборудование (включая новый компьютерный рентген-аппарат). Однако наличие поликлинического отделения не спасает ситуацию, т.к. первоначально каждый солдат должен обратиться в медпункт.
3. Накануне вспышки заболеваемости 27.12.2013 в в/ч 20115 случилось самоубийство (по результатам предварительного расследования) начальника медпункта капитана м/с Золотавина, вызвавшее широкий резонанс в СМИ. По версии «Комсомольской правды – Воронеж» (подхваченной другими изданиями), начальник медпункта сильно переживал за солдат и обвинения в свой адрес (из-за чего перенес 2 инсульта), за свои деньги покупал для них лекарства, незадолго до трагедии на свои же деньги купил дверь в рентген-кабинет и т.п. (на общую сумму порядка 70 тысяч рублей, в подтверждение чего у в редакции якобы есть копии товарных чеков).
В целях получения объективной информации Уполномоченным были проведены беседы с его сослуживцами, друзьями и вдовой, а также запрошены в редакции «КП-Воронеж» документальные подтверждения их версии. В результате:
1) Никто, включая вдову и следствие, не может назвать возможную причину и мотивы самоубийства. Однозначно только, что это - не вспышка пневмонии, которая произошла позже по времени. При этом незадолго до смерти начмед радовался одному из лучших среди других воинских частей показателей по эпидемиологической обстановке. Он был на очень хорошем счету у командования части за отношение к работе и предпринимаемые меры профилактики, получил по итогам года существенную премию. А вот обратное, скорее верно - его смерь стала одним из факторов, спровоцировавших вспышку заболеваний в части.
2) В 2013 г. не было никакой необходимости приобретать лекарства за свой счет (в отличие от 2011 г., когда отдельные случаи вспоминались). А рентген-кабинет вообще принадлежит поликлинике, к которой начальник медпункта не имеет отношения. В этой связи следует отметить, что документальных материалов от редакции «КП-Воронеж» получено так и не было, а также напомнить журналистам о необходимости соблюдения ст. 51 ФЗ Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», в соответствии с которой не допускается распространения слухов под видом достоверных сообщений.
4. Во избежание повторения подобной ситуации в в/ч 20115 и других учебных частях (в которых таки вспышки в основном и случаются) Уполномоченный направил следующие рекомендации в адрес руководства Министерства обороны России:
- дифференцировать штатное расписание медицинской службы в воинских частях не только в зависимости от численности военнослужащих, но также и с учетом их специфики (в частности - оборачиваемости контингента учебных подразделений в течение года);
– восстановить в в/ч 20115 медсанчасть (а еще лучше госпиталь) с необходимым количеством военного медперсонала;
– отнести призывников к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против гриппа, обязать медицинские учреждения в рамках подготовки граждан к военной службе контролировать наличие этих прививок у призывников и проводить их в случае отсутствия;
– расширить возможности объективного исследования состояния здоровья призывников и новобранцев, прибывающих в части (хотя бы на наличие возбудителей болезней, а в идеале на иммунный статус);
– пересмотреть нормативы установления эпидемиологического порога по заболеваниям в воинских частях;
– усилить контроль за здоровьем гражданских служащих воинских частей и членов их семей с учетом сезонного увеличения заболеваемости в населенных пунктах в районах их дислокации».