9-10 июня 2014 г. в Москве прошло очередное заседание Координационного совета российских уполномоченных по правам человека.
Со вступительным словом выступила Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Памфилова Элла Александровна. В своём выступлении она выделила несколько ключевых положений по предстоящей работе. Намечена реорганизация самого аппарата Уполномоченного и создания в нём управления законодательных инициатив. Будет продолжена ранее начатая законотворческая работа по регулированию и взаимодействию федерального и региональных уполномоченных. Элла Памфилова предложила изменить структуру ежегодного доклада Уполномоченного - доклад должен состоять из двух частей: первая часть, основанная на глубинном анализе, должна освещать реальную ситуацию в стране с проблемами по осуществлению конституционных прав граждан; в вторая часть должна представлять собой непосредственно отчет о деятельности уполномоченного по правам человека. В конце доклада должны содержаться конкретные предложения организационного, административного и законодательного характера по изменению ситуации как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Для усиления координации федерального и региональных уполномоченных было предложено проводить «выездные приемные» по самым массовым и сложным жалобам населения, что позволит проанализировать системные ошибки и факторы, тормозящие решение проблем.
На встрече обсуждались следующие вопросы:
-Сообщество омбудсманов: формы взаимодействия и задачи (Сопредседатель Координационного Совета российских уполномоченных по правам человека Скупова Ирина Анатольевна).
-Информация начальника Управления государственной защиты прав человека аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Тамбовцева Владимира Владимировича о состоянии и перспективах продвижения Законодательных инициатив об основах деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.
-Система взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. (Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан Омарова Уммупазиль Авадзиевна).
-Взаимодействие уполномоченных по правам человека с органами власти, институтами гражданского общества и экспертными сообществами.(Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Березуцкий Юрий Николаевич).
-Особенности взаимодействия уполномоченных по правам человека с федеральными органами власти и их территориальными подразделениями в субъектах РФ. (Уполномоченный по правам человека в Оренбургской Чадов Анатолий Михайлович).
-Публичное позиционирование института уполномоченных по правам человека.(Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Мерзлякова Татьяна Георгиевна).
- Роль УПЧ в субъектах РФ по реализации «Основ государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». (Уполномоченный по правам человека в Воронежской области Зражевская Татьяна Дмитриевна).
Текст выступления Т.Д.Зражевской.
1. Направления возможного участия и место УПЧ в создаваемой системе реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
"Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" были утверждены Президентом России 04.05.2011.
В реализации государственной политики участвуют и взаимодействуют федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации и структуры гражданского общества. (социальное партнёрство)
Государство создаёт условия, обеспечивающие:
-развитие правовой грамотности и правосознания граждан;
-их осведомлённость о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке;
-доступ граждан к квалифицированной юридической помощи.
Именно участие в создании этих условийи является ролью УПЧ в реализации государственной политики.
При этом практически все основные направления государственной политики могут реализовываться с участием УПЧ. Это:
1) правовое просвещение и информирование граждан;
2) развитие правового образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях;
3) совершенствование системы юридического образования;
4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, для повышения уровня правовой культуры и правосознания;
5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов по обеспечению законности и правопорядка, повышению правосознания служащих;
6)создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.
Актуальность: На сегодняшний день правовая грамотность населения пока еще находится на явно недостаточном уровне для понимания и отстаивания своих прав и интересов. Это зачастую в практике работы УПЧ приводит либо к необоснованным обращениям, либо к невозможности исправить ситуацию в связи с пропуском сроков, отсутствием юридически значимых документов.
Поскольку развитие правовой грамотности и правосознания является общегосударственной задачей, одним из ключевых условий эффективности ее решения должно статьулучшение взаимодействия между государственными органами и активизация участия общественных структур.
Решением Министра юстиции Российской Федерации при Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» созданы рабочие группы для выработки конкретных решений в данной области. В состав группы по реализации мер государственной политики в области правового просвещения в правовой грамотности были включены УПЧ в Воронежской и Рязанской областях. Первое заседание группы состоялось в июне 2013, второе - в марте 2014 года. На сегодняшний день можно пока констатировать недостаточность уровня взаимодействия и активности в данной работе под эгидой Минюста. Для ее активизации нами предложено создать и организовать работу постоянно действующих экспертных групп по развитию направлений и форм правового просвещения.
Определенная интеграция усилий в рамках государственной политики реализуется также Экспертным советом по дополнительному образованию взрослых и просветительской деятельности Комитета Государственной Думы по образованию - региональные УПЧ участвуют в его работе.
Весьма результативным может быть участие УПЧ в организации взаимодействия по реализации государственной политики на региональном уровне. Так, например, в Калужской областиУполномоченным была разработана ведомственная целевая программа «Защита прав человека и правовое просвещение» на 2013-2015 годы, для реализации которой работает Координационный совет при губернаторе области по правовому воспитанию.
В плане улучшения взаимодействия представляется важным активизировать федеральные и региональные образовательные учреждения, участие которых в правовом просвещении еще недостаточное (кроме собственно юридических). В качестве положительных примеров здесь можно отметить:
-организацию магистерских программ по правам человека (Москва, Воронеж, Казань, Пермь);
-проведение семинаров и подготовка методических пособий для преподавателей школ .
В сфере правовой помощи и просвещения перспективным представляется налаживание взаимодействия УПЧ с негосударственными структурами:
-Ассоциацией юристов России;
-Общественной Палатой Российской Федерации;
-адвокатским сообществом;
-некоммерческими правозащитными организациями.
Складываются следующие организационные формы такого взаимодействия:
-юридические клиники;
-дни бесплатной юридической помощи;
-бесплатные адвокатские консультации;
-круглые столы и семинары.
Важным резервом расширения взаимодействия в сфере правового просвещения является укрепление сотрудничества российских УПЧ с международными организациями.
Примером такого взаимодействия является ежегодное проведение зимней академии и летней школы по правам человека в рамках осуществления Консорциумом ВУЗов магистерской программы «Международная защита прав человека» под эгидой Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Цели этих мероприятий: повышение квалификации преподавателей; обсуждение методологии преподавания прав человека; презентация инновационных курсов и обмен опытом их внедрения в учебный процесс.
2. Перспективные практики, формы и методы правового просвещения с позиций УПЧ
Распространение информации о правах человека и их защите является одной из основных функций УПЧ. Подавляющее большинство региональных УПЧ творчески относятся к данному виду своей деятельности и активно его практикуют. При этом используются как традиционные формы, так и инновационные.
Использование СМИ
Практически все УПЧ используют бумажные и электронные СМИ для правового информирования населения, давая интервью, участвуя в различных передачах, направляя для публикации статьи и доклады. Значительная часть региональных УПЧ выпускают также собственные периодические издания, используемые для правовой пропаганды и обмена опытом. Все это - безусловно положительная практика.
В то же время, в интересах нашего сообщества в 2011 году был учрежден и выпускается издательской группой "Юрист" федеральный научно-практический журнал "Омбудсмен", Подготовка номеров журнала к публикации осуществляется УПЧ в Воронежской области и его аппаратом. Ряд уполномоченных являются членами его редколлегии и авторами. В опубликованных статьях за 2012-2013 годы были обсуждены следующие основные темы:
-проблемы разработки Федерального закона "Об основах деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ";
-трансформация понятия и функций омбудсмена, анализ его статуса в современном обществе;
-вопросы реализации общественного контроля, правового просвещения, юридической помощи с позиций омбудсмена;
-гендерные и социальные аспекты защиты прав человека;
-обобщение деятельности омбудсменов в России и других странах.
Создание организационных структур
К зарекомендовавшим себя организационным формам правового информирования и помощи можно отнести:
-юридические клиники (ряд регионов);
-центры правовой информации на базе областных и муниципальных библиотек (Орловская область);
-координационные советы и рабочие группы (Калужская область).
Использование интернет-технологий
Интернет приобретает все большее значение (особенно для молодого поколения) как среда получения информации. К наиболее перспективным способам ее донесения со стороны УПЧ относятся:
-оперативное информирование о своей деятельности на веб-сайтах (почти все региональные УПЧ);
-организация он-лайн коммуникаций в режиме "вопрос-ответ" (существенная часть УПЧ);
-создание общедоступных специализированных информационных ресурсов (баз знаний, википедий), включающих справочную и методическую информацию о различных организационных структурах (государственных и общественных в мире, России и ее регионах), правах человека и их защите, а также знания по смежным тематикам (Воронеж).
Повышение наглядности информационных и методических материалов
Общепризнано, что визуализация и расширение форм представления информации, как правило, повышает ее усвояемость. В качестве инновационных методов (которые мы осваиваем у себя) можно предложить:
-создание мультимедийных пособий и их распространение на электронных носителях либо через Интернет (диск к 20-летию Конституции);
-внедрение в работу по правовому просвещению форм и методов социальной рекламы.
Применение интерактивных методик
Интерактивность придает дополнительную динамику процессу правового обучения. К новым формам, которые нужно, на наш взгляд, осваивать относятся:
-дискуссионные формы (клуб омбудсмена как площадка для дискуссий, обсуждение проблемных видеосюжетов по методике "Дома Анны Франк" и т.д.);
- игровых (ролевых) практик.
Привлечение художественного творчества
Художественные произведения могут за счет образности и авторских эмоций сделать яркой и запоминающейся даже совершенно тривиальную информацию. В этой области УПЧ могут практиковать:
-организацию конкурсов творческих работ различных форм (статьи, фильмы, презентации, фото) по тематике прав человека (практикуется рядом УПЧ);
-поддержку в регионах показов фильмов о правах человека в рамках кинофестиваля "Сталкер" (прошел в 2014 г. в Воронеже и запланирован на будущее);
-поощрение (поддержка) таких инициатив правозащитных НКО, как проекты по созданию мультфильмов по правам человека (и даже комиксов) с учетом образности этих жанров и востребованности у молодежи.
С учетом быстро меняющейся ситуации и высокой активности региональных УПЧ в сфере правового просвещения, а также важности и актуальности этого вида деятельности все большее значение приобретают вопросы оперативности и полноты процесса обмена опытом. Для их обеспечения нужны соответствующие коллективные печатные и электронные площадки (периодические издания и интернет-сайты). Поэтому в заключение выступления предлагаю сообществу российских УПЧ активнее использовать упомянутый журнал "Омбудсмен", а в качестве общего методического интернет-ресурса - организованный на базе веб-портала УПЧ в Воронежской области "Вики-справочник правозащитника", информацию о котором можно получить у руководителя аппарата.
09.06.2014 в малом зале ГУ МВД России по Воронежской области состоялся «круглый стол», организованный Общественным советом регионального органа внутренних дел. В мероприятии, помимо членов Совета приняли участие представители руководства ГУ МВД России по Воронежской области, Юго-Восточного линейного управления МВД РФ на транспорте, УМВД России по г. Воронежу, аппарата уполномоченного по правам человека в Воронежской области, Межрегиональной правозащитной группы, Общественной наблюдательной комиссии Воронежской области, Объединенной группы общественного наблюдения.
Темой мероприятия послужили выступления региональных общественных правозащитников о результатах посещения отделов внутренних дел г. Воронежа в апреле т.г. Гражданский мониторинг ОВД был инициирован Объединенной группой общественнных наблюдателей и поддержан на федеральном уровне Московской Хельсинской Группой, на региональном — Межрегиональной правозащитной группой — Воронеж. Целями исследования являлись содействие правоохранительным органам в улучшении качества обслуживания населения, повышение доступности полицейских участков, уровня доверия граждан к отделениям полиции.
Далее присутствовавшие приняли участие в обсуждении выступлений. Так, представителем аппарата Уполномоченного С.В. Писаревым была поддержана идея зам. начальника полиции ГУ МВД РФ по Воронежской области Куликова В.Н. о проведении внезапных внеплановых проверок. В развитие темы было предложено приглашать сотрудников ГУ МВД при проведении таковых проверок, не сообщая конкретной информации о месте посещения. При этом данный сотрудник мог бы устранять возникающие вопросы и недопонимание между представителями правозащитников-посетителей и сотрудниками ОВД при посещении ОВД.
По результатам мероприятия в ГУ МВД РФ по Воронежской области были внесены предложения о совершенствовании их ведомственного сайта (вызывающего крайнее неудобство из-за неинформативности и трудностей поиска при обращении граждан), сокращении времени ожидания граждан для их пропуска в ОВД, оборудования КПП полицейских участков помещениями ожидания граждан до прибытия сопровождающих в ОВД и некоторые другие.