11 октября 2013 г. в воронежском Центре защиты прав человека московский социолог Алексеев Дмитрий Викторович провел фокус-группу по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений. Фокус-группа была проведена в рамках социологического исследования, проводимого АНО "Национальное политическое агентство".
В числе интервьируемых вошли представители Воронежской областной Думы (Рудаков, Никифоров), управления региональной политики областного правительства (Холод, Казаров, Иванов, Лущик) администрации г.Воронежа (Гудкова), ВГУ (Черникова) и аппарата уполномоченного по правам человека (Белоножкин).
Задаваемые социологом вопросы касались приемлемой для современной Россиии модели межнациональных отношений, понимания степени взаимосвязи конфессионального и этнического, региональных практик и проблем в данной сфере. В процессе проведения фокус-группы прошел также оживленный обмен мнениями экспертов по затронутым проблемам.
Стиль этот процветал в советское время. В перестройку классикой стиля стало письмо Нины Андреевой "Не могу поступаться принципами!". Разные перья практиковали его и в постсоветское время, хотя ожидаемой реакции властей, как правило, в условиях компроматных штормов не наступало. Практикуется данный стиль и отдельными воронежскими "публицистами".
Основные черты стиля:
-подмена тезисов;
-передергивание фактов;
-замалчивание неустраивающей информации;
-откровенное вранье;
-"однобокость" анализа, предполагающая, как правило, его заказной характер;
-следование принципу "кто не с нами, тот против нас";
-создание образа врага;
-наличие набора политических и личностных обвинений;
-противопоставление "политике партии и правительства" (для "патриотических" публикаций).
За последний месяц в воронежских СМИ вышли 4 "аналитические" публикации на тему действий уполномоченного по правам человека и губернатора Воронежской области по разрешению ситуации с выселением "Дома прав человека - Воронеж" (ДПЧ) из арендуемого муниципального помещения по ул.Цюрупы, 34.
Анализ данных убликаций со ссылками на первоисточники можно посмотреть здесь:
Тех ли надо защищать воронежскому уполномоченному? (Экономика и жизнь)
Антивалдайский жест ("Четыре пера")
Воронежский Дом прав человека нашел покровительство в Кремле (Время Воронежа)
Какие же общие признаки данного стиля проявились в упомянутых публикациях?
1. Утверждается, что деятельность ДПЧ сводится к защите представителей ЛГБТ-сообщества и всяческих "отморозков", а сами его представители усиленно притягиваются к политике (абсурдное словосочетание "леволиберальная правозащита" повторяется в одной из статей раз десять).
При этом совершенно игнорируется, что его участники несколько лет поддерживали работу общественной приемной российского уполномоченного по правам человека (УПЧ) в Воронеже (вели приемы и консультирование граждан), в меру сил пытаются налаживать общественный контроль за деятельностью органов власти и ведут правовое просвещение населения.
Пресловутый тезис о "поддержке гей-пикета" также не соответствует действительности - представители ДПЧ выступали здесь против бездействия полиции в ситуации насильственных действий против участников официально разрешенного мероприятия. Этот вопрос обсуждался, в частности, на круглом столе в Центре защиты прав человека.
2. Далее безосновательно утверждается, что ДПЧ работают против России на "дядю Сэма", Сороса, прогнившую Европу, получая от них кучу денег. И вообще являются иностранными агентами.
Однако, в нашем регионе как-то "иностранных агентов" не накопали, хотя прокуратура старалась. А гранты иностранные у нас немало, кто получает и без МПД - ВУЗы и отдельные ученые, например (тоже, видимо, "продажные генетики").
Напрашивается вопрос по приводимым в статьях суммам: откуда про них знают до доллара авторы, если это не публиковалось? Да и с самим финансированием тоже все не так складно - например, один из арендаторов по ул.Цюрупы, 34 - "Конфедерация свободного труда" (КСТ), по нашей информации, никаких грантов не получал.
Ну а антироссийский характер деятельности ДПЧ прямо вытекает, по логике авторов, из их оппозиционности (в большинстве случаев) по отношению к решениям и действиям чиновников, которые по той же логике всегда правы и точно знают, что нужно России и россиянам.
3. Далее делаются бредовые связки:
1) раз представители МПД защищают права ЛГБТ - значит сами такие;
2) раз уполномоченный и губернатор заступились за МПД - значит поддерживают ЛГБТ и "иностранных агентов";
3) раз МПД не согласно с действиями чиновников - значит все, кто не кричит "ату их" тоже "отклоняется от линии партии".
4. На основании перечисленных измышлений, передергиваний и кривой авторской логики делаются выводы, что губернатор:
-"поддерживает узаконивание однополых браков в России, равенство индивидуумов, полов и даже наций". Первая часть этого утверждения явно провокационная, а вторая - смешная, поскольку инкриминировать поддержку равенства, прописанного, в частности в Конституции РФ - комично.
-поддерживает вместе с президентским Советом по правам человека (!) чуждые российской цивилизации ценности;
-и самое главное (!) - делает это вразрез с "валдайской речью" Президента.
При этом авторы фактически узурпируют право трактовать политику государства, позицию Президента (который много чего другого говорил и на Валдайской встрече, и на встрече со своим Советом в сентябре), а также полезность или вредность для России чего бы то ни было.
4. Какова ситуация вокруг ДПЧ на самом деле, а не в кривом зеркале наших "аналитиков", декларативно ратующих за свободу слова?
1) В целом объективная информация размещена на нашем сайте в ряде публикаций по данной проблеме.
2) За последние 4 месяца (с момента появления уведомлений о выселении ДПЧ в адреса администрации Воронежа, региональных губернатора и УПЧ, УПЧ в РФ, председателя СПЧ при Президенте РФ поступило несколько сотен писем с поддержкой ДПЧ от общественных организаций и просто граждан из России и других стран.
3) Ни губернатор, ни УПЧ не относятся к сторонникам их взглядов и некоторых форм работы. Однако, в открытом обществе должно существовать разнообразие взглядов и мнений - иначе его ожидает застой и далее более тяжелые последствия. А единомыслие мы уже проходили.
4) ДПЧ для продления льгот по аренде нужно будет пройти путь по признанию его участников социально ориентированными НКО. Процесс этот должен быть "прозрачным", а механизм - четким. Работа в этом направлении в интересах всех других НКО тоже - только начинается.
5. Теперь насчет трендов России. Они - отнюдь не изоляционистские:
P.S.
Судя по информации газеты "Известия" от 9.10.2013 г. со ссылкой замминистра экономического развития Олега Фомичева, предстоит радикальное сокращение перечня государственных услуг, реализуемых в электронном виде с помощью портала гоуслуг
Согласно новой концепции (вспоминаются известные поговорки и анекдоты), на портале:
-можно будет получить только около 20 наиболее "популярных услуг",
-о всех остальных услугах только получить "исчерпывающую информацию".
При этом к популярным отнесены услуги, частичную электронную реализацию которых удалось-таки обеспечить на портале за 4 года, несмотря на огромные финансовые затраты.
К причинам таких скромных успехов отнесены:
-слабое взаимодействие ведомств (что соответствует действительности);
-отсутствие спроса населения на многоие услуги (что крайне сомнительно).
Таким образом, сентябрьская критика портала премьер-министром была учтена в смысле: не можем сделать - упростим задачу.
О проблемах развития "электронных услуг" неоднократно писали и выступали эксперты (в том числе на нашем портале), однако, к их мнению до сих пор никто в официальных структурах не прислушивается.