Содействие беспрепятственной реализации прав человека, восстановлению нарушенных прав
Анализ обращений граждан к Уполномоченному
Право на благоприятную среду обитания
Право на социальное обеспечение
Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Участие в совершенствовании законодательства в сфере прав человека и их защиты.
Обеспечение деятельности Уполномоченного
Настоящий документ (далее - Отчет) является приложением к "Докладу о соблюдении прав человека в Воронежской области в 2011 году" (далее - Доклад) и предназначен для обоснования обобщений и выводов Доклада с использованием статистических данных и наиболее характерные примеров, а также для отражения основных результатов работы уполномоченного по правам человека в Воронежской области (далее - Уполномоченный) и его аппарата за 2011 год.
Стратегической целью деятельности Уполномоченного в соответствии с п.1 ст.2 Законом Воронежской области от 30.06.2010 г. №66-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Воронежской области» является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (далее – права человека) на территории Воронежской области, содействия их соблюдению и уважению органами государственной власти Воронежской области, иными государственными органами Воронежской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, их должностными лицами, а также руководителями организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Аппарат Уполномоченного (далее – аппарат) создан также в соответствии с Законом №66-ОЗ от 30.06.2010 г. для осуществления юридического, организационного, научно-аналитического, информационно-справочного и иного обеспечения деятельности Уполномоченного и начал свою практическую деятельность с 1 апреля 2011 г.,
Основными задачами аппарата являются:
-содействие беспрепятственной реализации прав человека;
-содействие восстановлению нарушенных прав человека;
-содействие правовому просвещению и разъяснение гражданам их прав и свобод, а также форм и средств их защиты;
-участие в совершенствовании законодательства в сфере прав человека и их защиты;
-юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности уполномоченного.
Аппарат выполняет следующие основные функции:
-прием и консультацию граждан;
-рассмотрение заявлений и жалоб граждан на действия органов, их должностных лиц и организаций, нарушающих их права;
-подготовку запросов по обращениям граждан в государственные органы и другие организации;
-подготовку заключений, содержащих рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав;
-участие в проведении проверок коллективных и индивидуальных обращений, заявлений и жалоб граждан;
-ведение электронного учета письменных обращений граждан, карточек личного приема;
-участие в деятельности Экспертного и Общественного советов при уполномоченном;
-подготовку ежегодных и специальных докладов уполномоченного;
-подготовку документов к различным мероприятиям, проводимых с участием уполномоченного;
-обобщение и анализ материалов по нарушениям прав и свобод граждан, а также проводимым аппаратом мероприятиям;
-подготовку докладов Уполномоченного и различных информационных бюллетеней;
-размещение информации на веб-сайте Уполномоченного;
-мониторинг и контроль исполнения обращений, поступающих на веб-сайт и в общественную приемную Уполномоченного;
-мониторинг информации в средствах массовой информации (СМИ) о нарушениях прав человека;
-взаимодействие со СМИ;
-подготовку материалов к заседаниям Общественного и Экспертного советов при уполномоченном;
-мониторинг изменений действующего законодательства;
-подготовку заключений по вносимым на рассмотрение Государственной Думы РФ и Воронежской областной Думы проектам федеральных и областных законов;
-организацию работы по правовому просвещению граждан и сотрудников аппарата;
-ведение бухгалтерского и материального учетов;
-составление бюджетной, налоговой, статистической и иной отчетности;
-организацию поставок товаров и услуг для аппарата;
-ведение бумажного и электронного документооборота;
-обеспечение готовности и работоспособности технических и программных средств, эксплуатируемых аппаратом.
Для данного направления деятельности Уполномоченного и аппарата приняты следующие показатели эффективности:
-количество рассмотренных жалоб заявителей по вопросам нарушения прав человека;
-количество проведенных проверок деятельности органов и их должностных лиц по вопросам соблюдения прав человека;
-количество запросов на получение необходимых для рассмотрения обращения сведений, документов, материалов и объяснений от органов, должностных лиц и организаций;
-количество направленных органам, организациям или должностным лицам (в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение) заключений, содержащих рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав.
По данному направлению деятельности за отчетный период :
- принято 594 обращения граждан;
-проведено 3 выездных приема Уполномоченного в муниципальных районах области;
-проведено более 40 выездов с проверочными мероприятиями в государственные органы и организации области;
-направлено более 1000 запросов на получение необходимых для рассмотрения обращений данных;
-направлено должностным лицам 4 заключения, содержащих рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав граждан;
-заключено 11 соглашений с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Воронежской области о взаимодействии в сфере защиты прав граждан.
Работа аппарата Уполномоченного с обращениям и граждан о нарушении их прав в 2011 году была направлена преимущественно на организацию их приема, а также на отработку методик их оценки и рассмотрения. Были организованы условия для личного приема, а также получения обращений по почтовому и электронному каналам. До 12 декабря 2011 г. возможности приема граждан были ограничены лимитом времени, выделенным приемной губернатора Воронежской области (2 раза в неделю с 10-00 до 13-00). Тем не менее, больше всего обращений граждан (78%) поступило именно на личном приеме (см. табл.1,)
Таблица 1. Способы подачи обращений Уполномоченному
Способ подачи обращений |
Количество |
Личный прием |
464 |
Почта |
119 |
Электронная почта |
11 |
Всего |
594 |
Анализ обращений граждан к Уполномоченному по видам нарушеных прав человека осуществлялся на основе прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией России. Конституционные права объединены в группы:
-права человека как личности (гарантии жизни, свободы, неприкосновенности, самоидентификации личности);
-экономические права (регулирование имущественных и экономических отношений);
-социальные права (государственная поддержка жизнедеятельности людей);
-гражданские и политические права (регулирование отношений гражданина с обществом и государством)
Данное деление прав на группы достаточно условно (как и другие известные способы), но вполне приемлемо для повышения наглядности представления степени защищенности различных сфер жизнедеятельности людей.
Таблица 2. Количество выявленных нарушений конституционных прав в 2011 году
Структура прав |
Права и свободы человека |
Кол-во нарушений |
Личностные права
|
Право на жизнь (ст.20) |
0 |
Право на достоинство личности (ст. 21) |
2 |
|
Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) |
10 |
|
Право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23, 24) |
2 |
|
Право на неприкосновенность жилища (ст. 25) |
0 |
|
Право на определение своей национальной принадлежности (ст.26) |
0 |
|
Право на свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 27) |
8 |
|
Право на свободу совести и вероисповедание (ст. 28) |
0 |
|
Всего по группе |
22 |
|
Экономические права |
Право на занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34) |
7 |
Право частной собственности и ее наследования (ст. 35) |
70 |
|
Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36) |
23 |
|
Всего по группе |
100 |
|
Социальные права |
Право на свободный труд и отдых (ст.37) |
26 |
Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38) |
12 |
|
Право на социальное обеспечение (ст.39) |
92 |
|
Право на жилище (ст.40) |
99 |
|
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) |
11 |
|
Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) |
10 |
|
Всего по группе |
150 |
|
Культурные права |
Право пользования родным языком, свободного выбора языка (ст.26) |
0 |
Право на образование (ст.43) |
1 |
|
Право на свободу творчества, преподавания и участия в культурной жизни (ст. 44) |
0 |
|
Всего по группе |
1 |
|
Гражданские и политические права |
Равенство перед законом и судом (ст.19) |
0 |
Право на свободу мысли и слова (ст. 29) |
0 |
|
Право на защиту от пропаганды социальных, расовых, национальных, религиозных ненависти, вражды, превосходства (ст.29) |
0 |
|
Право на объединение (ст. 30) |
0 |
|
Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований (ст.31) |
0 |
|
Право на участие в управлении делами государства (ст. 32) |
3 |
|
Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33) |
5 |
|
Право на личную, государственную и судебную защиту прав и свобод (ст.45, 46) |
27 |
|
Право на рассмотрение дела в суде (ст.47) |
0 |
|
Право на получение юридической помощи (ст.48) |
0 |
|
Право презумпции невиновности (ст.49) |
0 |
|
Право на справедливое правосудие (ст.50) |
0 |
|
Право на отказ от свидетельских показаний (ст.51) |
0 |
|
Право потерпевших на государственную защиту и возмещение вреда (ст.52,53) |
0 |
|
Всего по группе |
35 |
Анализ обращений по субъектам позволил выделить основные категории заявителей (табл.3), которые и являются наименее защищенными группами населения.
Таблица 3.Категории граждан, обратившихся к Уполномоченному в 2011г.
№ пп |
Категория заявителя |
Кол-во (%) |
1 |
Пенсионеры |
22 |
2 |
Осужденные и обвиняемые |
12 |
3 |
Потерпевшие и истцы |
11 |
4 |
Ветераны ВОВ, ветераны труда и приравненные к ним лица |
15 |
5 |
Инвалиды |
15 |
6 |
Другие категории |
25 |
Территориальный анализ обращений (табл.4, рис.4) свидетельствует, что на долю жителей города Воронежа приходится 83%., а из сельских районов лидируют наиболее близкие к областному центру. Это говорит прежде всего о недостаточной информированности сельских жителей об институте Уполномоченного и наличии транспортной проблемы.
Таблица 4. Количество обращений, поступивших из муниципальных образований Воронежской области в 2011 г.
№пп |
Муниципальное образование |
Количество |
1 |
Аннинский район |
3 |
2 |
Бобровский район |
3 |
3 |
Богучарский район |
0 |
4 |
Борисоглебский район |
2 |
5 |
Бутурлиновский район |
2 |
6 |
Верхнемамонский район |
2 |
7 |
Верхнехавкий район |
1 |
8 |
Воробьевский район |
2 |
9 |
Грибановский район |
1 |
10 |
Калачеевский район |
2 |
11 |
Каменский район |
0 |
12 |
Кантемировский район |
2 |
13 |
Каширский район |
3 |
14 |
Лискинский район |
6 |
15 |
Нижнедевицкий район |
0 |
16 |
Новоусманский район |
19 |
17 |
Новохоперский район |
3 |
18 |
Ольховатский район |
0 |
19 |
Острогоржский район |
8 |
20 |
Павловский район |
2 |
21 |
Панинский район |
7 |
22 |
Петропавловский район |
1 |
23 |
Поворинский район |
1 |
24 |
Подгоренкий район |
1 |
25 |
Рамонский район |
5 |
26 |
Репьевский район |
3 |
27 |
Россошанский район |
5 |
28 |
Семилукский район |
19 |
29 |
Таловский район |
7 |
30 |
Терновский район |
11 |
31 |
Хохольлский район |
10 |
32 |
Эртильский район |
0 |
33 |
Воронеж |
415 |
34 |
Нововоронеж |
8 |
Анализ результатов рассмотрения обращений граждан представлен в таблице 5.
Таблица 5.Результаты работы по обращениям граждан
Результат |
Количество |
Дана консультация на приеме |
264 |
Удовлетворено полностью |
119 |
Удовлетворено частично |
125 |
Не удовлетворено |
75 |
Не принято к рассмотрению |
11 |
Всего |
594 |
Обращения, по которым дана консультация на приеме, не были приняты к дальнейшему рассмотрению ввиду удовлетворения вопросов заявителей либо их несоответствия компетенции Уполномоченного.
К полностью удовлетворенным обращениям относятся те, в результате работы по которым права граждан были восстановлены.
К удовлетворенным частично обращениям относятся те, по которым заявителям даны конкретные разъяснения, рекомендации, но не удалось полностью восстановить нарушенные права в силу наличия противоречий в законодательстве и т.п.
Среди неудовлетворенных обращений основную часть составляют жалобы на вступившие в силу судебные решения (45%) и те, в которых нарушения прав заявителей не выявлены (30%).
Далее приводится анализ работы Уполномоченного и аппарата по восстановлению конкретных видов конституционных прав граждан в соответствии со структурой, приведенной в Докладе.
Анализ обращений, рассматриваемых Уполномоченным, свидетельствует о том, что факты нарушений жилищных прав граждан, в том числе и в оказании жилищно-коммунальных услуг, занимают основное место в числе поступающих жалоб. В 2011 году в адрес Уполномоченного по данным нарушениям поступило 99 жалоб, что составляет 20 % от общего количества. Наиболее типичными нарушениями данного права в 2011 году были следующие.
В ходе деятельности уполномоченного по правам человека выявлены проблемы, с которыми сталкиваются жители, проживающие в общежитиях. Одной из основных проблем является невозможность жителями общежитий произвести приватизацию жилья. Основной причиной по которой жители попадают в данную затруднительную ситуацию является неопределенность фактического собственника общежития.
07.04.2011 года в адрес Уполномоченного обратились жильцы общежития, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Пеше-Стрелецкая, д.54. Причиной обращения явилась невозможность реализации жителями права на жилище из-за ненадлежащего технического состояния общежития.
В результате всестороннего изучения ситуации удалось выяснить следующее: изначально общежитие находилось в собственности ОАО «Облпотребсоюз», эксплуатация его осуществлялась силами жилищно-коммунальной конторы; в 1999 году эксплуатирующая организация была преобразована в ООО «Жилищно-коммунальная контора», которой на баланс было передано общежитие и которая в 2003 году была признана банкротом; далее в соответствии с законодательством общежитие как имущество социального назначения было передано органам местного самоуправления и принято на техническое обслуживание МКП «Воронежский жилищно-коммунальный комбинат», которое осуществляло полномочия собственника имущества, в частности проводило вселение и регистрацию жителей, выставляло счета на оплату жилищно-коммунальных услуг; однако меры по завершению процесса передачи в муниципальную собственность стонами предприняты не были. что не позволяло органам местного самоуправления осуществлять капитальный ремонт; еа момент обращения жителей к Уполномоченному общежитие пришло в аварийное состояние.
В ходе проведенных Уполномоченным мероприятий с привлечением представителей администрации и прокуратуры городского округа город Воронеж было принято решение о необходимости урегулирования в судебном порядке данного имущественного спора сторон. 28.07.2011 жителями общежития был подан иск в Центральный районный суд к администрации городского округа город Воронеж об обязании принять общежитие в муниципальную собственность, а 30.09.2011 года, суд вынес решение об удовлетворении требований жителей общежития.
Рассмотренный и другие аналогичные случаи показывают необходимость выработки механизма обязывания собственников подобных объектов производить его документальное оформление путем государственной регистрации прав, что позволит внести определенность в вопросы эксплуатации жилищного фонда и проводить капитальный ремонт жилья за счет средств собственника.
11.04.2011 г. в адрес Уполномоченного поступило обращение гражданки "Х.Л.П." по вопросу непредоставления ее семье, состоящей из 5 человек, в том числе мужа – инвалида 2 группы с ограниченной способностью к передвижению и матери – ветерана ВОВ квартиры, отвечающей требованиям для проживания инвалида, и их фактического проживания с ноября 2010 года в расселенном аварийном доме без тепло- и водоснабжения.
В ходе работы по заявлению уполномоченным был организован выезд в администрацию города Семилуки, направлены запросы прокурору Воронежской области, руководителю управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, организованы и проведены два рабочих совещания с руководителями всех заинтересованных структур. 30.09.2011 года между сторонами было достигнуто соглашение о приобретении определенной квартиры, расположенной в новом жилом доме в г.Семилуки.
Однако, из-за упущений, допущенных представителями администрации, сделка не состоялась, квартира, предназначенная для приобретения семье, за несколько дней до получения муниципалитетом кредитных денег, была продавцом отчуждена в пользу другого покупателя. Кроме того, руководством администрации городского поселения – г.Семилуки в течение всего периода поиска квартиры не было предпринято никаких мер по переселению данной семьи из аварийного дома в резервное жилое помещение, что в совокупности с другими нарушениями привело к тому, что ее члены вынуждены были уже второй отопительный сезонпроводить в антисанитарных, опасных для жизни и здоровья условиях, что свидетельствует о вопиющем факте нарушения прав человека.
16.11.2011 главе администрации городского поселения – г. Семилуки Маркову Н.Н.было направлено заключение Уполномоченного с рекомендацией о решении вопроса по приобретению квартиры и по переселению данной семьи из аварийного жилья в положенную им по региональной программе переселения квартиру в срок до 01.12.2011 г., ответа на которое получено не было.
Только в феврале 2012 года после проведения вторых торгов под постоянным контролем соблюдения сроков со стороны Уполномоченного и прокуратуры области семью "Х.Л.П." все-таки перевезли в квартиру, соответствующую необходимым требованиям.
Анализ ситуации показывает, что причинами возникновения подобных нарушений прав человека являются нарушения жилищного законодательства со стороны органов местного самоуправления с момента начала реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья, а именно:
-не проводится должным образом предварительное обследование;
-не учитываются интересы инвалидов;
-предоставляемое жилье неравноценно изымаемому;
-не предпринимаются попытки по поиску альтернативных решений;
-затягиваются процедуры проведения торгов;
-в случаях отказа граждан от переселения не организовывается тепло- и водоснабжение в прежнем жилье;
-не предпринимается мер по временному переселению людей из аварийных домов в резервные жилые помещения;
-не согласуется с собственниками территориальное расположение предоставляемого жилья.
Следует отметить, что по ряду из перечисленных нарушений наработана судебная практика, когда споры рассматриваются в пользу граждан.
В адрес Уполномоченного в 2011 г. обращались граждане, в отношении которых по разным причинам были вынесены и вступили в законную силу решения судов о их выселении из занимаемых помещений. Проведенный анализ показал, что количество лиц, в отношении которых вынесены данные решения судов имеет устойчивый рост (табл.6):
Таблица 6.Данные УФССП ВО по судебным решениям о выселении
Год |
Количество исполнительных документов |
Количество лиц, подлежащих выселению |
2009 |
12 |
18 |
2010 |
25 |
36 |
1 полугодие 2011 |
19 |
24 |
Большинство граждан после исполнения решения суда и выселения из занимаемого жилого помещения не имеют постоянного жилища и попадают в тяжелую жизненную ситуацию. На основании п.4 ст.3 и ст. 11 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», лицам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, должен предоставляться временный приют. Однако в городе Воронеже помещения, имеющие такой статус, отсутствуют, что лишает граждан важной меры социальной поддержки.
В целях реализации мер социальной поддержки населения, руководствуясь п. 7 ч.1 ст.92 , ст. 96 Жилищного Кодекса РФ, ст. 16 федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обеспечения права граждан, закрепленного ст. 40 Конституции Российской Федерации, Уполномоченный обратился (но безрезультатно) к мэру г.Воронежа об изыскании возможности организации в структуре жилищного фонда сегмента для временного приюта граждан.
К Уполномоченному в течение 2011 г. обратилось 15 ветеранов ВОВ (в большинстве, проживающих в сельской местности) с жалобами о неоказании помощи в вопросе ремонта и благоустройства ветхого жилья. Действующим федеральным и региональным законодательством для ветеранов ВОВ не предусмотрено бесплатное осуществление работ по ремонту и благоустройству жилья, в связи с чем целевые средства на ремонт и благоустройство домовладений (квартир) участников ВОВ в бюджетах Воронежской области и муниципальных образований заложены не были.
Учитывая остроту и социальную значимость проблемы, распоряжением правительства Воронежской области от 22.07.2011 № 520-р была создана рабочая группа по вопросу подготовки предложений об оказании содействия в ремонте жилых помещений ветеранам и инвалидам ВОВ. Однако, с того момента и до конца 2011 года прошло всего одно заседание группы, а на все запросы Уполномоченного о предпринимаемых по данному вопросу мерах из департамента труда и социального развития Воронежской области не поступило ни одного официального ответа. С учетом чего можно заключить, что и мер никаких принято не было.
29 сентября 2011 года представителями аппарата Уполномоченного совместно с уполномоченным по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, работниками прокуратуры и отдела образования администрации Семилукского района проведена выездная проверка обращения граждан в защиту прав сироты-инвалида "Х.Е.", помещенного органами местного самоуправления в непригодные для проживания условия в селе Голосновка. В ходе проведения проверки было установлено, что "Х.Е.", оставшийся без попечения родителей, инвалид 3 группы по общему заболеванию с детства с 1994г. воспитывался в специализированных государственных учреждениях. В 2009 году окончил Землянскую специализированную (коррекционную) образовательную школу-интернат, а затем до июля 2011 г. обучался в профучилище № 38 с. Н.Усмань Воронежской области по специальности штукатур.
В 2003 г. постановлением администрации Новосильского сельского поселения Семилукского района "Х.Е." был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». 8.06.2011 года отделом по образованию и опеке администрации Семилукского района Воронежской области было направлено обращение директору ПУ № 38 Овсянникову В.Н. с просьбой о продлении проживания "Х.Е." в общежитии училища до момента приобретения администрацией Семилукского района для него жилого помещения в соответствии с требованием законодательства РФ. Однако, несмотря на данную просьбу, после окончания обучения, 28.07.2011 "Х.Е." был привезен представителями училища в Землянскую школу-интернат, в которой уже год дети сироты не содержались в связи с ее перепрофилированием и руководством которой он был доставлен в отдел образования и опеки Семилукского района, который предпринял усилия по его временному обустройству, постановке на учет в службу занятости, открытии лицевого счета для перечисления денежных средств.
Тем не менее, в результате рассогласованности действий перечисленных учреждений решение вопроса приобретении жилья для "Х.Е." был необоснованно затянут, а сам сирота-инвалид был помещен в пустующий частично разрушенный дом без каких-либо удобств в с.Голосновка до решения вопроса о выделении ему жилья. Вмешательство правозащитников активизировало эти процессы - 2 октября администрацией Семилукского муниципального района наконец размещена заявка на проведение открытого аукциона по приобретению жилья для "Х.Е.", а органы местного самоуправления начали проявлять некоторую заботу о нем. По окончании конкурсных процедур 3 ноября 2011 г. для "Х.Е." была приобретена на вторичном рынке жилья однокомнатная квартира в г.Семилуки со всеми удобствами, куда его и заселили 7 ноября.
Оценивая всю ситуацию (с учетом ее положительного разрешения), нужно отметить следующее:
-система государственной опеки над детьми-инвалидами и сиротами еще далека от требуемого уровня и нуждается в модернизации;
-исполнительская дисциплина и взаимодействие в органах местного самоуправления находится на явно недостаточном уровне (процесс предоставления жилья "Х.Е." был сильно затянут);
-ситуация могла развиваться еще хуже, если бы не случилось проявления участия в ней неравнодушных людей.
Обращения граждан к Уполномоченному по даной проблематике содержат в себе, как правило, сообщения о фактах:
-непредоставления либо некачественного предоставления коммунальных услуг (отопления, энерго- и водоснабжения);
-несвоевременном перерасчете платежей при отсутствии услуг;
-отсутствия или несвоевременности проведения ремонта санитарного, инженерного оборудования домов;
-неполучения субсидий на оплату услуг ЖКХ .
Практически каждое обращение поступает к Уполномоченному после неоднократного направления жильцами претензий жилищно-эксплуатационным организациям, руководство которых не предпринимает никаких мер по разрешению обозначенных в них проблем.
По данным жалобам Уполномоченный в пределах своей компетенции обращался в органы власти за разъяснениями, предлагал конкретные решения, проводил мониторинг ситуации.
В частности, проверялось соответствие роста тарифов на услуги ЖКХ предельному индексу максимального роста цен при неизменном наборе и объеме потребляемых ресурсов (15%), установленному приказом Федеральной службы тарифов для Воронежской области. Было установлено, что на территории Воронежской области предприятиями-поставщиками коммунальных услуг в среднем было произведено увеличение тарифов на: злектроэнергию – 10%; тепловую энергию – 12%; горячее водоснабжение – 11%; холодное водоснабжение – 10%; на услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда - от 7 до 14%.
Примерами жалоб на то, что жилищные органы не принимают никаких действенных мер по обеспечению ремонта жилых помещений, может служить обращение жителей многоквартирных домов расположенных по адресу: Проспект Революции 26/28, Кирова 10. Согласно требованиям законодательства РФ, регулирующего отношения, связанные с технической эксплуатацией жилищного фонда, порядком и сроками проведения работ по текущему и капитальному ремонту жилья, а также разграничением обязанностей по выполнению ремонтных работ, данные многоквартирные дома подлежали комплексному капитальному ремонту. Финансирование работ по капитального ремонта данных многоквартирных домов осуществлялось из различных источников, в том числе за счет средств консолидированного бюджета и средств собственников. После выполнения работ по капитальному ремонту, собственники считали, что работы выполнены некачественно, и средства предусмотренные на выполнение данных работ были израсходованный ненадлежащим образом.
По данным жалобам Уполномоченным были направлены письменные обращения в адрес руководителя управления ЖКХ администрации городского округа город Воронеж и руководителя Государственной жилищной инспекции Воронежской области о необходимости проверки претензий собственников. Собственникам имущества в данных многоквартирных домах даны разъяснения по вопросам организации контроля с их стороны за качеством сроками и порядком проведения работ.
Примером рассмотрения жалоб населения на качество предоставленных жилищно-коммунальных услуг и перерасчет платы за недопоставленные услуги являетсяработа по нарушениям с начислением платы за поставленные жилищно-коммунальные услуги предъявленные к оплате собственникам многоквартирного дома по адресу г. Воронеж, ул. К. Маркса 45. Управляющая компания ООО «УК Стройтехника» предъявила собственникам счета несоответствующие реально потребленным объемам услуг. После вмешательства Уполномоченного при помощи собственников данного дома, управляющая компания признала свои нарушения, которые были устранены, восстановлена система учета потребленных коммунальных услуг, а также проведен перерасчет платы для населения.
В качестве необходимых мер для улучшения состояния защиты прав граждан в сфере ЖКХ следует:
-обеспечить информирование населения о законодательно закрепленных правах и обязанностях в отношении жилья;
-предусмотреть финансирование определенных льгот для собственников жилья (например, снижение ставки налога на землю);
-усилить контроль со стороны органов местного самоуправления за содержанием объектов жилищного фонда, а также качеством услуг предприятий жилищно-коммунального комплекса предоставляемых населению.
Основной объем жалоб Уполномоченному на нарушение конституционного права на благоприятную среду обитания связан с объектами Министерства обороны РФ на территории Воронежской области.
В октябре 2011 к Уполномоченному обратились жители поселка им.Дзержинского Каширского района по вопросу функционирования близлежащего военного полигона "Погоново" по утилизации боеприпасов. По информации заявителей, круглосуточные акустические шумы, создаваемые при взрывах боевых авиабомб в ходе полетов авиатехники ВВС МО РФ, прочих боеприпасов в рамках их утилизации держат людей в постоянном напряжении (стрессе), ночные взрывы будят граждан и лишают полноценного сна, приводя в том числе к срабатыванию сигнализаций на охраняемых объектах недвижимости и автотранспорта. Уполномоченным дано разъяснение обратившимся гражданам о необходимости фиксации (документирования) случаев подрывов боеприпасов, проведения экспертиз для подготовки аргументированного (мотивированного) обращения в министерство обороны. Уполномоченным с заместителем главы Каширского муниципального района и главой поселка им. Дзержинского осуществлен выезд к границе военного полигона для подрыва боеприпасов. Уровень шума во время подрывов боеприпасов при посещении оценен как беспокоящий и отвлекающий. С целью объективного изучения ситуации на полигоне и выработки дальнейшей позиции Уполномоченного по защите прав граждан, руководителям муниципальных образований было предложено организовать проведение следующих мероприятий в поселке:
-документирование (фиксация) силами жителей поселка проведения подрывов на полигоне;
-документирование причинения материального вреда жителями поселка в результате взрывов для последующего обращения в суд;
-документирование (сбор) любых обращений граждан в связи с негативными последствиями подрыва на полигоне боеприпасов (тревожный сон в результате сработки сигнализаций, ухудшение самочувствия и обращение в связи с этим за медицинской помощью в медучреждения, фиксация (чеки об оплате) лекарственных препаратов);
-направление запросов от своего имени в воинскую часть, производящую подрывы (военный полигон) на предмет представления информации о датах, времени подрывов, мощности подорванных боеприпасов, присутствовавших на полигоне при проведении каждого подрыва представителей военной прокуратуры и регионального МЧС РФ.
Министерством обороны РФ с 2010 г. проводились мероприятия по созданию 7000-й авиабазы ВВС ВС России на базе военного аэродрома «Воронеж-Балтимор», в результате которых уже к 2010 г. резко возросла интенсивность полетов самолетов в районе жилой застройки города Воронежа. Планы и действия по созданию авиабазы вызвали протест со стороны жителей города Воронежа (население - 975 тысяч человек) в связи с нарушением их прав на благоприятную окружающую среду и проживание в условиях, безопасных для жизни и здоровья. Требование о недопустимости создания авиабазы передано через Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Президенту России Д.А. Медведеву. В поддержку требования на текущий момент инициативной группой собрано около 120 тысяч подписей жителей Воронежа.
Для выполнения поручения Президента России Правительству РФ от 23.09.2010 № Пр-2814 о подготовке предложений по дальнейшей эксплуатации аэродрома правительством Воронежской области была создана рабочая группа с участием представителей граждан. В ходе деятельности рабочей группы установлено и документально подтверждено, что наиболее существенным отрицательным фактором, оказывающим негативное влияние на население, является авиационный шум. Так, по данным Роспотребнадзора Воронежской области, шум от авиатехники в черте города превышает допустимые пределы на величину от 5 до 45 дБ и доходит до 130 дБ, что соответствует «болевому порогу». Как сообщают в жалобах жители Воронежа, систематические полеты военных самолетов с превышением предельного уровня шума вынуждают их жить в условиях постоянного стресса, страха и напряжения. У детей из-за вредного акустического воздействия открываются носовые кровотечения. Из-за регулярных ночных полетов большая часть жителей города лишена возможности полноценного отдыха и вынуждена длительно находиться в состоянии усталости и психологического дискомфорта.
По результатам деятельности рабочей группы губернатором Воронежской области в январе 2011 г. и уполномоченным по правам человека в Воронежской области в мае 2011 г. были переданы предложения министру обороны РФ по урегулированию вопросов, связанных с созданием авиабазы, на которые ответов получено не было.
Помимо негативных последствий от шумовых воздействий создание крупнейшей авиабазы в черте города Воронежа приведет к росту рисков:
-возникновения авиакатастроф с тяжкими последствиями;
-загрязнения воздуха авиационной техникой территорий Ленинского и Советского районов города;
-слива керосина самолетами при заходе на посадку в нештатных ситуациях на городскую территорию;
-чрезвычайных ситуаций в связи с постройкой новых складов для авиабомб и боеприпасов, а также складов для горюче-смазочных материалов.
Экспертами предлагались варианты разгрузки аэродрома «Воронеж-Балтимор» за счет использования двух военных аэродромов (в Борисоглебском и Бутурлиновском районах). Их использование при создании авиабазы позволило бы существенно минимизировать вышеуказанные риски.
При посещении стационаров ГУЗ "Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер" (далее – ГУЗ) 19.08.2011 в п. Тенистый и п. Орловка сотрудниками аппарата Уполномоченного в рамках подготовки докладов уполномоченному по правам человека в РФ и губернатору Воронежской области отмечен ряд проблемных зон, требующих получения дополнительной информации. К ним относились неудовлетворительное состояние охраны периметра и корпусов, ветхое состояние зданий, внутренних помещений и коммуникаций, а также некоторые проблемы в организации содержания больных.
Так, наружное ограждение стационара в Тенистом, выполненное из бетонных плит, имеет множественные дефекты, охрана осуществляется единственным сторожем, дежурящим на въезде в корпус. На большей части периметра стационара в п.Орловка, который занимает площадь более 240 тыс.кв.м., наружное ограждение практически отсутствует. Оборудование и состояние корпусов не отвечают требованиям безопасности. Указанные недостатки создают высокий риск побега пациентов, склонных к совершению общественно-опасных деяний и находящихся на принудительном лечении в корпусах.
Одно из зданий стационара в п. Орловка длительное время пребывает в полуразрушенном состоянии, фактически только наружные стены. Водопроводные и канализационные трубы, находящиеся внутри функционирующих зданий, находятся в крайней степени изношенности, постоянно протекают, что ведет к порче внутренней отделки помещений, ускоряет разрушение несущих конструкций. Раковины, унитазы, краны более чем на 3/4 находятся в неработоспособном состоянии. Пол в санузлах отделан плиткой, которая частично разрушена и повреждена, в условиях повышенной влажности становится скользкой и травмоопасной для больных.
Пищеблоки также остро нуждаются в замене внутренней отделки и коммуникаций (трубопроводов водоснабжения и канализации), установке современной вентиляционной системы, оснащении современным кухонным оборудованием.
Анализ выполнения среднесуточного набора продуктов питания для больных за 6 месяцев 2011 года выявил значительные нарушения установленных норм. Так, мясом больные обеспечивались на 13%, рыбой – на 5%, овощами на 22%, молоком на 39%, яйцом на 42%, хлебом пшеничным на 45% от установленных нормативов. Данные нарушения в обеспечении питанием больных обусловлены единственной причиной – недофинансированием из регионального бюджета.
На момент посещения стационаров палатная площадь на 1 больного, установленная по нормативам в 6 кв.м. не выдерживается и по фактическому наполнению составляют 3,45 кв.м. Нехватка площади оказывает негативное влияние на психологический климат среди больных, создает дополнительные нагрузки на персонал. Аналогичная ситуация в отделении принудительного лечения специализированного типа, где имеется 40 коек, что явно недостаточно с учетом наполняемости и существующих рекомендаций.
С учетом изложенного, условия оказания стационарной психиатрической помощи на территории Воронежской области были признаны крайне неудовлетворительными и несоответствующими предъявляемым требованиям.
Анализ ситуации в сфере оказания психиатрической помощи выявил также системную проблему, негативно влияющую на его качество. Так, в «Принципах защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи», принятых Резолюцией 46/119 Генеральной ассамблеи ООН от 17 декабря 1991 года говорится о том, что «психиатрическое учреждение должно иметь доступ к тем же ресурсам, что и любое другое лечебное заведение…» (п. «а» Принципа 14, «Ресурсы психиатрического учреждения»), а в п.2 ст.5 Закона о психиатрической помощи указано, что «все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям».
Однако, данное право не реализуется в полной мере, так как п. 2 ст. 17 Закона о психиатрической помощи определено, что финансовое обеспечение оказания населению психиатрической помощи (за исключением психиатрической помощи, оказываемой в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) является расходным обязательством субъектов РФ. Данная правовая норма исключает привлечение средств федерального бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования для проведения мероприятий по укреплению материально-технической базы психиатрических учреждений в субъектах РФ и приводит к финансированию психиатрической помощи в них по «остаточному принципу».
В целях восстановления длительного и массового нарушения прав граждан - жителей Воронежской области на оказание психиатрической помощи в соответствие с действующим законодательством, губернатору был направлен доклад, в котором предлагалось разработать целевую региональную программу по оказанию психиатрической помощи на территории Воронежской области, в рамках которой предусмотреть:
-реконструкцию (восстановление) отдельного корпуса (здания) в п. Орловка;
-замену в действующих корпусах № 1 и № 2 (поселки Орловка и Тенистый) систему канализации, отопления и водопровода, оборудование санузлов, провести капитальный ремонт пищеблоков с их оборудованием вентиляционными системами и современным кухонным оборудованием;
-приведение в соответствие наружное ограждение корпусов № 1 и № 2 по всему периметру, установив сплошное ограждение, оборудование корпусов, отвечающее требованиям безопасности персонала, больных, исключающее возможность побегов;
-охрану периметров корпусов № № 1, 2 силами частных охранных предприятий на постоянной основе.
В сентябре 2011 году были вскрыты и стали достоянием общественности факты массового заболевания военнослужащих, проходящих срочную службу в воинской части на территории Острогожска (только с пневмонией в госпиталь было доставлено более 70 человек, зафиксировано два смертельных случая). Для проверки этих фактов Уполномоченным и сотрудниками аппарата совместно с военной прокуратурой Воронежского гарнизона осуществлены проверки Воронежского военного госпиталя и в/ч 20115 с целью контроля условий содержания и лечения военнослужащих. В ходе посещения госпиталя было проведено совещание с руководством, совершен обход отделений и палат во время которого проведены беседы с персоналом и пациентами (включая солдат из данной части, размещенных в пульмонологическом отделении), осуществлено ознакомление с документацией. По результатам посещения были сделаны следующие выводы:
-госпиталь представляет собой медицинское учреждение с высоким уровнем технической оснащенности (уникальный томограф, 3D рентген-аппарат и т.д.) и применения прогрессивных методов лечения (плазмоферез, эндовидеохирургия и т.д.) по широкому спектру заболеваний;
-в госпитале могут одновременно содержаться не более 400 больных. Военнослужащие срочной службы составляют в среднем 50-60% от общего числа больных;
-проблем с лекарственным обеспечением у госпиталя нет - в нужных случаях приобретаются требуемые лекарства, что подтвердили приглашенные для консультаций "гражданские" медики;
-взаимодействие с другими военными и "гражданскими" медучреждениями поддерживается постоянно, в том числе по лечению конкретных больных;
-бытовые условия содержания военнослужащих (включая солдат) нормальные - в палатах (в среднем на 10-15 коек) чисто, кровати одноярусные, пациенты одеты в больничную одежду.
-ассортимент и качество еды по документам и отзывам также нормальное;
-профессиональные качества и уровень дисциплины медицинского персонала выгодно отличаются от большинства "гражданских" больниц;
-уборка территории госпиталя и приготовление пищи осуществляется в соответствии с госконтрактами на условиях аутсорсинга
-на момент посещения в госпитале находилось 54 пациента с диагнозом "пневмония" из в/ч 20115 и 15 - в Курском госпитале;
-"тяжелых" больных на момент посещения в отделении интенсивной терапии не было;
-в ходе бесед солдаты из в/ч 20115 не смогли выделить конкретные причины, приведшие к всплеску заболеваний;
-по мнению работников госпиталя, заболеваемость острыми респираторными заболеваниями среди военнослужащих имеет сезонный характер и в сравнении с заболеваемостью в регионе по статистическим данным не превышает эпидемического порога. Среди причин называются высокая скученность в месте дислокации солдат, низкий иммунитет призывников, их призыв из разных регионов.
-смертельный случай от пневмонии (первый за 15 лет) с военнослужащим в/ч 20115 стал скорее исключением.
В ходе посещения в/ч 20115 было проведено совещание с участием начальника автомобильной службы МО РФ генерал-майора Панасюк А.А. и руководства части, совершен обход казарм, столовой и медчасти. На момент посещения в в/ч 20115 поддерживался обычный распорядок и, в частности, проводились занятия с военнослужащими. В лазарете содержались 34 пациента с ОРВИ, еще четырех солдат с кашлем (но не с пневмонией) направляли на лечение в госпиталь. В процессе обхода части проводились беседы с солдатами, офицерами, медицинскими работниками и пациентами лазарета, изучались журналы учета обращений в медчасть и проведения прививок. В ходе бесед жалоб уполномоченному от солдат на бытовые условия, питание и лечение не поступило.
Размещение военнослужащих в казармах в целом соответствовало нормам, есть комнаты для отдыха, занятия спортом и бытовых надобностей. Функционирование сушилок для одежды и обуви, к сожалению, замыкается на горячее водоснабжение в части, которое осуществляется в период отопительного сезона. На момент посещения в военном городке отопление было включено и велись работ по увеличению мощности отопительных систем и расширению числа отапливаемых помещений. Личный состав моется в бане дважды в неделю на территории части, в казарме роты технического обеспечения установлены душевые кабинки, снабженные водонагревателями.
Приготовление пищи для военнослужащих осуществляется на условиях аутсорсинга, осуществляется комиссионный контроль соблюдения норм при закладке продуктов и качества пищи.
По результатам посещения в/ч 20115 и анализа полученной информации были сделаны следующие выводы.
К основной системной причине повышенной заболеваемости солдат в течении последних трех лет следует отнести ликвидацию госпиталя и сокращение медицинского персонала, произошедшие в 2009 году в ходе реализации военной реформы (тогда же был сокращен и Воронежский военный госпиталь с 600 до 400 коек с упразднением ряда лечебных направлений).
Важным фактором следует признать, что на начальном этапе опасность ситуации была недооценена медицинскими работниками части, в том числе по причине отсутствия у многих заболевших высокой температуры. Для снижения заболеваемости применялись обработка помещений хлорсодержащими средствами, кварцевание помещений, антигриппозные препараты (ремантадин и т.п.), которые не момент всплеска заболевания, тем не менее, не принесли желаемого результата.
Существенным моментом является также то, что детальные исследования эпидообстановки в части не проводились. Это обусловлено в том числе отсутствием в регионе соответствующих лабораторий в ведении МО РФ. Поэтому до сих пор остается невыясненным возбудитель, вызвавший вспышку пневмонии в в/ч 20115. Так, последние анализы от 7 октября на наличие вирусов различных форм гриппа и аденовирусных инфекций у 13 пациентов госпиталя из этой части, сделанные Центром гигиены и эпидемиологии в Воронежской области, дали отрицательный результат. Бактериологические исследования показали наличие у заболевших трех форм стрептокока, которые не могли привести к пневмонии.
Среди дополнительных факторов, способствовавших высокой заболеваемости среди военнослужащих следует выделить несоответствие новой военной формы предъявляемым к ней требованиям, частую сменяемость основного контингента (раз в 3 месяца) и относительно низкий иммунитет у призывников.
Версия о негативной роли прививок в росте заболеваемости среди солдат не подтвердилась - им сделали только 2 прививки в начале июня в соответствии с нормативами, принятыми в МО РФ, а всплеск заболеваемости произошел в середине сентября.
С середины сентября в/ч 20115 неоднократно проверялась военной прокуратурой и военным следственным отделом Воронежского гарнизона, специалистами ФГУ «988 ЦГСЭН» МО РФ и филиала № 3 ФГУ «1586 ОВКГ» (г. Воронеж), несколькими медицинскими и инспекционными комиссиями МО РФ. С учетом сложившейся ситуации аппаратом Уполномоченного осуществлялся мониторинг соблюдения в в/ч 20115 прав военнослужащих на жизнь и здоровье - зимой вспышек заболеваний зафиксировано не было.
Из анализа поступивших обращений следует, что значительная их часть касается порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки, а наиболее типичными являются слкдующие.
В адрес уполномоченного обратился житель Верхнемамонского района "Х. И.Г.", 1931 года рождения, за содействием в установлении ему статуса ветерана Великой Отечественной войны и выдачи удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О ветеранах», поскольку он в годы войны проработал в тылу. У заявителя отсутствовала запись в трудовой книжке или справка из архивного учреждения, подтверждающие факт работы в указанный период, однако, имелись заверенные копии протоколов опроса свидетелей комиссии по назначению пенсий отдела социальной защиты населения администрации Верхнемамонского района. Учитывая преклонный возраст заявителя, Уполномоченный обратился в прокуратуру Верхнемамонского района с просьбой предъявить и поддержать в суде в интересах "Х.И.Г." иск об установлении факта трудовых отношений. Иск прокурора в интересах заявителя был удовлетворен районным судом в полном объеме, но департамент труда и социального развития Воронежской области обжаловал данное решение суда.
К Уполномоченному в 2011 г. обращались граждане, имеющие инвалидность, которые по различным объективным причинам не получив в текущем году социальную услугу, в том же году не получили и ежемесячной денежной выплаты. В ходе рассмотрения этих обращений было установлено, что Федеральные законы от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривают возможности возврата гражданину денежных средств, направленных на оплату социальной услуги в случае, когда гражданином не реализовано право на эту услугу в период ее предоставления. Уполномоченным подготовлены предложения о внесении изменений в указанные законы, направленные на создание возможности возврата гражданину денежной компенсации социальных услуг.
В 2011 году Уполномоченный рассматривал вопрос, касающийся предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг пенсионерам из числа медицинских и фармацевтических работников федеральных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Воронежской области. Такие меры социальной поддержки предоставляются пенсионерам, проработавшим вобластных и муниципальных учреждениях здравоохранения, на основании законодательных актов области и нормативных актов муниципальных районов и городских округов области. В то же время, для пенсионеров же из числа медицинских фармацевтических работников федеральных государственных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, на федеральном уровне не принят нормативный правовой акт.
В целях установления социальной справедливости в отношении указанной категории пенсионеров также были подготовлены законодательные предложения и через уполномоченного по правам человека в РФ переданы для рассмотрения в Правительство РФ.
Обращения граждан к Уполномоченному по вопросам трудовых прав касались, в основном, следующих нарушений.
Медицинским работникам МУЗ «Поворинская ЦРБ», занятым оказанием платных медицинских услуг населению, в течение 2007 г. - 9 месяцев 2009 г,. не начислялась и не выплачивалась заработная плата от средств по приносящей доход деятельности. Факт невыплаты заработной платы был установлен Департаментом здравоохранения Воронежской области еще в 2009 г. в ходе проверки организации работы МУЗ «Поворинская ЦРБ». В рамках рассмотрения данного обращения по запросу уполномоченного по правам человека Госинспекцией труда в июне 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства РФ об оплате труда в Поворинской больнице, которая установила следующее. В МУЗ «Поворинская ЦРБ» в период с 2007 по 2009 г.г. медицинскими работниками оказывались платные медицинские услуги населению. Но указанная работа по вине работодателя не была надлежащим образом оформлена: не заключены письменные трудовые договоры для работы по совместительству, не оформлены платежные ведомости на выплату заработной платы. Денежные средства, полученные от оказания платных медицинских услуг населению в 2007-2009г.г., распределялись на хозяйственные нужды учреждения.
В связи с нарушением трудовых прав работников больницы, регламентированных частью 2 статьи 22, частью 6 статьи 136 Трудового Кодекса РФ, уполномоченным выдано Заключение, рекомендующее:
-главе администрации Поворинского района решить вопрос о выделении денежных средств из районного бюджета в сумме 920,8 тыс. рублей на выплату заработной платы работникам МУЗ «Поворинская ЦРБ»;
-главному врачу Поворинской ЦРБ погасить задолженность по заработной плате перед работниками, участвующими в оказании платных медицинских услуг.
Заключение исполнено не было, поскольку глава администрации Поворинского муниципального района отказался выделить денежные средства из районного бюджета на выплату заработной платы.
Уполномоченный в целях восстановления нарушенных трудовых прав работников обратился с письмом к прокурору Воронежской области с просьбой решить вопрос о возможности предъявить и поддержать в суде в интересах работников лечебного учреждения иски о взыскании задолженности по заработной плате.
К Уполномоченному обратился бывший работник ООО «Агро-Ритм» "С. В.В.", с которым работодатель при увольнении не произвел окончательный расчет. Срок задержки выплаты заработной платы составил более 3 месяцев. В результате вмешательства уполномоченного по правам человека работнику незамедлительно была выплачена заработная плата.
Уполномоченным рассмотрено коллективное обращение работников МУП «Рынок «Южный» по вопросу незаконного привлечения их к дисциплинарной ответственности и отказа работодателя выдать копии соответствующих распорядительных документов. В рамках рассмотрения обращения Уполномоченный обратился в Госинспекцию труда в Воронежской области о необходимости проведения проверки трудового законодательства РФ и принятия мер инспекторского реагирования по восстановлению нарушенных трудовых прав работников муниципального предприятия.
Госинспекцией труда в Воронежской области совместно с прокуратурой Левобережного района г. Воронежа проведена проверка, по результатам которой руководителю МУП «Рынок» Южный» выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства - о выдаче копий приказов, а также об отмене нескольких приказов, изданных в нарушение ст.ст. 72.2, 74 ТК РФ. За вышеуказанные нарушения трудового законодательства в отношении директора было возбуждено административное производство по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ.
В результате проверок, проводимых аппаратом Уполномоченного было установлено, что в СИЗО-1 (г. Воронеж) в течение 2011 года наполнение стабильно превышало установленный лимит в среднем 50-100 человек. Данный факт свидетельствовал о массовом и длящемся нарушении прав содержащихся в СИЗО подозреваемых, обвиняемых и осужденных граждан в части их обеспечения установленной нормой жилой площади (4 кв.м.). Нарушения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных в связи с переполнением СИЗО-1 г. Воронежа создавали предпосылки к написанию гражданами жалоб в различные инстанции, в том числе в Европейский Суд по правам человека, который приравнивает длительное содержание граждан в переполненных камерах СИЗО к пыточным условиям.
По результатам проверок направлялись письма в адрес руководства УФСИН, а также председателя Воронежского областного суда об учете возможностей наполнения следственных изоляторов области при вынесении судами меры пресечения в виде содержания под стражей.
Совместная с прокуратурой проверка изолятора временного содержания в п.г.т. Каменка (1871 года постройки) показала, что его помещения расположены нетехнологично, имеют размеры и расположение не в полной мере отвечающие выполнению функционала, что отрицательно влияет на соблюдение законности и прав граждан. Здание не оборудовано централизованной системой канализации и водоснабжения, что нарушает права задержанных в части санитарно-гигиенического обеспечения, определенные законодательством России. Данное системное нарушение ввиду конструктивных особенностей здания неустранимо. Температурный режим, уровень естественного и искусственного (в.т. дежурного) освещения, влажности и температуры удовлетворительный. Питание задержанным доставляется из местной районной больницы, перед каждым приемом пищи снимаются пробы. Жалоб на условия содержания граждан в Каменском ОМВД не выявлено. Направлено письмо начальнику ГУ МВД России по Воронежской области о необходимости скорейшего строительства ИВС в ОМВД Каменского района.
Принятие Федерального закона от 7 марта 2011 г. №26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" позволило осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях Воронежской области, подавать в районные суды ходатайства о пересмотре уголовных дел в сторону смягчения ранее вынесенных приговоров. Однако, анализ судебной практики по пересмотру уголовных дел в 2011 г. показал, что около половины приговоров оставлены без изменения, а в случае положительного решения размеры наказания в большинстве случаев снижались на 1-2 месяца. По результатам анализа было направлено письмо в адрес председателя Воронежского областного суда, обращающее внимание на судебную практике оставления без удовлетворения ходатайств осужденных, несмотря на государственную политику гуманизации уголовных наказаний.
Основное нарушение данного права - невозможность осуществлять легализации иностранных граждан и лиц без гражданства с неурегулированным правовым статусом, длительно пребывающих на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих их право на пребывание или проживание. Пока на федеральном уровне готовятся изменения в действующее миграционное законодательство, в УФМС РФ по Воронежской области определение гражданской принадлежности заявителей при отсутствии у них национальных паспортов или иных документов, удостоверяющих личность, происходит по совокупности представленных ими документов, сведений о себе и результатов проведенных по их заявлениям проверок. По сведениям УФМС РФ по Воронежской области за 2011 год проведено 180 проверок по установлению личности и гражданской принадлежности такой категории лиц, поставлено на миграционный учет — 140 человек, принято заявлений на получение разрешений на временное проживание от 112 лиц, на оформление вида на жительство — от 86, определено наличие гражданства у 14 человек.
В качестве одного из положительных примеров решения данной проблемы можно привести опыт взаимодействия Уполномоченного и УФМС по Воронежской области в рассмотрении обращения об оказании содействия в решении вопроса легализации заявителя и ее дочери на территории Российской Федерации., которые прибыли в РФ в декабре 1997 года и проживали без регистрации на территории Хохольского р-на Воронежской области. Решением Хохольского районного суда Воронежской области от 03.08.2006 г. был установлен факт их постоянного проживания в селе Новогремяченское Хохольского р-на Воронежской области с декабря 1997 года. На основании справки посольства Республики Туркменистан было установлено, что на имя заявительницы оформлен паспорт гражданина этой страны, а у ее дочери имелись свидетельство о рождении и справки из учебных учреждений. Кроме того, имелось разрешение на переезд заявителя из Туркменистана в Российскую Федерацию. С учетом наличия данных документов, на основании указания ФМС России от 20.09.2009 г. №НС-1/8-18193 Уполномоченным был направлен запрос на имя руководителя УФМС РФ по Воронежской области о возможности постановки на миграционный учет по месту пребывания заявителя и ее дочери на срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на временное проживание в РФ без выезда из России.По результатам рассмотрения запроса заявителю было оказано содействие в вопросе легализации на территории Российской Федерации и оформлено разрешение на временное проживание в Воронежской области.
В целях совершенствования работы по восстановлению прав мигрантов сотрудники аппарата в 2011 году приняли участие в двух научно-практических конференциях, одна из которых была проведена общественной организацией «Форум переселенческих организаций» в Москве, а вторая — УФМС РФ по Воронежской области (на ней сделан доклад на тему «Толерантность и права человека»), а также в 3 заседаниях ОКС УФМС РФ по Воронежской области.
Сохраняется проблема нарушения прав лиц без гражданства, освобождающихся из заключения (26 человек в 2011 г.), связанная с отсутствием у них правовых оснований пребывания на территории Российской Федерации или пересечения границы для возвращения к месту прежнего проживания, поскольку получить гражданство РФ они не могут по действующему законодательству в силу неснятой судимости, а другие варианты нормативно до сих пор не урегулированы.
Распространение информации о правах человека и их защите является одной из основных функций Уполномоченного, направленной на повышение правосознания и формирование гражданской позиции людей в данной сфере.
Планируемые показатели эффективности деятельности Уполномоченного по данному направлению:
-количество публикаций по правам человека и их защите;
-количество оказанных заявителям бесплатных юридических консультаций по вопросам прав человека;
-количество мероприятий по правовому просвещению и разъяснению гражданам их прав, форм и средств их защиты.
По данному направлению аппаратом Уполномоченного в 2011 году:
-проведено около 600 юридических (устных и письменных) консультаций по правам человека и их защите;
-организовано и проведено 3 научно-практических мероприятия;
-подготовлено 35 докладов и сообщений для научно-методических и учебных мероприятий (конференций, семинарах и круглых столах различного уровня;
-размещено более 40 учебно-методических материалов на веб-сайте Уполномоченного, направлено 16 пресс-релизов для СМИ;
-Уполномоченный и сотрудники аппарата дали 8 итервью в региональных СМИ.
1. Уполномоченный совместно с Общественной палатой РФ, Общенациональным Правозащитным Союзом «Человек и Закон» при участии Общественной палаты Воронежской области провел 14 июля 2011 г. семинар по темам «Проведение комплексного мониторинга защиты социальных прав граждан» и «Программа обучения независимых наблюдателей для участия в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления».
На семинаре обсуждались следующие вопросы:
-проблема реализации прав граждан на распоряжение земельными ресурсами;
-актуальные проблемы защиты социальных прав граждан на территории Воронежской области и их мониторинг;
-проблемы реализации права на образование в контексте реформирования системы;
-проблемы реализации права на медицинское обслуживание и развития страховой медицины;
-проблемы защиты прав потребителей в условиях проведения реформы системы ЖКХ;
-правовой статус и методика действий лиц, осуществляющих наблюдение за выборами;
-основные проблемы реализации избирательного права. Взаимодействие избирательных комиссий с общественными организациями;
-проблемы участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за выборами.
2. Сотрудники аппарата участвовали в разработке рекомендаций конференции «Права человека в Воронежской области: от теории к практике», организованной по инициативе Центра развития гражданских инициатив (ЦРГИ) и Межрегиональной Правозащитной группы - Воронеж/Черноземье (МПГ) 26 сентября 2011 года.
Органам законодательной (представительной) власти в Воронежской области рекомендовано:
-При проведении экспертиз проектов нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления привлекать к их обсуждению представителей Общественной палаты Воронежской области и иных региональных, местных некоммерческих организаций и общественных объединений.
-По запросам Общественной палаты и региональных, местных некоммерческих организаций и общественных объединений предоставлять информацию (сведения) и материалы для проведения общественной экспертизы законопроектов.
-Депутатам Воронежской областной Думы провести парламентские слушания на темы: «Социальное развитие регионов», «Экологическая безопасность окружающей среды», разработать проект закона «О публичных слушаниях проектов законов», регулирующих права и наиболее значимые социально-экономические аспекты жизни граждан, который должен предусмотреть привлечение представителей общественности к процессу рассмотрении проектов законов.
Органам исполнительной власти в Воронежской области рекомендовано:
-Рассмотреть возможность создания на официальном Портале органов государственной власти Воронежской области информационного блока для освещения работы с обращениями граждан.
-Выступить с инициативой разработки и реализации областной «Программы гражданского образования по правам человека» для школ, среднеспециальных учебных заведений, высших учебных заведений.
-Инспекции по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области привлекать Общественную палату и региональные, местные некоммерческие организации и общественные объединения для участия в контроле за соблюдением в образовательных учреждениях Закона РФ "Об образовании".
-С целью обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации конституционных прав и свобод и их интеграции в общество организовать реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов с предоставлением им гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг; расширить перечень и объем реабилитационных мероприятий и услуг в системе здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, труда и занятости; обеспечить развитие занятости инвалидов посредством оказания содействия предприятиям всех форм собственности в организации специальных рабочих мест; осуществить мероприятия по созданию условий для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
-Коллегиально, с привлечением независимых общественных организаций, обсуждать вопросы выдачи государственных жилищных сертификатов тем семьям переселенцев, которые оспаривают принятые департаментом архитектуры и строительной политики решения.
Органам уголовно-исполнительной системы рекомендовано:
-Представлять информацию по запросам Общественной палаты Воронежской области и иных региональных, местных некоммерческих организаций и общественных объединений о количестве иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Воронежской области, а также мерах, принимаемых администрацией ИУ для их документирования.
-Информировать по мере необходимости Общественную палату и региональные, местные некоммерческие организации и общественные объединения об оказании содействия в получении необходимых сведений для подтверждения гражданской принадлежности и содействия в оформлении документов, удостоверяющих личность.
ГУ МВД России по Воронежской области рекомендовано:
-Обеспечить контроль над исполнением Федерального закона от 24.04.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» на территории Воронежской области в части соблюдения прав несовершеннолетних, в том числе об отдельном содержании несовершеннолетних граждан, задержанных органами полиции, до прибытия законных представителей.
-Информировать граждан, содержащихся в изоляторах временного содержания и местах содержания административно доставленных, задержанных и арестованных об их правах, режиме содержания под стражей, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб путем размещения в доступных для ознакомления местах соответствующих материалов.
-Осуществлять контроль за бесперебойным обеспечением питьевой водой лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания и местах содержания административно задержанных и арестованных.
Избирательной комиссии Воронежской области рекомендовано организовать взаимодействие избирательных комиссий всех уровней с Общественной палатой Воронежской области и иными региональными общественными объединениями путем проведения семинаров и «круглых столов» по вопросам предоставления избирателям равных прав на доступ к официальной информации о кандидатах на выборные должности, выявления нарушений в период подготовки и проведения выборов.
3. На базе Центрального филиала «Российской академии правосудия» (г. Воронеж) в октябре-ноябре 2011 г. проводились олимпиады по праву с учениками 11-х классов общеобразовательных школ. Уполномоченный являлся членом конкурсной комиссии.
4. 12 декабря 2011 г. Уполномоченным организован круглый стол "Конституция России как гарант защиты прав человека", приуроченный к открытию в Воронеже "Центра защиты прав человека". На круглом столе присутствовали руководители Воронежского областного суда, Управления юстиции, прокуратуры, УФСИН, представители правозащитных организаций. Обсуждались вопросы защищенности конституционных прав граждан на территории Воронежской области, влияние на нее создания института государственной защиты и его взаимодействия с органами власти.
5. 21 декабря 2011г. в конференц-зале "Центра защиты прав человека Воронежской области" прошла научно-практическая конференция "Роль науки в деятельности по защите прав человека в России", организованная Уполномоченным.
Открыл конференцию заместитель губернатора Воронежской области Агибалов Ю.В., который в своем выступлении отметил важность института уполномоченных по правам человека в современном обществе. Далее программу конференции продолжили уполномоченный по правам человека в Воронежской области д.ю.н Зражевская Т.Д. с докладом "Конституционные основы деятельности омбудсменов в России: теория, практика, проблемы", профессор кафедры административного и муниципального права ВГУ д.ю.н Бялкина Т.М. с докладом "Роль науки в совершенствовании реализации прав граждан на местное самоуправление", декан факультета международного права Дипломатической Академии МИД России, руководитель центра международного права и международной безопасности ИАМП ДА МИД России д.ю.н Моисеев А.А. с сообщением об ответственности государств за нарушение прав человека. Вопросы защиты прав человека в сфере здравоохранения осветил член Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в нашей области к.м.н. Юрченко И. А..
Во второй части мероприятия разговор о деятельности уполномоченных по правам человека и их взаимодействии продолжил уполномоченный по правам человека в Липецкой области Загнойко Н.И.. Профессор кафедры налогового права ВГУ Гриценко В.В. осветила в своем докладе проблемы реализации прав налогоплательщиков и предложила создать группу налоговых консультантов при уполномоченном. Руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в Воронежской области д.т.н. Белоножкин В.И. раскрыл тему: "Теория и практика правового мониторинга с позиций уполномоченного по правам человека".
1. Издательской группой "Юрист" в 2011 году зарегистрирован научно-правовой журнал «Омбудсмен», главным редактором которого назначена Зражевская Т.Д., уполномоченный по правам человека в Воронежской области. Целями издания журнала "Омбудсмен" являются объективное информирование читателей о научно-правовых аспектах деятельности уполномоченных по правам человека, уполномоченных по правам ребенка, финансового и других омбудсменов, повышение правосознания населения, пропаганда идеалов добра, справедливости, ценности прав и свобод человека.
Тематические разделы журнала:
-теоретические основы и проблемы защиты прав человека;
-проблемы правового обеспечения деятельности омбудсменов и пути их решения;
-мониторинг нормотворческой и правоприменительной деятельности органов власти в сфере обеспечения прав человека;
-анализ и обобщение правоприменительной практики омбудсменов;
-участие института уполномоченных по ПЧ в формировании нормативно-правовой базы гражданского общества.
Практика работы с обращениями граждан аппарата Уполномоченного свидетельствует об острой востребованности жителями области квалифицированной бесплатной юридической помощи.
В 2011 году Уполномоченным и аппаратом оказаны консультационные юридические услуги практически всем, обратившимся к Уполномоченному гражданам. В целом анализ поступивших обращений говорит о низкой правовой культуре и отсутствии возможности у большинства жителей области получить своевременную квалифицированную юридическую помощь.
На сегодняшний день действует принцип состязательности сторон в судебном процессе, что в некоторых случаях препятствует гражданам, не имеющим возможности воспользоваться платными услугами адвоката. Бесплатная юридическая помощь является составляющей реализации права граждан на справедливое судебное разбирательство, так как способствует более полной реализации принципа равенства участников судебного процесса.
Вопросы юридической помощи регулируются в РФ Федеральным законом от21.11.2011г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», данный закон предусматривает возможность предоставления юридической помощи бесплатно по гражданским делам. Правом на получение такой помощи обладают граждане, чей уровень дохода или среднедушевой доход семей ниже величины прожиточного минимума, а круг дел, по которым помощь может быть оказана, весьма узок. Кроме этого для получения компенсаций за оказанную юридическую помощь законом предусмотрена громоздкая процедура подачи адвокатами большого количества документов, а размер самой компенсации не соответствует современной ситуации.
В процессе рассмотрения жалоб граждан, а также проведения мониторинга правотворческой и правоприменительной практики органов власти в ряде случаев выясняется, что нарушение прав человека не связано с неисполнением законов и административных регламентов, а обуславливается их несовершенством, несогласованностью с другими актами и т.п. Выявляя такие коллизии, Уполномоченный должен сформулировать предложения по изменению таких нормативных правовых актов и направить их в соответствующие органы.
Планируемые показатели эффективности деятельности Уполномоченного по данному направлению:
-количество направленных органам или должностным лицам предложений по совершенствованию законодательства в сфере прав человека и их защиты;
-количество направленных предложений, рекомендаций по совершенствованию административных процедур, затрагивающих права человека.
За отчетный период Уполномоченным разработано 8 законодательных предложений, направленных на совершенствование федерального законодательства и 4 - областного. Данные предложения приведены в Докладе.
В Докладе также отражены рекомендации областным органам власти по совершенствованию административных процедур, затрагивающих права человека.
С 1 апреля 2011 года начал свою работу аппарат Уполномоченного, целью создания которого в соответствии с Законом Воронежской области от 30.06.2010 г. №66-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Воронежской области» было осуществление юридического, организационного, научно-аналитического, информационно-справочного и иного обеспечения деятельности Уполномоченного, а также практическая реализация возложенных на него задач.
Кадровое, организационное формирование и и материально-техническое оснащение аппарата проходило поэтапно, но до декабря 2011 года было ограничено отсутствием собственного помещения. Уполномоченный и 6 сотрудников аппарата работали в двух кабинетах областного правительства, прием граждан осуществлялся в приемной губернатора.
В этот период была налажена работа финансовой и кадровой служб аппарата (включая установленную регулярную отчетность), заложены основы работы по приему и рассмотрению обращений граждан, делопроизводства, нормативного и информационного обеспечения.
Разработана необходимая нормативно-распорядительная документация, включающая:
-положение об аппарате Уполномоченного и регламент его деятельности;
-должностные регламенты Уполномоченного и сотрудников аппарата;
-распоряжения о создании различных комиссий, регламентированных нормативными правовыми актами о государственной службе;
-положения, регламентирующие деятельность аппарата по различным направлениям.
Разработан, создан и регулярно пополнялся информацией (более 500 материалов) официальный веб-сайт Уполномоченного.
В целях мониторинга соблюдения прав человека в учреждениях исполнения наказаний распоряжениями Уполномоченного утверждены "Положение об общественном помощнике уполномоченного по правам человека в учреждении УИС Воронежской области" и в них назначены общественные помощники. С помощниками регулярно проводились совещания и обучающие мероприятия.
Решением губернатора Воронежской области было выделено двухэтажное здание (ул.Пушкинская, д.12) XIX века постройки, в котором проведен капитальный ремонт и 12 декабря торжественно открыт "Центр защиты прав человека", который объединил уполномоченного по правам человека в Воронежской области и его аппарат, уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Воронежской области и Общественную палату Воронежской области.
К концу декабря кадровый состав аппарата по результатам проведенных конкурсов был доведен до утвержденной штатной численности (15 сотрудников). В декабре прошло также оснащение помещений мебелью и техническими средствами, были заключены договоры на коммунальные, коммуникационные и охранные услуги.
В декабре также был организован прием граждан (4 раза в неделю) в здании Центра, налажена предварительная запись граждан, прием и отсылка корреспонденции.