г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 64

О декриминализации побоев

1 февраля Уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Дмитриевна Зражевская выступила на телеканале «TV-Губерния», прокомментировав нормативный акт, вызвавший широкий общественный резонанс.      

27 января 2017 года Государственная Дума приняла в окончательной редакции закон о декриминализации побоев в отношении членов семьи и других близких лиц. 1 февраля 2017 года Совет Федерации Федерального Собрания России рассмотрел и одобрил закон.

Оценка данного факта состоит из двух частей.

ПЕРВАЯ: Данный закон устранил юридическую коллизию, возникшую летом 2016 года в процессе принятия поправок в ст. 116 УК РФ. В чем ее сущность?

В 2015 году Президент РФ высказал идею о необходимости декриминализации ряда преступлений, которые совершены впервые, и перевода их в разряд административного правонарушения. По законодательной инициативе Верховного Суда РФ Государственная Дума приняла поправку к УК РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 323-ФЗ), исключив уголовную ответственность за нанесение побоев и совершение иных насильственных действий для всех субъектов. Однако перед вторым чтением законопроекта была внесено предложение (которое было принято почти без обсуждения): оставить уголовную ответственность за первые побои в отношение «близких лиц» (супругов, родителей, детей, братьев, сестер и др.).

Тем самым были нарушены: конституционный принцип «Все равны перед законом и судом» (ст. 19 Конституции России), а также ст. 7-8 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г.; ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.; ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Основываясь на данных нормах, ст. 4 УК РФ декларирует, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности на равных началах в установлении одинаковых оснований и пределов уголовной ответственности.

Возник «перекос» и в применении санкций: за более легкие преступления стала предусматриваться большая ответственность. Ведь следующая норма по тяжести содеянного – «умышленное причинение легкого вреда здоровью» –предусматривает в качестве санкции от 2 до 4 месяцев ареста; в то же время по ст. 116 УК РФ (с лета 2016 г.) ответственность за побои подскочила до 2 лет тюрьмы! Именно поэтому активисты общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» собрали 213 тысяч подписей с требованием восстановить справедливость.

Таким образом, в правовом государстве закон требует, чтобы лица, совершившие побои, привлекались к одинаковой ответственности независимо от того, кто это совершил: чужой человек, теща, брат, сват, муж, сын. Все подлежат уголовной ответственности в зависимости от тяжести совершенного преступления. Летом 2016 года законодатели нарушили данный принцип и сегодня его восстановили.

ВТОРАЯ часть вопроса, которая активно дискутируется в СМИ, –целесообразность замены уголовной ответственности на административную.

Ответ на этот вопрос рассматривается в СМИ без учета системности российского законодательства.

Во-первых, никакой «безнаказанности» в отношении семейных насильников не возникает: никто не отменял уголовную ответственность за телесные повреждения, ВОЗНИКАЮЩИЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОБОЕВ. Если в результате многократного нанесения ударов возникает вред здоровью (тяжкий, средней тяжести или легкий), то такие действия не рассматриваются как побои. Они СРАЗУ квалифицируются как причинение вреда здоровью соответствующей тяжести (минуя административную ответственность), и уголовная ответственность наступает по соответствующим статьям УК (которых около пятидесяти). Пленумы Верховного Суда РФ неоднократно подчеркивали: «Нанесение оскорблений, побоев, причинение легких телесных повреждений и другие подобные действия, совершенные в квартире, в отношении родственников, знакомых, вызванные личными неприязненными отношениями, должны квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности».

Во-вторых, введение административной ответственности за побои, наоборот, позволяет «домашним хулиганам» не уйти от ответственности. Ведь что такое «побои» – это действия, характеризующиеся многократным нанесением ударов, в результате которых могут возникать (а могут и не возникать) телесные повреждения. Полиция, прибывая на место по звонкам (часто соседей), далеко не всегда получает заявление от потерпевших, а если и подается заявление – то чуть позже – забирается «в результате примирения». Потерпевшие боятся не только кулаков, но и потери работы (увольнения) кормильца (которое вероятно в случае привлечения лица к уголовной ответственности).

В итоге: и уголовное дело не возбуждается (как дела частного обвинения), и дебошир уходит от юридической ответственности.

В случае введения административной ответственности за побои такого заявления не требуется; достаточно административного протокола, который составит представитель полиции, выехавший на место происшествия. Будет действовать первая предупредительная ступень к лицам, склонным к домашнему насилию, но еще не преступившим определенную черту, дифференциация за виды правонарушения в зависимости от тяжести деяния.

В-третьих, предлагается перевести в разряд административных правонарушений только те побои в отношении близких лиц, которые совершены в первый раз, если инцидент произошёл впервые. Скандалисту-насильнику грозят серьезные санкции (штраф или обязательные работы или исправительные работы или арест). Если же преступление повторится в течение года, то оно перейдет в разряд уголовных. За повторное правонарушение предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Поэтому Валентина Матвиенко отметила, что, принимая такое решение, Совет Федерации только «исправили перекосы». Но главной задачей наряду с противодействием является профилактика семейного насилия. По её словам, сенаторы высказали предложения по разработке ряда соответствующих законодательных мер.

HR strategy

Центр

CZPM

Яндекс.Метрика