г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Омбудсмен Татьяна Зражевская обосновала необходимость концепции стратегического документа, касающегося развития и защиты прав человека в России

Воронежский омбудсмен Татьяна Зражевская в рамках заседания Экспертного совета при УПЧ в РФ выступила по вопросу подготовки концепции Стратегии (Национального плана) развития и защиты прав человека в России в 2021-2035 гг.

Она обозначила факторы, обусловившие необходимость разработки и утверждения такого документа.

Уполномоченный отметил, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Фактическое исполнение положений Конституции Российской Федерации возможно только при активной согласованной деятельности государственных органов и институтов гражданского общества по созданию надлежащих условий для их реализации.  

Татьяна Зражевская подчеркнула, что все аспекты деятельности различных органов публичной власти должны быть связаны одной стратегической задачей – обеспечить достойную жизнь человека, создать условия для реализации всего комплекса его конституционных прав. В настоящее время государство предпринимает существенные усилия по улучшению ситуации с реализацией отдельных прав граждан (например, в рамках национальных проектов), однако результаты этой деятельности пока оставляют желать лучшего. И одной из важнейших причин такого положения является отсутствие системного подхода к организации и осуществлению правореализующей и правозащитной деятельности, обеспечить который может и должен комплексный стратегический план, способствующий эффективности соответствующей деятельности.

Достижение стратегических целей повышения качества жизни россиян, установления социальной справедливости и юридического равенства требует применения системного подхода к организации и осуществлению правореализующей и правозащитной деятельности.

Также Татьяна Зражевская в своем выступлении говорила о том, что современная международная обстановка и внесенные поправки в Конституцию РФ 2020 года ввели в атрибут конституционных ценностей в сфере прав человека абсолютно новые категории, признаваемые в юридической науке правами третьего поколения, отражающие самобытность российского народа.

Каким должен быть механизм внедрения новых конституционных норм, пока неясно, однако вариантом его правовой регламентации также может стать Стратегия (Национальный план) развития и защиты прав человека

Действующий федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» устанавливает правовые основы и регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития. Однако единого стратегического плана развития России мы так и не получили. Имеет место только разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, и в нем ничего не говорится о правах человека.

Остается неясным, каким образом развитие экономики и социальной сферы связано с достижением главного национального приоритета – сбережения народа России, обеспечения достойной жизни каждому ее гражданину, по каким именно критериям должна оцениваться реализация этой задачи.

Еще один фактор – существенное изменение понятия правозащитной деятельности, которая сегодня не совпадает с правозащитной системой.

Татьяна Дмитриевна подчеркнула, что эффективность правозащитной системы зависит не от количества органов, составляющих правозащитную систему, а от того, насколько результативно воплощаются провозглашаемые цели и ценности в жизнь.

Поэтому в Стратегии необходимо грамотно выстроить все взаимоотношения в рамках данной системы, более четко определить функциональную характеристику каждого ее элемента, формы и методы координации, что могло бы обеспечить позитивный синергетический эффект.

В условиях современной экономической и политической реальности одним из ключевых факторов и резервов улучшения защиты прав человека должно стать значительное повышение эффективности деятельности (рост результативности, снижение затратности и уровня коррупции) исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по таким направлениям, как повышение приоритетности прав человека в целеполагании, совершенствование взаимодействия, повышение открытости для общества.

В России нет четкого представления о показателях и критериях достижения целей развития в сфере прав человека и их нормативного закрепления.

Существует объективная необходимость введения системы объективных индикаторов оценки уровня защищенности и развития прав и свобод человека в практику деятельности всех органов публичной власти, а также механизмов контроля ее эффективности и Стратегия могла бы решить эту задачу.

Также Татьяна Зражевская отметила, что без развития сферы прав человека и гражданского общества в России перспективы реализации планируемых масштабных преобразований и проектов могут остаться неисполнимыми, поскольку в современном мире только свободные, мыслящие, уважающие свое государство и уверенные в завтрашнем дне люди могут обеспечивать дальнейшее развитие страны и общества, адекватное возрастающим требованиям и вызовам.

В России действует ряд специализированных государственных и общественных институтов, деятельность которых направлена на оказание помощи людям и защиту их прав (УПЧ в РФ, Совет при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, региональные УПЧ, различные НКО). Однако на данный момент нет системной основы координации их деятельности, создание которой в рамках единой стратегии могло бы обеспечить позитивный синергетический эффект.

Необходимо создать правовую основу для развития координирующей функции в сфере прав человека и именно с позиций института омбудсмена.

Для решения вышеперечисленных проблем требуется выведение процессов организации правореализующей и правозащитной деятельности государства на новый качественный уровень – стратегический.

Принятие национальной стратегии государственной политики в сфере развития и защиты прав человека должно позволить преодолеть:

- фрагментарность правового регулирования данной сферы,

- определить приоритетные направления совершенствования системы защиты прав и свобод человека,

- разработать необходимые меры по ее обеспечению,

- объединить усилия и создать условия для согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, способствовать повышению эффективности и гармонизации этих усилий прежде всего в интересах людей.  

Накопленный за несколько лет опыт использования инструментов стратегического планирования в сфере прав человека несколькими субъектами РФ (Республика Татарстан, Алтайский край, Воронежская и Смоленская области) демонстрирует в целом позитивные результаты, которые нужно выносить на общероссийский уровень, чтобы системный подход к развитию данной сферы стал стандартом для всей страны.

Созданию Стратегии должна предшествовать работа над Концепцией. Она является необходимым начальным этапом масштабной работы по созданию самой Стратегии. Результатом рассмотрения Концепции должен стать нормативный правовой документ, подписанный Президентом России (указ или распоряжение) о разработке Стратегии.

HR strategy

Центр

CZPM

Яндекс.Метрика