г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Омбудсмен приняла участие в обсуждении проблем, возникающих у граждан Российской Федерации, не имеющих подтверждения отсутствия иного гражданства

31 марта уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская приняла участие в семинаре на тему: «Проблемы, возникающие у граждан Российской Федерации, не имеющих подтверждения отсутствия иного гражданства, и пути их решения».

Мероприятие организовано Институтом стран СНГ совместно с Международным общественным движением «Форум переселенческих организаций» в рамках проекта «Право на Родину» (реализуется на средства президентского гранта). Работа проходила в смешанном режиме: очное присутствие и ZOOM-конференция.

Вели семинар Александра Докучаева, заместитель директора института стран СНГ и Евгений Александрович Бобров, руководитель проекта «Право на Родину»

Цели семинара:

- анализ прав граждан при наличии множественного гражданства в России и за рубежом;

- анализ процедур уведомления о наличии иного гражданства у граждан России;

- ознакомление с практикой отказа и выхода из гражданства других государств;

- выявление проблем, связанных с требованием отсутствия иного гражданства, с которыми сталкиваются граждане России;

- обсуждение возможностей обеспечения прав граждан России на труд в случаях невозможности оформить выход из имевшегося ранее гражданства.

Участниками мероприятия стали представители органов госвласти, СПЧ, ГУВМ МВД России, аппаратов УПЧ из ряда регионов России, общественники, эксперты, юристы, правозащитники.

Среди участников - начальник организационно-аналитического отдела аппарата УПЧ в Воронежской области Инна Куцова, эксперт по проблемам переселения в регионы РФ проекта «Право на Родину» Форума переселенческих организаций, член Общзественного совета при уполномоченном по правам человека в Воронежской области Галина Рагозина.

Тема для обсуждения выбрана не случайно.

Организаторы подробно охарактеризовали имеющиеся проблемы. Так, российское законодательство не запрещает иметь двойное гражданство. Хотя на своей территории Российское государство рассматривает граждан преимущественно как своих. При этом существуют некоторые ограничения для гражданина РФ, имеющего иное гражданство, в частности: на участие в выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти, на занятие высших должностных постов в стране и в субъектах Федерации. В 2014 году граждане России, имеющие также иное гражданство или вид на жительство, были поставлены перед необходимостью письменно уведомлять об этом органы миграции. Не обошлось при этом без проблем: очереди, невозможность уложиться в отведенные законом сроки. Очень многие соотечественники, получившие российский паспорт, отказавшись в заявительном порядке от имевшегося ранее гражданства, вообще не знают, осталось ли оно у них.

23 июля 2020 года вошли в силу поправки в ФЗ «О гражданстве РФ», которые отменили требование отказа от прежнего гражданства при приобретении гражданства России. Общим правилом до этого было требование отказа от иного гражданства путем заявления, направленного в уполномоченный орган иностранного государства, копия которого прилагалась к документам на получение гражданства РФ. При этом, как известно, государства, получившие заявления с отказом, чаще всего оставляют их без рассмотрения. Если от гражданина требуется представить документ об отсутствии иностранного гражданства, сделать это не просто, тем более, когда со страной исхода давно потеряны всякие связи.

Проблема обострилась в связи с ожидаемым принятием поправок в законодательство, регулирующее трудоустройство в государственные и муниципальные органы. Соответствующие законопроекты приняты в Государственной Думе в первом чтении.

Законопроекты закрепляют положение о том, что лица, имеющие иное гражданство или право на постоянное проживание в ином государстве, не имеют право на работу в государственных и муниципальных учреждениях, и не принимаются на работу. Если данные лица уже являются государственными или муниципальными служащими, то с момента вступления в силу данных законодательных инициатив, они должны будут быть уволены, если в течение полугода не предоставят документы об отсутствии иного гражданства или права на проживание в ином государстве. Но документа о выходе из иностранного гражданства большинство этих граждан не имеют.

Сроки, установленные проектами законов для представления справок об отсутствии гражданства, на практике исполнить невозможно. Несколько миллионов российских граждан, имевших ранее гражданство Украины, вообще не смогут получить такого документа от нынешних украинских властей. И они остаются фактически пораженными в трудовых правах.

Александра Докучаева в своем докладе озвучила различные аспекты проблем с получением гражданства и предложения путей их решения.

В числе таких путей для сотен тысяч наших соотечественников она назвала заключение межгосударственных договоров Россией с постсоветскими странами об упрощенном порядке выхода из гражданства одной стороны при наличии гражданства другой стороны, которые бы позволяли по заявлению, поданному (в т.ч. и в электронном виде) в консульство одной стороны на территории другой стороны в течение трех месяцев получать решение о выходе, подтвержденное соответствующим документом. Само по себе заключение подобных соглашений не было бы каким-то уникальным событием. Заключались и действуют межгосударственные соглашения (например, четырехстороннее: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия – об упрощенном приобретении гражданства сторон).

Докучаева отметила, что, например, в отношении фиксации отказа от гражданства тех государств, которые не пойдут на заключение таких договоров (возможно, Украина), можно было бы применить процедуру, аналогичную той, что использована для граждан России, получивших гражданство по оптации в Крыму.

Татьяна Зражевская отметила, что решение озвученных новых проблем возможно только системно, путем разработки конкретных предложений в действующее законодательство и их обсуждение как с уполномоченным по правам человека в РФ Т.Н. Москальковой, депутатами Государственной Думы и сенаторами Совета Федерации, так и с заинтересованной общественностью.

Сегодня общественники проводят большую работу, направленную на решение проблем мигрантов, переселенцев, лиц без гражданства. Они успешно действуют и в проблемных случаях с конкретными людьми, но еще много нерешенных вопросов. Однако именно активность представителей институтов гражданского общества позволяет двигаться вперед в решении большого спектра проблем, что, в итоге, способствует соблюдению прав тысяч граждан.

Дискуссия по теме была оживленной.

По результатам семинара будут подготовлены предложения по решению проблем и направлены в органы власти.

 

 

CZPM

Яндекс.Метрика