Права человека, общество и государство:
информационно-правовые аспекты отношений
Т.Д.Зражевская, д.ю.н., В.И.Белоножкин, д.т.н
Вопросы защиты "информационных" прав человека
Среди основных прав человека можно выделить класс "информационных" прав и свобод, которые достаточно полно отражены в Конституции РФ и образуют 2 группы:
Группа 1 - права на получение и распространение информации:
-право ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека (ст.24-2);
-право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст.26-2).
-право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения... (ст.28);
-свобода мысли и слова (ст.29-1);
-право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29-4);
-свобода массовой информации (ст.29-5)
-право индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33);
-право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст.42).
Группа 2 - права на защиту от информационных воздействий
-право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23-1);
-право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.23-2);
-запрет сбора, хранения, использования и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст.24-1);
-запрет пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. (ст.29-2);
-запрет принуждения к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ст.29-3);
Следует отметить, что в практике работы уполномоченных по правам человека (УПЧ) в России доля жалоб на нарушение "информационных" прав пока мала. Поэтому на практике больше внимания уделяется профилактике нарушений и правовому просвещению в данной сфере.
Перечисленные права соответствуют также Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. За прошедшее с той поры время в мире произошли большие изменения - стремительно растут информационные потоки и развиваются технологии. В этих условиях, с одной стороны возрастают риски нарушения информационных прав граждан, а с другой - создаются новые возможности для их реализации на основе современных информационных технологий.
Отдавая дань этим изменениям, ООН в июне 2011 года провозгласила одним из пунктов перечня фундаментальных прав человека свободный доступ к Интернет.
Проблемы организации системы "электронных услуг"
В условиях всеобщей информатизации меняются также формы реализации практически всех остальных прав человека.
Государство не стоит в стороне от развития информационной сферы страны и предпринимает усилия по организации и стимулированию данных процессов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», пришедшая на смену предыдущей "Электронной России", результаты которой были, мягко говоря, скромны.
Основной принцип формирования Программы заключается в том, что её результаты должны приносить пользу конкретным группам потребителей - гражданам, бизнесу. В Программу входят четыре подпрограммы: «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», «Информационная среда», «Безопасность в информационном обществе» и «Информационное государство».
Внедрение информационных и телекоммуникационных систем в деятельность органов государственной власти должно повышать уровень реализации прав граждан, что отражено в концепции создания "электронного правительства" (ЭП), основными задачами которой являются:
-повышение качества, доступности и стандартизации услуг, предоставляемых государственными органами гражданам и организациям;
-повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможностей доступа к ней;
-улучшение административно-управленческих процессов;
-обеспечение мониторинга и контроля результатов деятельности органов государственной власти.
1 июля 2012 года на уровне субъектов РФ вступил в силу Федеральный закон № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», являющийся одним из ключевых нормативных правовых актов, призванных обеспечить качество и полноту оказания государственных услуг гражданам в рамках "электронного правительства". В соответствии с положениями статьи 7 данного Закона исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления при оказании государственных и муниципальных услуг не имеют права требовать у заявителей документы и сведения, которые находятся в распоряжении других органов государственной власти и местного самоуправления или подведомственных им организаций, чем реализуется принцип "одного окна". В то же время, Законом определены документы личного хранения (19 видов) и находящиеся в распоряжении организаций и лиц, не предоставляющих государственные и муниципальные услуги, которые должны предоставляться заявителем самостоятельно.
К сожалению, правоприменительная практика по Федеральному закону № 210-ФЗ еще не наработана, а практическая реализация его положений упирается в межведомственные барьеры, технические проблемы и технологическую неграмотность сотрудников государственных органов.
Таким образом, реальное содержание данного Закона существенно ограничивает его целевую функцию - повышение качества оказания государственных услуг населению, а неготовность государственных и муниципальных структур к его применению зачастую сводит ее почти к нулю.
"Информационные" проблемы становления гражданского общества
"Информационное общество" (особенно в субъектах РФ) находится на самом начальном этапе создания, которое на деле протекает не так просто и гладко. Так, например, Российское Агентство развития информационного общества (РАРИО) было создано в 2008 году с целью содействия развитию информационного общества и гражданских инициатив в среде пользователей информационных услуг, распространение «лучших практик» создания элементов информационного общества. Первым проектом РАРИО было создание многофункционального веб-портала до конца 2009 г. Анализ этого ресурса показывает, что он по сути является новостным сайтом, рассказывающим о мероприятиях агентства. Его методическое наполнение ограничено несколькими материалами по компьютерному обучению пожилых людей и работе с единым порталом электронной демократии, последняя публикация на котором относится к ноябрю 2011 года.
Другими проблемами в данной сфере являются:
1) Недостаточная "прозрачность" (информационная открытость) деятельности органов власти и особенно местного самоуправления.
2) Неоднозначность изменений в законодательстве:
-в последней редакции ФЗ "О персональных данных" было упразднено понятие общедоступных ПД, на основании чего любой человек (в т.ч. чиновник) может требовать изъятия из публикаций своих ФИО;
-возвращение уголовной ответственности за клевету.
3) Перекосы правоприменительной практики: например, попытки привлечения журналистов, критикующих чиновников, к ответственности за экстремистские действия, а именно за разжигание ненависти к социальной группе "чиновники" (данные Центра защиты прав СМИ).
Перспективные технологии правозащитной деятельности омбудсмена в информационной среде.
Все вышеизложенное диктует объективную необходимость расширения присутствия УПЧ в информационном пространстве для повышения эффективности защиты как информационных, так и всех остальных прав человека. К перспективным и вполне реализуемым направлениям относятся:
-мониторинг состояния сферы соблюдения прав человека;
-содействие реализации и восстановлению нарушенных информационных прав;
-работа с обращениями граждан в русле концепции ЭП;
-правовое обучение и стимулирование развития гражданского общества;
-организация информационного взаимодействия (сотрудничества) правозащитных структур и государственных органов.