г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Позиция уполномоченного по изменениям в Жилищном кодексе

"Предлагаемые в законопроекте меры сильно "ударят" по тем многочисленным гражданам, которые в силу разных причин оказались сегодня в крайне сложном материальном положении"

Воронежский омбудсмен, по запросу уполномоченного по правам человека в Архангельской области, обозначил свою позицию по проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Проект Федерального закона предполагает, что управляющая организация, например, вправе обратиться в суд с иском об обращении взыскания на жилое помещение (его часть), в отношении которого собственником-должником не исполняются обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт.  Организация будет вправе сделать это, даже если помещение является единственным пригодным для постоянного проживания. При этом принятие судом такого решения возможно при наличии задолженности в размере более 5 процентов от рыночной стоимости жилого помещения (его части).

Законопроектом предусматривается, что такие должники, лишившись жилья и не имея возможности приобрести иное, смогут воспользоваться жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Воронежской области полагает, что "предлагаемые в законопроекте меры сильно "ударят" по тем многочисленным гражданам, которые в силу разных причин оказались сегодня в крайне сложном материальном положении".

"Кроме того, поспешное принятие такого закона может привести к волне афер и противоправных действий по отношению к должникам.

Очевидна также неготовность органов местного самоуправления к реализации предлагаемых законопроектом мер по обеспечению выселяемых граждан жилыми помещениями по договору социального найма в случае невозможности приобретения последними жилья. В условиях острого дефицита свободной жилой площади большинство муниципалитетов годами не могут решить вопрос с обеспечением жилыми помещениями «внеочередников», исполнить вступившие в законную силу решения судов. Можно предположить, что в таких условиях исполнение органами местного самоуправления обязательств по предоставлению социального жилья «неплательщикам» коммунальных платежей вряд ли будет возможно.
Не вызывает сомнений, что платить по коммунальным счетам необходимо, иначе будут банкротиться управляющие компании, обслуживающие организации, энергоснабжающие, теплоснабжающие и водоснабжающие предприятия. Ужесточая ответственность управляющих организаций и поставщиков услуг ЖКХ перед потребителями необходимо развивать и обратные механизмы. ... более гуманным и справедливым было бы применение к гражданам - должникам штрафных санкций, ограничение подачи коммунальных ресурсов, а не выселение из жилья. Необходимо также развивать и совершенствовать систему государственной социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации".
Лишение собственников жилья, считает воронежский омбудсмен, допустимо только как крайняя мера, когда речь идет о квартирах, в которых общая площадь на одного человека значительно превышает установленную в регионе социальную норму жилья. При этом изымать такие квартиры необязательно. Уполномоченный предлагает обязать должника поменять квартиру на меньшую. При таком подходе необходимости в предоставлении муниципального жилья не будет.
Таким образом, предлагаемый законопроект требует комплексной переработки, в том числе с учетом актов Конституционного Суда РФ о том, что запрет обращать взыскание на единственное пригодное для проживание жилье направлен на защиту конституционного права на жилище.

CZPM

Яндекс.Метрика