Аппарат уполномоченного по правам человека в Воронежской области представляет правовую информацию по вопросам организации и участия в публичных мероприятиях, а также допустимых действиях полиции по пресечению правонарушений в ходе их проведения.
1. Организация и проведение публичных мероприятий.
Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и иные законодательные акты Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Федерального закона, публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности. Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности и добровольности участия.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ участники публичных мероприятий не вправе:
– скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности (прим.: актуальность этого пункта в условиях пандемии);
– иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению,
– иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
– находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
В соответствии со статьями 5, 7 вышеуказанного Федерального закона, организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Если эта обязанность не исполнена, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В настоящее время в соответствии с указом губернатора Воронежской области от 13 мая 2020 г. № 184-у «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» проведение публичных мероприятий с очным присутствием граждан временно ПРИОСТАНОВЛЕНО.
2. Ответственность за нарушение порядка проведения публичных мероприятий.
Статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за совершение следующие действий:
– нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия;
– вышеуказанные действия (бездействие), повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния;
– участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры;
– вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния;
– повторное совершение вышеуказанных действий, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
К административной ответственности за нарушение порядка проведения публичного мероприятия могут привлекаться как организаторы, так и его участники.
Статьей 20.2.2 КоАП РФ установлена ответственность за организацию, публичные призывы и участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, не являющемся публичным мероприятием и повлекшем нарушение общественного порядка.
Согласно ст. 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации влечет административную ответственность.
В случае совершения правонарушения административной ответственности подлежат лица, достигшие 16-ти лет.
При совершении правонарушения несовершеннолетним могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию егородители или законные представители.
Уголовная ответственность в данной сфере общественных отношений предусмотрена следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ):
– ст. 212.1 УК РФ – неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;
– ст. 212 УК РФ – организация массовых беспорядков, склонение к их совершению и участие в них, призывы к массовым беспорядкам;
– ст. 151.2 УК РФ – вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для его жизни, в том числе в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»);
– ст. 236 УК РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности: массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий; смерть человека; смерть двух или более лиц.
3. Полномочия сотрудников полиции.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3, 20.2, 20.2.2 КоАП РФ, и для пресечения этих административных правонарушений применять специальные меры – доставление (ст. 27.2 КоАП РФ) и административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ доставление – это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения.
Административное задержание, согласно ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, – это кратковременное ограничение свободы физического лица, оно может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктами 5, 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» к обязанностям полиции относятся в том числе:
– обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
– обеспечение совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
– для пресечения преступлений и административных правонарушений;
– для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
– для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции;
– во всех случаях, когда вышеуказанным Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
В соответствии со ст. 21 данного Закона сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства:
– для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
– для пресечения преступления или административного правонарушения;
– для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
– для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
– для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
– для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
– для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
– для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
– для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
– для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
– для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.