В ноябре прошлого года к уполномоченному по правам человека в Воронежской области Татьяне Зражевской обратился гражданин Б., отбывающий наказание в местах лишения свободы. Его ситуация оказалась очень сложной.
Молодой человек написал, что является выпускником школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно постановлению администрации городского поселения - город Эртиль Эртильского района от 17.04.2009 года Б. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей (на основании п.2 ч.1. ст. 51 ЖК РФ и в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ).
После выпуска, в 2010 году, он поступил в учебное заведение. Однако случилось так, что Б., будучи несовершеннолетним, совершил противоправный поступок и был осужден. На суде соцработник пояснил, что молодой человек поставлен на очередь на получение жилья, и получит квартиру. Но после освобождения из мест лишения свободы Б. возвращаться оказалось некуда – жилье он не получил. Так же молодой человек не мог пользоваться комнатой в общежитии, где у него была временная прописка (оно находилось в ведении учебного заведения, а Б. уже не являлся учащимся).
За это время другие выпускники детского дома успели получить жилье.
Б. вел переписку с органами соцзащиты и администрацией, но она не принесла никакого результата. Не имея крыши над головой, он вновь оказался в местах лишения свободы.
В аппарате уполномоченного ситуация была детально изучена. Выяснилось, что документы по жилищному учету в департамент труда и социального развития не поступили, и молодой человек не попал на жилищный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области.
В лицее ситуацию с документами объяснили тем, что несовершеннолетний находился под следствием, и собрать необходимые документы для постановки на жилищный учет не представилось возможным. В тоже время в ответе лицея было отмечено, что профлицей является организацией, представляющей только образовательные услуги, а обязанности попечителя осуществляют органы опеки и попечительства.
Таким образом, ни одна из организаций, в том числе органы опеки и попечительства, в ведении которых находился сирота, не приняли необходимых мер к содействию в реализации его права на жилое помещение.
Уполномоченный приняла во внимание то, что, несмотря на все сложные обстоятельства, право на жилище за молодым человеком сохранялось.
По итогам анализа представленных омбудсмену документов информация о нарушении жилищных прав лица из числа детей-сирот была направлена в прокуратуру Воронежской области.
В рамках прокурорской проверки установлено, что администрацией Эртильского муниципального района не приняты должные меры к обеспечению жильем Б. или постановке его на жилищный учет в департамент социальной защиты области. Главе администрации района внесено представление об устранении нарушений законодательства, находящееся на рассмотрении.
Вопрос соблюдения жилищных прав Б. остается на контроле региональной прокуратуры и уполномоченного по правам человека в Воронежской области.