Отражением ситуации в сфере соблюдения, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина на территории региона остаются обращения граждан, направленные Уполномоченному.
В докладе о соблюдении прав человека в Воронежской области и деятельности уполномоченного по правам человека в Воронежской области содержится подробный анализ поступивших обращений.
В 2022 году к Уполномоченному поступило более 1000 обращений.
Сравнительный анализ динамики распределения обращений по группам конституционных прав и свобод в 2021 и 2022 годах свидетельствует:
– о сохранении наибольшего удельного веса обращений по социальной тематике на прежнем уровне (чуть менее половины всех обращений);
– об увеличении в 2022 году количества обращений по вопросам реализации и защиты гражданских (личных) прав и свобод (в связи с прибытием и принятием в гражданство лиц, постоянно проживающих на территории Украины, ДНР, ЛНР и прибывших в Российскую Федерацию в экстренном и массовом порядке).
Также как и в последние годы, в минувшем году больше всего обращений поступило от жителей городского округа – город Воронеж. Районные «лидеры» по числу обращений к Уполномоченному: жители Калачеевского, Новоусманского и Семилукского районов.
Первое место в общей массе обращений занимают жалобы на действия (бездействие) органов местного самоуправления.
Снизилось количество жалоб на действия государственных фондов, ГУ МВД России по Воронежской области, областных учреждений и частных организаций.
Увеличилось количество жалоб на действия исполнительных органов власти, а также обращений по вопросам, связанным с деятельностью судов.
Анализ обращений в зависимости от оценки их обоснованности показал следующее:
– количество жалоб, по которым право признано нарушенным, составило 7,8 % (что на 1 % меньше, чем в 2021 году);
– удельный вес обращений по вопросам, находящимся вне компетенции Уполномоченного, увеличился по сравнению с 2021 годом с 40% до 41,5%;
– количество жалоб, по которым в результате рассмотрения право не признано нарушенным, составило 47 % (в 2021 году – 51 %).
По обращениям, находящимся вне компетенции Уполномоченного, заявителям разъяснены способы реализации и защиты прав и свобод. В соответствии с действующим законодательством требующие рассмотрения других органов и организаций обращения направлялись по компетенции.
По жалобам с установленными фактами нарушений прав граждан Уполномоченному удалось восстановить их в 96 % случаев. При этом права заявителей были восстановлены полностью в 85 % случаев, частично восстановлены – в 11 % случаев.