В период 2013-2014 г.г. в нашем регионе сложилась ситуация, когда граждане, имеющие право на льготы по оплате коммунальных услуг, получали компенсацию за оплату отопления не в полном объеме. Данная ситуация была вызвана преждевременным изменением по большинству многоквартирных домов порядка расчетов за тепловую энергию (переходом с круглогодичной системы оплаты отопления на посезонную).
В многоквартирных домах, перешедших на оплату коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона, ежемесячная сумма платы для граждан увеличилась примерно в два раза по сравнению с круглогодичной оплатой. Однако, ежемесячная денежная компенсация за данную коммунальную услугу выплачивалась в прежнем размере и только в отопительный период.
Это стало причиной многочисленных обращений льготных категорий граждан к уполномоченному по правам человека в Воронежской области, исполнительные органы государственной власти Воронежской области, Воронежскую областную Думу, органы прокуратуры.
В целях восстановления нарушенных прав социально незащищенных категорий граждан был проведен ряд совещаний с участием руководителей профильных структурных подразделений правительства Воронежской области (управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, департамента труда и социального развития, правового управления, департамента финансово-бюджетной политики), Воронежской областной Думы (комитета по коммунальному хозяйству и строительству) и уполномоченного по правам человека в Воронежской области.
Также в декабре 2013 Уполномоченным были направлены предложения по внесению изменений в региональное законодательство в части определения порядка выплаты компенсации на оплату коммунальной услуги по отоплению.
На основе этих предложений департаментом социальной защиты Воронежской области только к концу 2014 года, был подготовлен проект закона Воронежской области «О внесении изменений в Закон Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» в части обеспечения равных прав граждан на получение денежной компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению в размере 50% независимо от системы ее оплаты (круглогодично либо в отопительный период). Проект закона предусматривал осуществление перерасчета денежной компенсации расходов на коммунальную услугу по отоплению за календарный год, на основании информации, предоставляемой организациями жилищно-коммунального комплекса и (или) осуществляющими начисление платежей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, исходя из начисленных размеров платы на коммунальную услугу по отоплению за истекший календарный год в пределах суммарного объема установленных нормативов потребления отопления за календарный год. Однако данный законопроект не был согласован структурными подразделениями правительства области.
Вместе с тем, в соответствии с приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.12.2014 № 240 с 01.01.2015 установленные ранее нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению при круглогодичной оплате, применяются в перерасчете на отопительный период. Таким образом, размер денежной компенсации на оплату коммунальной услуги по отоплению с 01.01.2015 будет определяться исходя из сезонных нормативов потребления на отопление.
Однако вопрос о выплате гражданам недополученных в 2012 – 2014 годах сумм денежной компенсации за коммунальную услугу по отоплению в сложившихся условиях может решаться, у сожалению, только в судебном порядке.