В Москве 15 ноября состоялось заседание Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека, посвященное защите права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В заседании приняли участие омбудсмены всех субъектов Российской Федерации, депутаты, сенаторы, представители Минобороны, Минздрава, Генеральной прокуратуры, ФСИН, РККК, ученые и эксперты.
В числе участников был и уполномоченный по правам человека в Воронежской области Сергей Канищев.
О ходе мероприятия мы рассказывали в соцсетях.
Подробнее можно познакомиться на сайте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
На заседании совета были озвучены предложения регионального Уполномоченного в рекомендации Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека:
а) рассмотреть вопрос о порядке перераспределения финансовых средств на уровне ФФОМС в целях обеспечения равного права гражданина РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь независимо от субъекта РФ, в котором он проживает;
б) в целях обеспечения доступности лечения незарегистрированными в Российской Федерации препаратами, зачастую имеющими крайне высокую стоимость, с учетом логистических проблем при проведении их индивидуальной закупки и доставки из недружественных государств, необходима передача обеспечения пациентов незарегистрированными в Российской Федерации лекарственными препаратами по всей назначаемой номенклатуре препаратов на федеральный уровень, с выделением необходимых средств из федерального бюджета, централизацией закупок и ввоза препаратов на территорию Российской Федерации
(В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в Российской Федерации допускается отпуск и применение только лекарственных препаратов, зарегистрированных Минздравом России в Государственном реестре лекарственных препаратов.
На основании Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 09.08.2005 № 494, в случае необходимости индивидуального применения для конкретного пациента по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, исключительным правом назначения такого лекарственного средства обладают государственные федеральные специализированные медицинские организации.
Согласно действующему законодательству, в том числе Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 № 2353, обеспечение пациентов незарегистрированными в Российской Федерации препаратами не относится к полномочиям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по организации лекарственного обеспечения льготных категорий граждан при амбулаторном лечении по рецептам врачей. Разделом V «Финансовое обеспечение» Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи определено:
- за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан с орфанными заболеваниями зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами;
- за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение дополнительных мероприятий, включая обеспечение детей, страдающих орфанными заболеваниями, лекарственными препаратами, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации. Организация данного обеспечения указом Президента Российской Федерации от 05.01.2021 № 16 возложена на Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра», обеспечение проводится по установленному Фондом перечню, включающему не все активно назначаемые федеральными специализированными медицинскими организациями незарегистрированные в Российской Федерации препараты.
Источники финансирования обеспечения незарегистрированными в Российской Федерации препаратами взрослых орфанных пациентов и обеспечения детей препаратами, не входящими в перечни Фонда «Круг добра», действующим законодательством не определены.
При этом судебными органами при наличии произведенных федеральными специализированными медицинскими организациями назначений орфанным пациентам незарегистрированных в Российской Федерации препаратов выносятся решения об обязании органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации обеспечивать пациентов при амбулаторном лечении незарегистрированными в Российской Федерации препаратами за счет средств региональных бюджетов.
Финансовая потребность Воронежской области на обеспечение в 2025 году незарегистрированными в Российской Федерации лекарственными препаратами 23-х пациентов составит 298,2 млн. руб).;
в) в целях обеспечения преемственности лечения дорогостоящими препаратами, вне зависимости от финансовых возможностей субъекта РФ, необходимо решение вопроса о продолжении терапии граждан, достигших 19 лет, за счет средств федерального бюджета, с централизацией закупок и ввоза препаратов на территорию Российской Федерации
(Лекарственное обеспечение пациентов через Фонд «Круг добра» проводится до достижения ими 19-летнего возраста, в дальнейшем непрерывность лекарственной терапии крайне дорогостоящими препаратами обеспечивается за счет средств регионального бюджета (на основании соглашений о взаимодействии между Фондом и Правительствами субъектов Российской Федерации), что существенно повышает нагрузку на региональные бюджеты. Финансовая потребность Воронежской области на обеспечение в 2025 году лекарственными препаратами 13-ти пациентов, ранее получавшим терапию за счет Фонда «Круг Добра», составит 489,0 млн. руб. Далее с увеличением количества пациентов, достигших 19 лет, нагрузка на региональный бюджет будет ежегодно возрастать.);
г) ускорить принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в пункт 32 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», который предусматривает снятие запрета для аптечных организаций на продажу физическим лицам лекарственных препаратов, полученных на основании договора комиссии
(На основании ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, предусмотрена возможность осуществления розничной торговли лекарственными препаратами в обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих соответствующую лицензию. Необходимо также внесение участковых больниц в перечень реализующих лекарственные препараты обособленных подразделений.
Во многих регионах Российской Федерации для организации торговли лекарственными средствами в обособленных подразделениях медицинских организаций применялся доказавший свою эффективность порядок предоставления лекарственных препаратов для реализации сельскому населению фармацевтическими организациями на основании договоров комиссии.
В соответствии с указанным порядком лекарственные препараты предоставлялись уполномоченным лицам обособленных подразделений медицинских организаций на основании договоров комиссии. При этом фармацевтическая организация осуществляла формирование розничных цен, контроль качества лекарственных препаратов, вывод из оборота лекарственных препаратов в системе мониторинга движения лекарственных препаратов (ФГИС МДЛП), оплату труда медицинских работников за расширение функциональных обязанностей, что позволяло обеспечить доступность лекарственных средств для сельских жителей и избежать отвлечения финансовых и трудовых ресурсов медицинских организаций.
Однако, на основании п. 32 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, комиссионная торговля лекарственными препаратами не допускается.
В настоящее время законным основанием реализации лекарственных препаратов в обособленных подразделениях медицинских организаций является только заключение медицинскими организациями договоров на закупку лекарств с оптовыми фармацевтическими организациями.
Данный порядок является крайне нецелесообразным, так как влечет необходимость отвлечения финансовых средств медицинских организаций для проведения самостоятельной закупки лекарственных препаратов, введения дополнительных штатных единиц в аптеках медицинских организаций для осуществления приемки, хранения, учета и отпуска лекарственных препаратов, предназначенных для реализации сельскому населению, закупки дополнительного оборудования для работы в системе мониторинга движения лекарственных препаратов (компьютеров, сканеров, контрольно-кассовых аппаратов, программного обеспечения). По информации Минздрава России, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в пункт 32 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», который предусматривает снятие запрета для аптечных организаций на продажу физическим лицам лекарственных препаратов, полученных на основании договора комиссии.
Министерством здравоохранения Воронежской области в Минпромторг России дважды направлялись запросы о планируемых сроках разработки и принятия указанного постановления, ответы не были получены);
д) пересмотреть «Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности», утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента» (далее – Перечень), в части сокращения нозологий, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами питания по которым осуществляется ОГВ субъектов РФ, и расширения полномочия Минздрава РФ, предусмотренного пунктом 21 части второй статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по сокращенным из Перечня нозологиям.
В рамках выезда состоялся семинар-тренинг «Миссия уполномоченных по правам человека в России в современных условиях». Он был посвящен расширению инструментов и механизмов правозащитной работы.
Также уполномоченные по правам человека в субъектах РФ развили навыки защиты прав граждан с помощью административных исков.
С помощью административных исков чаще всего защищались права граждан в сфере жилищных отношений, благоустройства территории, социального обеспечения, прав инвалидов. И есть большой потенциал использования этого инструмента для защиты экологических и земельных прав, права на разумный срок уголовного судопроизводства, а также прав в сфере миграции и исполнительного производства.