18.09.2015 состоялось заседание Общественного совета при ГУ МВД России по Воронежской области, на котором с докладом по вопросу «Обоснованность со стороны органов МВД выбора меры пресечения виде заключения под стражу» выступил руководитель аппарата Уполномоченного В.Белоножкин.
Текст доклада:
В соответствии со статьей 22 Конституции России «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению...». Уголовно-процессуальным законодательством России заключение под стражу отнесено к крайней мере, избираемой при невозможности применений иной, более мягкой меры пресечения. По ряду вынесенных решений в отношении России Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) не признавал обоснованным избрание меры пресечения в виде заключения под стражу. ЕСПЧ неоднократно усматривал нарушение пункта 3 статьи 5 Конвенции в делах против России, в которых по ходатайству следственных органов МВД России определялась мера пресечения в виде заключения под стражу, продлевался срок содержания под стражей, основываясь исключительно на серьезности предъявленных обвинений, прибегая к стандартным формулировкам и не обращаясь к конкретным личным обстоятельствам заявителей, не рассматривая возможность применения альтернативных мер пресечения.
Из анализа существующей практики в Воронежской области также следует, что необходимость применения меры пресечения - заключение под стражу в ряде случаев не являлось очевидным фактом. Этому вопросу был посвящен соответствующий специальный доклад регионального Уполномоченного в 2013 году.
Кроме того, избыточное применение меры пресечения в виде заключения под стражу на территории Воронежской области в 2014-2015 годах обусловило дальнейшее устойчивое превышение лимита наполнения СИЗО. При этом из практики ЕСПЧ следует, что в случаях подтверждения доводов заявителей о необеспечении установленной нормой камерной площади в СИЗО, однозначно признается нарушение ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Последствиями этого являются не только политический ущерб от несоответствия правоприменительной практики общему направлению гуманизации уголовной политики государства (декриминализации деяний, перевода составов преступлений к более мягким и т. п.), но и экономический ущерб из-за большого объема выплат по решениям ЕСПЧ.
10.06.2015 Уполномоченным проведена рабочая встреча с представителями правоохранительных органов по проблеме переполнения следственных изоляторов Воронежской области. В ходе встречи обсуждались причины массовых и длящихся нарушений прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных граждан, содержащихся в СИЗО, выразившиеся в нехватке камерной площади, а также возможности их устранения. В абсолютном большинстве ходатайства о необходимости избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу ссодержанием в СИЗОпоступают в суды из подразделений ГУ МВД России по Воронежской области (ГУ МВД ВО), которые суды, как правило, удовлетворяют.Выступивший на встрече представитель ГСУ ГУ МВД ВО высказал позицию о нецелесообразности изменения практики в выборе меры пресечения.
28.07.2015 в прокуратуре Воронежской области состоялось межведомственное совещание «О превышении наполняемости следственных изоляторов области и нарушении гарантированных Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений» прав и законных интересов содержащихся в них лиц» с участием представителей правоохранительных органов региона. В решении межведомственного совещания, в частности, отмечалось, что «...переполнение следственных изоляторов, влекущее нарушение прав лиц, заключенных под стражу, и осужденных, несмотря на принимаемые меры, остается проблемой, не разрешенной до настоящего времени». Определена необходимость применения более взвешенного подхода к выбору меры пресечения в виде заключения под стражу со стороны ГУ МВД ВО, учета судебных перспектив назначения реального наказания, степени доказанности вины, а также возможности избрания иных, более мягких мер пресечения.
Однако, изменения ситуации пока не наблюдается: на 15 сентября в СИЗО-1 при лимите наполнения 766 содержалось 905 граждан (переполнение - почти 40%). При этом в первом полугодии 2015 года из СИЗО-1 было освобождено из-под стражи 11 граждан в связи с прекращением уголовного преследования (уголовного дела), 37 - в связи с изменением меры пресечения на более мягкую, 5 - в связи с истечением срока содержания под стражей и отсутствии информации из суда о его продлении. По решениям судов лицам, содержавшимся в СИЗО-1, за это же период вынесены следующие приговоры: условно с испытательным сроком - 46, исправительные работы - 5, штраф - 6, ограничение свободы - только 1).
По изложенной проблеме Уполномоченным готовится специальный доклад, который будет направлен УПЧ в РФ для принятия решения в пределах своей компетенции.