г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Круглый стол «Общественная экспертиза качества продуктов питания, поставляемых в детские учреждения»

   10.10.2016 в Центре защиты прав человека состоялся второй круглый стол на тему «Общественная экспертиза качества продуктов питания, поставляемых в детские учреждения».

   Учитывая, что качество продуктов питания, поставляемых в детские учреждения является одним из условий гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей, существует острая необходимость усиления мер, направленных на недопустимость попадания на детские столы некачественных продуктов. В ходе первого круглого стола по этой теме 27.07.2016 были озвучены позиции общественных организаций, надзорных и исполнительных органов, обозначены наиболее актуальные проблемы и принято решение вернуться к обсуждению после дополнительной проработки возможных форм и методов общественно-государственного взаимодействия в сфере контроля за качеством продуктов питания, поставляемых в детские учреждения.

Следует отметить, что вопрос контроля за качеством продуктов питания, поставляемых в детские учреждения, изначально был поднят исполнительным директором ВРОД «Качество нашей жизни» Дегтяревым Николаем Михайловичем.

В круглом столе приняли участие:

1. Зражевская Татьяна Дмитриевна – Уполномоченный по правам человека в Воронежской области

2. Белоножкин Владимир Иванович - руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в Воронежской области

3. Кулакова Любовь Анатольевна – руководитель управления образования и молодежной политики администрации городского округа г. Воронеж

4. Тихонова Светлана Валерьевна – начальник отдела департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области

5. Ласточкина Галина Владимировна – заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области

6. Глазков Сергей Владимирович – старший прокурор отдела управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области

7. Максимова Юлия Сергеевна – заместитель начальника отдела управления муниципальных закупок администрации городского округа г. Воронеж

8. Перелётова Людмила Николаевна - ведущий консультант департамента предпринимательства и торговли Воронежской области

9. Дегтярев Николай Михайлович – исполнительный директор ВРОД «Качество нашей жизни»

10. Голева Елена Вячеславовна – помощник Уполномоченного по правам человека в Воронежской области

11 . Коломыцев Сергей Иванович - помощник Уполномоченного по правам человека в Воронежской области.

   По информации Л. А. Кулаковой, в настоящее время проводятся конкурсы с ограниченным участием на поставку продуктов питания в детские учреждения Воронежа, что позволяет при выборе поставщика в первую очередь учитывать такие критерии, как наличие собственной производственной базы, деловая репутация. При этом в требованиях к поставляемой продукции учитывается не только соответствие ГОСТам, но и отсутствие ГМО, опасных добавок, а также наличие в маркировке полной информации о продукте для потребителя.

   По информации департамента предпринимательства и торговли в Воронежской области существует несколько межведомственных организационных структур в данной сфере:

- комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Воронежской области при губернаторе;

- рабочая группы по вопросам закупки продуктов питания для нужд учреждений социальной сферы Воронежской области», возглавляемая руководителем управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области;

- рабочая группа по противодействию незаконному ввозу, производству и обороту пищевой продукции в Воронежской области, возглавляемая руководителем департамента предпринимательства и торговли.

Однако, информация о деятельности этих структур в открытом доступе практически отсутствует.

   Департаментом предпринимательства и торговли ежегодно заключаются государственные контракты по отбору образцов пищевых продуктов, проведения лабораторных исследований, в том числе информационно-разъяснительных мероприятий, связанных с защитой прав потребителей. Результаты лабораторных исследований фальсифицированных продуктов питания анализируются и доводятся до учреждений бюджетной сферы. С большинством производителей фальсификата ведется адресная работа, проводится анализ, который показывает:

- в большей своей части поставщики (производители) фальсификата в социальной сфере (бюджетные учреждения), включая мелкую розницу, не совпадают с поставщиками торговых сетей;

- поставщики используют для сокрытия фактов реализации фальсификата недостоверные (вымышленные) сведения о названии производителя, её места нахождении (адресе), в т.ч. название и торговую марку организации, которая фактически прекратила деятельность (банкротство, ликвидация, исключении из ЕГРЮЛ), а также недостоверные сведения о сертификатах и деклараций.

   Тем не менее, несмотря на предпринимаемые меры, по данным департамента, в первом полугодии 2016 года в образовательные учреждения поставлялась продукция 21 производителя, из которых:

- 6 в федеральном реестре фальсификата (Роспотребнадзор);

- 2 фантома - организаций, которые не обнаружены по заявленным на этикетках адресам.

    Требуется совершенствовать информирование населения и учреждений, закупающих пищевую продукцию.

    С 1 сентября 2015 года Роспотребнадзором ведется государственный информационный ресурс, наполняемый уведомлениями из территориальных управлений ведомства, о пищевой продукции, не соответствующей нормативным требованиям, в том числе по показателям фальсификации, общедоступный для потребителя в сети интернет (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/ раздел «защита прав потребителей»/ государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей/продукция, не соответствующая обязательным требованиям).

    Ресурс содержит данные о производителе, его местонахождении и месте обнаружения фальсификата (по регионам). На сегодняшний день ресурс содержит 1992 уведомления.

    Кроме того, на информационном ресурсе Роспотребнадзора (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/news/federal/61986) содержатся данные о предприятиях, не обнаруженных по заявленным на этикетках адресам (в число которых могут входить «фантомы»), допустивших выпуск продукции в нарушение технических регламентов. На сегодняшний день таковых производителей - 69.

    Департамент предпринимательства и торговли Воронежской области информирует управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок области по предприятиям-«фантомам» и фальсификату. Однако, общедоступный региональный сводный реестр производителей и поставщиков фальсификата на основе информационных ресурсов Роспотребнадзора, Россельхознадзора, УФНС, торгово-промышленной палаты и общественных объединений на данный момент отсутствует.

    Среди нерешенных проблем, к сожалению, остается невозможность проведения экспертиз качества продуктов питания, поставляемых по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по причине отсутствия финансирования на эти цели. То есть, школы и детские сады обязаны делать экспертизу, но не имеют на это средств.

    Уполномоченный по правам человека в Воронежской области планирует совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и общественными организациями проводить дальнейшую работу по разрешению данной проблемы в рамках реализации областной Стратегии в сфере развития и защиты прав человека.

CZPM

Яндекс.Метрика