г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 65

С Днем Конституции !

Поздравляем всех граждан России с Днем Конституции!

Представляем доклад уполномоченного по правам человека в Воронежской области Т.Д. Зражевской на заседании Воронежской областной Думы 11 декабря 2012 г. на тему "Роль Конституции в формировании законодательства субъектов Российской Федерации".

Роль Конституции в формировании законодательства субъектов Российской Федерации

Ровно 19 лет назад - 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации, которая создала правовую базу реформирования России. Она рождалась в сложный политический переходный период и поэтому, небольшая по объему, воплотила основные постулаты, выработанные прогрессивным человечеством. Эти радикальные демократические изменения отразились во всех сферах общественных отношений: основах конституционного строя, правовом положении личности, федеративном устройстве государства и системе государственных органов.

Самое главное - впервые в истории нашего государства Конституция определила принцип господства права и очертила границы правового поля, в котором живет Россия.

Во-первых, – законодательно закреплены такие конституционные характеристики как демократическое, федеративное, суверенное, правовое, социальное, светское государство с республиканской формой правления.

Во-вторых, определены принципы, на которых строится демократическое правовое государство: это признание человека, его прав и свобод как высшей ценности; принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви и самостоятельность их органов; рыночная экономика и защита равным образом всех форм собственности; идеологическое многообразие и многопартийность, политический плюрализм.

В-третьих, Конституция определила правила и процедуры разрешения противоречий, возникающих между ветвями власти: согласительные процедуры как механизм предотвращения политических конфликтов; основания проведения обязательных референдумов и свободных выборов как условия сменяемости власти.

В-четвертых, человек, его права и свободы определены как высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Принципиальное отличие от предыдущих Конституций – основные права и свободы человека рассматриваются как прирожденные (т.е. принадлежащие каждому от рождения). Они неотчуждаемы, непосредственно действующие и определяют деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Впервые введено конституционное судопроизводство, открывая гражданину непосредственно доступ к конституционному правосудию.

Наконец, особая роль Конституции и в том, что впервые закреплена модель федерализма, которая привела страну от жесткой централизации к поиску согласия в вопросах совместного ведения Центра и регионов.

Конституция в ст.5 определила не только такие принципы федеративного устройства как государственная целостность, единство системы государственной власти, равноправие всех субъектов РФ, но и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов. Фактически Конституция дала старт развитию двухуровневой правовой системы законодательства, верховенства Уставов и Конституций субъектов РФ в системе правовых актов субъекта.

Выделение самостоятельной законодательной функции регионального парламентаризма способствовало совершенст-вованию статуса субъектов РФ; уточнению пределов его компетенции в процессе разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. А главное – возможность законодательного регулирования сфер жизнедеятельности субъектов Федерации посредством активного участия в формировании консолидированного и прямого выражения воли населения.

Особенно следует подчеркнуть, что по линии федерального законодательства разграничение полномочий между Федеральным Центром и регионами началось лишь с 1999года. Все предшествующие 6 лет Воронежская областная Дума реализуя новую Конституцию, шла в фарваторе законотворчества, осуществляя правовое регулирование тех многих вопросов, которые позже вошли в известный Федеральный закон №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». При активной работе депутатов, органов исполнительной власти, Института регионального законодательства опыт законотворчества нашего парламента, стал основой как для федерального законодателя, так и многих субъектов.

В качестве примера можно привести:

- правовое регулирование системы органов государственной власти Воронежской области, которая была закреплена еще Думой первого созыва;

- избирательное законодательство в форме Избирательного кодекса восприняли почти треть субъектов Федерации.

А закон «О нормативных правовых актах Воронежской области» был принят еще в 1995 году. Как известно, федеральный закон, регулирующий данные отношения до настоящего времени в Государственной Думе Федерального Собрания даже не обсуждается!!

Важнейшим хранителем Конституции и конституционного строя выступает Конституционный Суд Российской Федерации. В ходе своей деятельности Суд реально влияет на процесс законотворчества как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации; можно сказать, что он "подталкивает" законодателя к принятию того или иного нормативного правового акта. За годы своей деятельности Суд вынес сотни решений, но ни один закон Воронежской области не был признан несоответствующим Конституции РФ.

В качестве задачи, сегодня стоящей перед парламентариями, следует назвать активизацию участия в федеральном законодательном процессе, который сегодня, к сожалению, редко завершается принятием законодательной инициативы Думы. Предложенная Советом Федерации поддержка так называемых консолидированных законодательных инициатив на практике трансформируется в сбор предложений, которые могут поддержать (а могут и не поддержать) члены совета Федерации). Идея была в другом – обеспечить внеочередное прохождение законодательной инициативы, за которую проголосуют определенное законом количество субъектов как самостоятельную процедуру. Но это требует изменения и Конституции, и федерального законодательства.

Председатель КС РФ Зорькин часто называет Конституцию - "Правовые скрепы России", юридико-идеологическим основанием, которое помогает сдерживать центростремительны силы в едином правовом пространстве.

Конституция - фундамент, основа правовой системы; а конкретизация – вся правовая система России. Региональный парламент - те реальные строители, которые ее строят.

Конституция за 19 лет показала, что она может выполнять ту роль, которая ей предназначена – служить основой правовой системы, основой общественной социально-экономической жизни и конституционного правопорядка. Поэтому Конституцию надо беречь и она такая, которая будет беречь нас.

CZPM

Яндекс.Метрика