Организаторами научного форума выступили Национальная ассоциация административистов (НАСА), юридический факультет Воронежского государственного университета, уполномоченный по правам человека в Воронежской области, Воронежское региональное отделение «Ассоциация юристов России».
Актуальность обсуждения обусловлена тем, что только законы создают обязательные для всех видов государственных органов стандарты административных процедур, тем самым обеспечивая четкую правовую защиту статуса личности.
Однако в России до настоящего времени нет единого документа, который бы регламентировал административные процедуры, и это серьезный пробел в праве.
В обсуждении участвовали представители аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации советник Секретариата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, кандидат юридических наук Олег Попов и начальник отдела административных процедур и оперативного реагирования Управления защиты политических прав рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, кандидат юридических наук Антон Бажанов. Они передали участникам мероприятия приветствие российского омбудсмена Татьяны Москальковой.
Также в число участников дискуссии вошли директор автономной некоммерческой организации «Институт прав человека», член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации Валентин Гефтер, представители правительства региона, прокуратуры, регионального отделения Ассоциации юристов России, преподаватели, магистранты и студенты юридического факультета ВГУ.
Административные процедуры имеют важнейшее значение в жизни государства и каждого человека. Институт административных процедур - неотъемлемая часть современного административного права. В странах, которые имеют продолжительную практику применения законодательства об административных процедурах, в системе государственного управления установился надлежащий правовой порядок, демократизм, открытость функционирования аппарата государственных органов, реальная ответственность государственных служащих и должностных лиц.
Под административными процедурами следует понимать установленный законодательством порядок осуществления полномочий властного характера. Их действие всегда направлено на разрешение хода определенного административного дела, а в некоторых случаях - на исполнение функций управленческого характера.
Административные процедуры, их правовая регламентация и, главное, правовое качество и доступность оказывают непосредственное влияние на осуществление гражданами и организациями своих прав и свобод. Поскольку все субъекты права так или иначе вступают в различные отношения с исполнительными органами государственной и муниципальной власти и их должностными лицами, то административные процедуры весьма многообразны и широко распространены в управленческой практике.
И сегодня ученые и практики серьезно подошли к этой проблеме. Результатом стал проект федерального закона «Об административных актах и административных процедурах в Российской Федерации».
Открыл обсуждение декан юридического факультета ВГУ Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Юрий Старилов. Тема его доклада: «Принятие федерального закона «Об административных актах и административных процедурах в Российской Федерации» – центральная юридическая платформа для повышения эффективности государственного управления и обеспечения прав и законных интересов граждан и организаций».
Юрий Старилов проанализировал основные этапы становления и развития в российском административном праве теории административных актов и административных процедур, сделал обзор международного опыта, современных стандартов государственного управления, рассказал о необходимости и главных предпосылках принятия в Российской Федерации соответствующего федерального закона «Об административных процедурах». Низкий уровень эффективности осуществляемой исполнительными органами государственной власти административной деятельности во многом и обусловлен пробелами в правовом регулировании административных процедур и невозможностью использования их потенциала, принципов и порядков при принятии административных актов.
Юрий Старилов подчеркнул, что административные процедуры должны быть неотъемлемой частью правового государства.
Татьяна Зражевская также изложила свое видение ситуации. Омбудсмен отметила, что реализация конституционных прав граждан часто наталкивается на индивидуальные административные акты, оспаривание которых являются важной частью защиты прав граждан. В процессе развития конституционной обязанности государства по гарантированию прав граждан начинают появляться законы, регулирующие взаимоотношения публичной власти и населения («Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Однако основное содержание этих взаимоотношений содержится в административных регламентах, а это – подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти (насчитывается 100 000 регламентов).
Опыт зарубежных государств (начиная с Австрии с 1925 года) показывает необходимость регулирования общих процедурных правил деятельности публичной администрации исключительно законами. Татьяна Зражевская подчеркнула, что такой модельный закон должен устанавливать:
- общие принципы административных процедур (которые в действительности выходят далеко за пределы предмета законодательства о процедурах и становятся по сути принципами публичного управления);
- собственно административную процедуру, ее стадии;
- наконец, наряду с процедурными нормами должны быть закреплены материальные нормы об административных актах (их форме, условиях действительности, отмене и т.д.).
Рассматриваемый проект федерального закона «Об административных процедурах и административных актах в Российской Федерации», в целом, отвечает этим требованиям, отметила Татьяна Зражевская.
Как достоинства законопроекта омбудсмен отметила то, что в нем формулируются принципы административных процедур (соразмерность, запрет злоупотребления формальными требованиями, презумпцию достоверности, принцип единообразного применения права, принцип охраны доверия, принцип охвата большего меньшим), которые имеют значение для всего публичного управления. Плюс проецируется реализация отдельных принципов по отдельным специальным нормам (например, запрет злоупотребления правом для граждан влечет отказ в приостановлении обжалуемого административного акта, если такое приостановление было единственной целью обжалования).
Также имеет место разграничение на самостоятельные главы процедуры обжалования и исполнения административных актов. При этом прописываются основания возбуждения процедуры, правовой статус участников, доказательства, общие правила доказывания, сроки и т.д.
Закреплены универсальные требования к форме, содержанию административных актов, действительности и недействительности, их обоснованию, доведению до сведения заинтересованных лиц, действию во времени.
Сформулированы правила об отмене незаконных (ст. 57 проекта) и законных административных актов (ст. 58 проекта).
Омбудсмен сделала акцент на том, что все это обеспечит открытость и прозрачности публичного управления, установление надежных гарантий гражданам от административного произвола.
Татьяна Зражевская отметила важность того, что в обсуждение такой актуальной темы активно участвуют ученые и практики, и это взаимодействие позволяет подготовить максимально выверенный и грамотный документ.
В рамках обсуждения проекта также проведено расширенное заседании секции по вопросам совершенствования законодательства о правах и свободах человека и гражданина Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, в котором приняли участие представители УПЧ в Российской Федерации О. Попов и А. Бажанов. На заседании принято решение о необходимости доработки законопроекта на данную тему и целесообразности продвижения в Государственную Думу.
На размещенный на сайте юридического факультета ВГУ проект федерального закона «Об административных актах и административных процедурах в Российской Федерации» пришли отзывы и заключения ученых и практиков, что позволяет продолжить совершенствовать законопроект.
Очередное обсуждение обновленного проекта федерального закона «Об административных актах и административных процедурах в Российской Федерации» спланировано на 18 октября 2019 года (место проведения: юридический факультет Воронежского государственного университета).