Организаторами выступили Уполномоченный по правам человека в Воронежской области, исполком международного общественного движения «Форум переселенческих организаций».
В семинаре-совещании участвовали представители АНО «Институт стран СНГ», прокуратуры Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области, департамента труда и занятости населения Воронежской области, Воронежского регионального отделения РКК, Национальной палаты при губернаторе Воронежской области, члены общественного совета при уполномоченном по правам человека в Воронежской области и общественные помощники омбудсмена, представители общественных организаций и социально ориентированных НКО.
Целью проведения такого мероприятия стало совершенствование взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти в решении вопросов реализации миграционного законодательства и правового просвещения иностранных граждан.
Открывая семинар, уполномоченный по правам человека Татьяна Зражевская отметила, что в последние годы законодательные новации и практические действия органов миграции были сфокусированы в основном на усилении контроля за исполнением мигрантами миграционного законодательства и ужесточении самого законодательства.
С 2003 года в стране возникли и не прекращаются проблемы с «определением» гражданства Российской Федерации у граждан РФ при обмене паспортов с истекшим сроком действия или при их утере, или при оформлении документов их родственникам и, соответственно, с изъятием «необоснованно выданных» паспортов. Признание паспортов граждан РФ недействительными и выданными в нарушение установленного порядка влечет за собой отмену социальных и трудовых прав граждан. Люди, долгое время добросовестно считавшие себя гражданами РФ, в одночасье теряют право на пенсию, социальные выплаты на детей, на медицинское обеспечение и на работу.
В 2014 году было введено так называемое «правило 90/180», на нарушителей которого накладывается запрет на въезд в Россию сроком от 3 до 10 лет.
Существующие требования миграционного законодательства выталкивают за пределы правового поля длительное время не способных «легализоваться» проживающих в стране наших соотечественников.
31 октября 2018 года Президентом России был подписан Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы», в котором отмечено признание руководством страны важной роли переселенцев для развития России.
После этого был принят ряд законодательных актов, упрощающих порядок получения юридических статусов для иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
Тем не менее, проблема защиты прав на гражданство, свободу передвижения и выбор места жительства в России остается в числе лидирующих вопросов, с которыми граждане обращаются к Уполномоченному.
В числе наиболее типичных и значимых тем омбудсмен назвала:
– проблемы реализации Государственной программы переселения соотечественников из-за рубежа;
– недостатки организации приема граждан и низкая штатная численность сотрудников в отделах и отделениях по вопросам миграции в районных отделах полиции;
– проблемные вопросы превышения разумных сроков содержания и документирования лиц, помещенных в центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ);
– проблемы документирования лиц с неопределенным правовым статусом, а также в отношении которых вынесены заключения о признании паспорта гражданина РФ недействительным и выданным в нарушение установленного порядка.
В частности, недавнее обращение об отказе в приеме документов на временное убежище, поступившее от гражданки Афганистана, имеющей мужа и малолетнего ребенка – граждан РФ, свидетельствует о перевешивании субьективно-негативного отношения сотрудников УВМ к данной категории лиц. Уполномоченным направлено ходатайство в ГУ МВД России по Воронежской области с просьбой о решении вопроса ее легализации на территории РФ. Татьяна Зражевская выразила надежду на положительное решение в пользу защиты прав материнства и детства.
В числе проблемных моментов омбудсмен выделила следующий. Борьба с нелегальной миграцией, безусловно, важная задача, которую государство ставит перед органами, ответственными за реализацию миграционной политики в России. Однако на территории России и нашей области в том числе находится достаточно большое количество лиц с неурегулированным правовым статусом, которые, формально являясь нарушителями миграционного законодательства, не могут покинуть пределы РФ в связи отсутствием каких-либо документов, удостоверяющих их личность и гражданство.
Об изменениях в миграционном законодательстве, регламентирующем порядок получения разрешения на временное проживание (РВП) и вида на жительство (ВЖ) в РФ, а также о новациях миграционного законодательства, касающихся получения гражданства РФ и практики их применения, участников семинара проинформировала заместитель начальника УВМ ГУ МВД РФ по Воронежской области Светлана Леонтьева.
Порядок получения выплат участниками Госпрограммы переселения соотечественников, проживающих за рубежом, осветили заместитель начальника ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области Татьяна Быкова и заместитель директора Казенного учреждения Воронежской области «Центр содействия добровольному переселению соотечественников» Юлия Савенкова.
Юлия Савенкова проинформировала о реализации на территории Воронежской области подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом» в рамках государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения», которая разработана во исполнение соответствующего Указа Президента Российской Федерации.
Данная подпрограмма представляет собой комплекс мер правового, организационного и социально-экономического характера, способствующих переезду соотечественников в наш регион на постоянное место жительства и скорейшей их адаптации в принимающем сообществе.
Для организации устойчивой и планомерной работы по приёму и обустройству переселенцев функционирует казенное учреждение «Центр содействия добровольному переселению соотечественников» (далее – Учреждение). Учреждение проводит информационную и консультационную работу с соотечественниками, прибывшими на территорию области или находящимися за пределами России.
С целью информационного обеспечения реализуемой Подпрограммы создан специализированный сайт для соотечественников www.pereselenie-vrn.ru. На сайте содержится текст Подпрограммы, Памятка её участникам, нормативно-правовая база, касающаяся Подпрограммы, информация о вакансиях для переселенцев, контактные телефоны и адреса исполнительных органов государственной власти, ответственных за реализацию Подпрограммы на территории Воронежской области, а также гостевая книга, с помощью которой можно вести диалог со специалистами Учреждения.
С информацией о взаимодействии НКО и общественных организаций с органами власти при решении вопросов документирования лиц, длительное время проживающих на территории РФ без определенного правового статуса выступила заместитель председателя исполкома международного общественного движения «Форум переселенческих организаций», член общественного совета при уполномоченном по правам человека Воронежской области Галина Рагозина. Она также ознакомила участников с планируемыми мероприятиями Форума по согласованию с ГУВМ МВД России и Уполномоченным по правам человека в РФ в рамках проекта «Полюби соотечественника, Родина!», реализуемого Форумом с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества.
В рамках обращения к данным темам были озвучены предполагающиеся в ближайшее время новые инициативы ГУВМ МВД России в пользу мигрантов, вопросы, находящиеся в проработке ГУВМ МВД России. Рассмотрены изменения, ужесточающие миграционное законодательство, и аспекты либерализации миграционного законодательства, изменения в выдаче вида на жительство.
В работе семинара приняла участие заместитель директора АНО «Институт стран СНГ» Александра Докучаева. Она проинформировала участников о планируемых изменениях в миграционном законодательстве, которые находятся в Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении.
Новации миграционного законодательства в 2019 году и перспективы его изменения
По итогам мероприятия участникам предложено направить в адрес Уполномоченного предложения по необходимым изменениям в миграционное законодательство для их обобщения и дальнейшего направления УПЧ в РФ.