Методист МБОУДОД ДТДиМ
Улезько И.В.
Реализация права на образование детей с особыми образовательными потребностями в рамках инклюзивного образования
(на примере авторской программы МБОУДОД ДТДиМ)
Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Но этот процесс затрагивает не только общее, но и дополнительное образование, которое всё больше включается в инклюзивное образование.
Дети с «ограниченными возможностями здоровья» — это общий термин, определяющий детей, для которых характерно наличие каких-либо ограничений в психическом и (или) физическом здоровье или развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения. Это дети с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития. От 35 до 45% детей с ограниченными возможностями здоровья являются детьми-инвалидами. По отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья правомерно и использование термина «дети с особыми образовательными потребностями», так как ограничение возможностей участия человека с проблемами в психофизическом развитии в образовательном процессе вызывает у него особые потребности в специализированной помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения. По содержанию термин «дети с особыми образовательными потребностями» шире термина «дети с ограниченными возможностями здоровья», т.к. включает ещё и детей, имеющих проблемы с языковыми барьерами, социализацией, нарушением работоспособности.
Нормативной базой работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями являются Конвенция о правах ребёнка (1989), концептуальные положения Саламанкской декларации об образовании лиц с особыми потребностями (1994), Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы и Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Воронежская область активно включилась в реализацию данной программы и является экспериментальной площадкой инклюзивного образования. Начата работа над созданием нормативно-правовой базы, в частности разработаны: «Положение об организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», «Положение о специальном (коррекционном) классе для обучающихся с задержкой психического развития в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», «Соглашение об информационном обмене между департаментами», которое регламентирует порядок взаимодействия по обмену информацией о детях с ограниченными возможностями здоровья.
Многолетний опыт педагогической деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями показал, что одним из главных принципов психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является междисциплинарность - комплексный подход к сопровождению образовательной деятельности, наряду с базовыми общепедагогическими принципами.
Двери городского Дворца творчества детей и молодёжи всегда были открыты для детей с особыми образовательными потребностями.
В туристско-краеведческом отделе МБОУДОД ДТДиМ уже накоплен немалый опыт работы с этой категорией детей. На протяжении восьми лет на базе КОУ школы-интерната № 9 г. Воронежа реализуется авторская образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Воронежцы».
Целью программы является создание условий для культурно-нравственного и профессионального ориентирования воспитанников, формирования национального самосознания на базе изучения историко-краеведческих и культурно-бытовых особенностей родного края.
Задачи:
1. дать дополнительные знания по истории России и Воронежского края;
2. развивать познавательные интересы, способствующие повышению интеллектуального уровня обучающихся, прививать им навыки самостоятельной поисковой и исследовательской работы в области краеведения;
3. воспитывать коллективизм, гражданственность и самосознание обучающихся, посредством освоения культурно-эстетического материала, изучения музейного материала и традиций русского народа;
4. способствовать профессиональному самоопределению воспитанников средствами истории, краеведения и экскурсоведения.
Особенность программы «Воронежцы» в том, что она вобрала в себя основы знаний по различным наукам и дисциплинам, таким как: краеведение, история, экскурсоведение, туризм и этика. Этот материал позволяет значительно расширить представления обучающихся по истории родного края и раскрыть творческие способности каждого воспитанника.
Реализуемая образовательная программа «Воронежцы» опирается в работе с детьми с особыми образовательными потребностями на такие принципы обучения, как:
- сочетание педагогического руководства с развитием инициативы и самостоятельности;
- использование научности, доступности и посильной трудности;
- создание положительного эмоционального фона обучения;
- воспитание в коллективе и через коллектив;
- необходимость творческого подхода при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
При работе с детьми с особыми образовательными потребностями на первый план выходит коррекционно-развивающего обучение, которое ставит перед педагогом следующие задачи:
В связи с этим в содержание программы были внесены коррективы, учтены психологические и физиологические особенности детей с ограниченными возможностями, ведь очень важно соблюдать охранительный режим при их обучении.
С самого начала занятия ведутся в малых группах – 6 человек, что соответствует численности обучающихся в классе и создаёт благоприятный настрой на процесс дополнительного образования.
Во второй редакции программы «Воронежцы» утверждено два варианта учебно-тематического планирования - для работы в общеобразовательных школах и для интерната, где сокращено количество учебных часов для обучающихся 1 и 2 годов обучения. Удалены часы практического туризма, сокращена теоретическая часть по краеведению и экскурсоведению, предусматриваются паузы физического отдыха. Пересмотрено содержание темы «Развитие творческого потенциала личности в сфере освоения краеведческого материала», больше внимания отводится социально-бытовой ориентировке воспитанников, т. е. расширению их социальных связей. В ходе экскурсий, на прогулках закрепляются правила поведения в общественных местах, в транспорте, различных учреждениях. Ведь только овладев социальными навыками, эти дети смогут в определенной степени приспособиться к жизни.
Особенностью работы с детьми с особыми образовательными потребностями является акцент на их физические возможности. Во второй половине дня они быстрее устают, что сказывается и на проведении дополнительных занятий. Для более успешной реализации программы «Воронежцы» происходит смена видов учебной деятельности, применяется больше наглядно-иллюстративного и игрового материала, используются возможности библиотеки интерната, работа за компьютером в старших классах.
Особое внимание уделено обучающимся с сохраненным интеллектом и хорошей успеваемостью в обучении – они привлекаются к участию в различных конкурсах по краеведению и научно-практических конференциях. Некоторые из них принимали участие в таких мероприятиях не один раз, награждены грамотами и имеют сертификаты участия.
Авторская программа «Воронежцы» помогает детям с особыми образовательными потребностями реализовать свое право на образование и стать более социализированными, получив полноценное участие в жизни общества и самореализацию вразличных видах профессиональной и социальной деятельности.
Список литературы
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
Борисова, С .А. Прушинский .Отв ..ред .:М.Ю. Перфильева .// М .: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009