Президент России 5 января 2015 года внес в Государственную Думу законопроекты, направленные на развитие института уполномоченных по правам человека:
- проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (зарегистрирован в ГД 10.01.2015 за № 692549-6) - далее проект ФКЗ;
-проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека» (зарегистрирован в ГД 10.01.2015 за № 692555-6) - далее проект ФЗ
Проект ФКЗ дает право Уполномоченному:
-оказывать УПЧ в субъектах РФ организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своей компетенции;
-создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа
Проект ФКЗ устанавливает, что Уполномоченный, как лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.
Проект ФЗ вносит изменения:
1) В Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:
-уточняется право Уполномоченного на посещение центров временного размещения лиц, ходатайствующих о признании либо признанных беженцами, вынужденными переселенцами или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, а также на посещение специальных учреждений - устанавливается право беседовать с находящимися там лицами наедине (но в условиях видимости).
2) В Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» для Уполномоченного и УПЧ в субъектах РФ включается право беседовать с находящимися там лицами наедине (но в условиях видимости).
3) В Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:
-конституцией (уставом), законом субъекта РФ может учреждаться должность УПЧ в субъекте РФ, который независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц и назначается на должность (освобождается от должности) законодательным (представительным) органом субъекта РФ;
-определяются основные требования к кандидатурам на должность УПЧ, вводятся ограничения и запреты при осуществлении полномочий;
-определяется круг должностных лиц и органов власти, которые вправе вносить предложения по кандидатурам на должность УПЧ;
-установливается, что до рассмотрения кандидатуры законодательный орган и высшее должностное лицо субъекта РФ согласовывают её с федеральным Уполномоченным;
-закрепляются основания досрочного прекращения полномочий УПЧ законодательным оргаомн субъекта РФ, который предварительно проводит консультации по данному вопросу с федеральным Уполномоченным;
-предусматривается возможность возложения на УПЧ в субъекте РФ функций уполномоченного по правам ребёнка, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов и других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав граждан в субъекте РФ, а также возможность координации деятельности должностных лиц и органов, осуществляющих функции по защите прав граждан;
-устанавливается право УПЧ в субъекте РФ рассмотрения жалоб в отношении территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти, учреждений и организаций федерального подчинения;
-обеспечение деятельности УПЧ в субъекте РФ его аппарата предусматривается осуществлять за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ.