В практике омбудсмена бывают обращения, на решение обозначенных в которых проблем требуется длительное время. История содействия семье К. из г. Семилуки – один из таких примеров.
Но постоянный контроль ситуации со стороны омбудсмена, привлечение к ней внимания различных структур позволили достичь положительного результата.
Многоквартирный дом, где проживала семья К., был признан аварийным еще в 2011 году. В рамках реализации муниципальной программы «Переселение граждан, проживающих на территории городского сельского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах» жители данного дома были переселены в 2017 году. Кроме семьи К., состоящей из 5 человек, в том числе из малолетнего ребенка и 30-летней Е.К. - девушки-инвалида I группы, с детства страдающей тяжелыми психическим и физическим заболеванием.
Е.К. требовала особой заботы и ухода. В силу заболевания она может передвигаться только на инвалидной коляске и с посторонней помощью. Ее опекуном является мать.
Для переселения из аварийного жилья семье предложили варианты двухкомнатных квартир с обязательным соблюдением требования: общая площадь должна быть не меньше прежней.
Однако переезд не состоялся. Так как планировки указанных квартир оказались не предназначены для передвижения инвалида на коляске, особенно, если в квартире установить мебель. Также жилая площадь оказалась меньше прежней, что для семьи из 5 человек (один из которых постоянно лежачий взрослый человек) делало их проживание там невозможным. Стоит учесть и то, что для хранения инвалидной коляски и памперсов, которые выделяют на год, необходимо наличие кладовки. Ранее для этого семьей использовался сарай, расположенный рядом с домом.
Уполномоченный по правам человека неоднократно обращался к главе администрации Семилукского муниципального района с целью разрешения вопроса о немедленном переселении семьи К. из аварийного жилого помещения в жилое помещение с учетом интересов инвалида, являющегося собственником жилья. По результатам переписки и встречи была достигнута договоренность о рассмотрении варианта квартиры именно по этому критерию. Вскоре заявительница сообщила, что ей действительно, показывались подходящие варианты квартир, в том числе рядом с поликлиникой. Но ни одна из них предоставлена К. так и не была.
После переселения остальных жильцов из аварийного жилья в 2017 году семья продолжала проживать в опасном для жизни помещении и зимовать без отопления.
В период с 2017 по 2020 годы между городской администрацией и К. возникали многочисленные споры, которые разрешались в судебном порядке. Так, судебными органами было рассмотрено 6 гражданских дел по искам администрации к К. и заявителей к органам местного самоуправления.
В мае этого года уполномоченный обратился в областную прокуратуру с рекомендацией о проведении проверки по вопросам переселения семьи К. из аварийного многоквартирного дома, безопасности проживания семьи в аварийном доме, в том числе с малолетним ребенком и лежачим инвалидом, нарушения сроков реализации муниципальной адресной программы.
Прокурорская проверка способствовала решению многолетней сложной ситуации.
Прокуратура подтвердила, что квартиры, предлагаемые семье К., не соответствовали требованиям, предъявляемым к помещениям, в которых проживают семьи с инвалидом, использующие при передвижении кресло-коляску.
Также был выявлены нарушения закона, допущенные при проведении изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, при формировании участка под многоквартирным домом.
В середине июля прокуратура района внесла в адрес главы администрации представление.
Между администрацией и семьей заявителя была достигнута договоренность по вопросу переселения в жилое помещение, соответствующее установленным законам нормам. В итоге К. было предоставлено право выбора подходящей квартиры.
12 августа администрацией с К. был заключен договор мены жилого помещения, который зарегистрирован в реестре.
Жилищные права семьи К. защищены.